Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознательность учения школьников




Положение о сознательности учения существенно расширяет пси­хологический контекст анализа процесса учения, выводя его за рамки чисто «интеллектуалистической» схемы. Общая идея такого подхода состоит в том, что сознание не может быть выведено из мышления. Сознание — это не просто мышление в совокупности с другими познавательными процессами. Оно несет в себе качественную новизну, обусловленную способностью сознания выражать не только знание о мире, по и отношение к миру, В том числе и отношение к миру своих знаний.

Требование сознательности учения в контексте рассмотрения мо­тивов учения одним из первых в отечественной психологии было рас­крыто С. Л. Рубинштейном [86]. По его мнению, основным мотивом учения должно выступать стремление подготовиться к будущей жиз­ни. Вместе с тем у школьника возникает целый ряд промежуточных мотивов, не связанных напрямую с конечной целью. Это стремление получать хорошие оценки, получать одобрение от старших и др. Пре­обладание подобных мотивов над должными приводит к преобразованию учения из цели в средство, что существенно искажает смысл разрешаемых школьником задач. В итоге отношение к учению пере­стает быть сознательным.

Чтобы этого не происходило, педагоги должны обеспечивать выпол­нение целого ряда психологических требований.

Во-первых, добиваться осознания учеником оснований и смыс­лового содержания осваиваемых в процессе учения положений, в про-тивоположность формальному, механическому заучиванию пустых формул и необоснованных положений.

Во-вторых, помнить, что на отношение к учению существенно влияют мотивы учения, отношение учащегося к учению и тому, чему он обучается.

В-третьих, для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, нашли отклик и опор­ную точку в его переживаниях.

В целом сознательность учения определяется тем, насколько усваи-ваемый материал оказывается личностно значимым для школьника. Поэтому можно сказать, что сознательность учения — интегральная характеристика отношения ученика к процессу учения, обусловленная тем, насколько усваиваемый материал оказывается личностно значи­мым для школьника. При этом оба процесса — сознательность усвоения и понимание усвоенного — оказываются достаточно тесно взаимосвя­заны. Так, с одной стороны, личностное отношение к изучаемому мате­риалу предполагает достаточно глубокое понимание его объективного содержания. В то же время наличие у школьника заинтересованного отношения к предмету само по себе способствует более глубокому про­никновению в учебный материал.

Таким образом «сознательность учения» выступает, по сути дела, достаточно самостоятельным компонентом психики, образующим «второй план» по отношению к процессу усвоения. Его структуру гра­фически можно представить следующим образом (рис. 4.1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.