КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познавательные интересы учащихся (по Г. И. Щукиной)
Основные усилия школьников направлены на реализацию познавательной деятельности, связанной с изучением системы знаний в различных научных областях. На основе данной деятельности происходит развитие важнейших личностных образований учащихся. Одним из них является познавательный интерес, который теснейшим образом сопряжен с формированием таких сторон личности, как миропонимание, мировоззрение, мироощущение и др. Познавательный интерес выступает как интегральное образование, побуждающее личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало. Интерес выступает как энергичный активатор, стимулятор не только познавательной, но и любой другой деятельности. В педагогической практике сложились различные подходы к пониманию познавательного интереса. Одни видят в нем лишь проявление такой черты педагогического процесса, как занимательность. Занимательность предполагает внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся. Тем самым вызывается так называемый непосредственный интерес, не изменяющий внутреннего плана деятельности школьников, их отношения к учению. По мнению Г. И. Щукиной, занимательность эффективна лишь тогда, когда она понимается как фактор, влияющий на внутренний мир ученика [111]. Для этого она должна реализовывать следующие функции: • осуществлять первоначальный толчок к познавательному интересу; • выступать опорой для эмоциональной памяти; • служить средством разрядки напряженной обстановки в классе; | • способствовать повышению эмоционального тонуса тех учеников, которые испытывают определенные трудности в усвоении материала. Более правомерным является подход, в рамках которого познавательный интерес рассматривается как мотив учебной деятельности. В этом случае от самого ученика требуется определенная готовность и стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, выражающихся в следующих свойствах:
• он раньше других мотивов осознается школьником; • более точно выражает мотивацию учения; • более доступен для наблюдения и управления; • имеет меньшую ситуационную обусловленность, побуждая школьника заниматься не только на уроке, но и дома; • выступает звеном в системе мотивации, тесно связан с мотивами долга, ответственности. В процессе становления личности школьника его познавательные интересы развиваются. Достаточно условно можно выделить последовательные стадии развития интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, привлекающими внимание человека обстоятельствами. Эта стадия интереса по сути эмотивна, так как с устранением внешних причин исчезает и сама избирательная направленность. Поэтому, находясь на стадии любопытства, ученик, как правило, довольствуется лишь занимательностью той или иной ситуации. Любознательность — состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Как правило, активизируется в ситуациях, связанных с затруднениями в деятельности, возникновением загадочных явлений в окружающей среде. Характеризуется активным проявлением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.
Познавательный интерес выражается в познавательной активности, ясной избирательной направленности на учебные предметы, ценной мотивации, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Характеризуется поступательным движением познавательной деятельности, связанной с активным поиском интересующей школьника информации. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов конкретной науки, так и с использованием знаний как инструмента познания действительности. Выражается в активной самостоятельной работе с научной литературой, в проведении опытно-экспериментальной работы в рамках школьных творческих объединений (кружки, секции), в общении со специалистами определенного профиля деятельности. Процесс развития познавательного интереса имеет свои тенденции. В качестве наиболее общих называются следующие направления развития: • смещение интереса во внутренний мир школьника от интереса, связанного с внешними стимулами и учебными ситуациями; • дифференциация интереса от диффузного отношения к учебе («нравится все», «не знаю, что нравится») к проявлению интереса к отдельным областям знания (учебным предметам); • стабилизация интереса в рамках определенного направления, в отличие от частой смены, подверженной случайным влияниям; • углубление интереса от внимания к поверхностным чертам к раскрытию внутренних отношений и закономерностей [111]. С точки зрения прохождения ребенком определенных ступеней школьного обучения также можно говорить о проявлениях определенных черт познавательного интереса. Так, интересы младших школьников отличаются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании изучаемых ими знаний. Большую роль в развитии такого отношения к действительности играют практические действия учеников с растениями и животными во внеурочное время. Происходит активное расширение кругозора за счет получения многообразной информации из газет, журналов, телепередач. Познавательные интересы подростков обеспечивают им достаточно высокую активность в учебном процессе и в поиске дополнительной информации по значимым для них вопросам. Своими познаниями подросток нередко опережает прохождение программного материала и может использовать в учебном процессе информацию, полученную им самостоятельно. Это вызывает у него чувство самоуважения и укрепляет его познавательный интерес.
Интересы старшеклассников во многом обусловлены их стремлением найти ответы на вопросы, связанные с проблемой человека, его местом в мире, отношениями между людьми. На этом фоне у них развивается интерес к этическим нормам, моральным оценкам людей, происходит переоценка многих ранее усвоенных ценностей. Активизируются процессы самопознания, размышления о жизненных перспективах. Проведенные исследования показывают, что наряду с проявлениями общих признаков имеет место достаточно сложное расслоение учащихся по характеру их познавательных интересов. Считается, что в каждом классе имеются представители, как минимум, трех основных групп учащихся: с аморфно-неясными, многосторонне-широкими, локально-стержневыми интересами. Учащиеся с аморфно-неясными интересами отличаются инертностью, низкой учебной активностью, волевой расслабленностью. Учение для таких школьников предстает как неприятная обязанность. В силу этого они требуют особого внимания со стороны учителя в управлении их учебными действиями. Учащиеся с многосторонне-широкими интересами отличаются тем, что проявляют познавательную активность, стремятся искать и находить новое во всех областях предметного мира. На уроках такие ученики всегда мобильны, живо откликаются на все действия учителя, активно участвуют в обсуждении трудных вопросов, стремятся поделиться своими знаниями с товарищами. Вместе с тем они требуют определенного направляющего воздействия со стороны учителя для того, чтобы излишняя широта и слабая дифференцированность их интересов не мешали глубокому проникновению в суть изучаемого материала. Учащиеся с локально-стержневым характером интересов, как правило, сосредотачивают свое внимание на одной-двух областях знания, в которых они стремятся глубоко разобраться как в ходе занятий, так и за счет самостоятельной работы. Уровень осознанности таких интересов достаточно высок. Школьники, как правило, способны аргументированно обосновывать свое избирательно отношение к учебным предметам.
Преподавателю необходимо заботиться о том, чтобы доминирование интересов в отдельных областях знания не мешало всестороннему образованию и развитию личности школьника. По мере своего формирования учебный интерес может превратиться в устойчивое качество личности. В этом случае школьника отличают пытливость, любознательность, жажда знаний, которые во многом определяют характер его отношений к миру и процессу познания. В этом случае познавательный интерес определяет поисковый, творческий характер любого вида деятельности. В связи с этим можно согласиться с утверждением о том, что познавательный интерес и его становление могут быть рассмотрены как показатель общего развития личности школьника. Влияние познавательного интереса на развитие личности обеспечивается рядом условий: • уровнем развития интереса — его силой, глубиной, устойчивостью; • характером проявления интереса в деятельности школьника — аморфно-неясным, многосторонне-широким, локально-стержневым; • местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; • направленностью интереса — на теоретическое освоение науки или на прикладные возможности знаний; • осознанностью интереса — связью с жизненными планами и профессиональными перспективами [111]. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Наличие познавательного интереса в его совершенных формах и относительно высоких уровнях придает любой деятельности школьника интеллектуальную активность и действенное начало.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 14474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |