КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние мотивации достижения на результаты учебных действий (по Г. Клаусу)
Опытно-экспериментальное знание Актуальность исследования. Согласно взглядам Г. Клауса, положительный результат учения может быть рассмотрен как определенное достижение школьника [52]. В связи с этим возникает вопрос о влиянии мотивации достижения на результаты учебных действий. При этом мотивация достижения школьника может быть рассмотрена как готовность стремиться к целям и быть настойчивым в этом. Последующее сопоставление стремления и достигнутого, желания и действительности, намерения и осуществления приводит к переживанию успеха или неудачи. Итог такого переживания оказывает свое влияние на направленность и силу последующих стремлений. В поведении школьника начинают проявляться определенные тенденции — либо «надежда на успех», либо «боязнь неудачи». Данные тенденции могут закрепиться в мотивационной сфере школьника. В том случае, если ученик часто сталкивается с неудачей в важных для него сферах жизни, у него возникает снижение веры в себя, в свои силы. Таких людей предлагается в дальнейшем называть «ориентированными на неудачу» (ОН). Другой тип представляют школьники, «ориентированные на успех» (ОУ). Как правило, они уверены в своих силах и не испытывают страха в ситуациях проверки достижений. В силу такого оптимистического настроя такие школьники более полно реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей. Учителям нередко приходится иметь дело со школьниками, которые не справляются с контрольными заданиями (особенно в условиях жесткого временного лимита). В этом случае очень важно разобраться в действительных причинах неудачи — либо школьник плохо усвоил материал, либо не выполнил задание только потому, что не верил в себя. В связи с этим представляет интерес уточнение тех связей, которые существуют между мотивацией достижения- и учебной деятельностью. Исследованность проблемы. Влияние социальных условий развития и типологических различий на характер связей между надеждой на достижение и реальным результатом изучалось в середине прошлого века психологами, примыкавшими к индивидуальной психологии А. Адлера. В последнее время в этой области ведутся исследования, направленные на изучение мотивации деятельности, каузальной атрибуции, локуса контроля. Объект исследования. Случайная выборка школьников. Предмет исследования. Влияние мотивации достижения на успешность решения учебных задач школьниками равного уровня интеллекта. Цель исследования. Выявить различия в познавательном и учебном поведении школьников, ориентированных на успех (ОУ) и на неудачу (ОН). Гипотеза исследования. В решении задач испытуемые, ориентированные на успех, превосходят школьников, ориентированных на неудачу. Методический замысел. Случайная выборка школьников (74 учащихся 9-х классов и 49 учащихся 5-8-х классов) обследовалась с помощью модифицированного варианта теста «Решетки мотивации достижений» Шмальта 1976). Для каждого испытуемого рассчитывался такой показатель, как «чистая надежда 1» (ЧН-1), позволяющий судить о том, насколько у данного испытуемого преобладает боязнь неудачи или надежда на успех. Распределение значений данного показателя для данной выборки разбивалось пополам по медиане. После выделения промежуточной зоны с границами М+g и М- g тех испытуемых, чьи показатели оказались за пределами этой зоны, распределили на две группы. Первая группа — те, кто ориентирован на неудачу (область отрицательных значений ЧН-1). Вторая группа — те, кто ориентирован на успех (область положительных значений ЧМ-1). Всех представителей этих групп обследовали на предмет выявления уровня интеллекта. Из каждой группы выбрали равное количество школьников, обладающих примерно одинаковым уровнем интеллекта, которые и составили две экспериментальные группы. Представителям экспериментальных групп были предложены индивидуальные задания на решение задач, образование понятий, заучивание списка слов, выполнение теста на концентрацию внимания. Кроме того, предлагались устные задания на счет, которые необходимо было выполнять в условиях взаимной конкуренции школьников. Время выполнения всех заданий было ограничено. Достигнутые школьниками результаты решения задач и выполнения заданий регистрировались и оценивались. Полученные результаты. Многократное решение учениками задачи «Ханойская башня» (оптимальное решение задачи достигается за 63 хода) показало, что получаемые результаты подвержены определенной динамике. Так, ориентированные на у спех школьники, уже после нескольких повторений достигали оптимального уровня выполнения задания. Школьники, ориентированные на неудачу, приходили к этому результату после большего числа попыток, а некоторые не достигали его и после десяти попыток. Это показывает, что ориентированные на успех быстрее обучаются образовывать понятия, чем школьники, ориентированные на неудачу. В экспериментах с сортировкой карточек школьники, ориентированные на успех, делают меньше ошибок, чем представители другой группы. Они более внимательны к поступающей от экспериментатора информации и проверяют свои гипотезы решения последовательно и до конца. Те, кто ориентирован на неудачу, склонны к поспешной смене гипотез без достаточных на то оснований. Тем самым ориентированные на успех обнаруживают лучшие способности к длительному сосредоточению, чем ориентированные на неудачу. Теоретические выводы. Между школьниками, ориентированными на успех и ориентированными на неудачу, имеются существенные различия в качестве и результатах учебных действий. Ориентированные на успех школьники по сравнению со школьниками, ориентированными на неудачу, демонстрируют более адекватные способы решения задач, быстрее выделяют существенные признаки, воспринимают за единицу времени большее количество вербальной информации и лучше ее запоминают. Они быстрее и активнее учатся на своих ошибках, отказываются от гипотез, как только убеждаются в их ошибочности, быстрее находят оптимальные для определенных классов задач стратегии решения. Отдельные, чересчур уверенные в успехе школьники периодически нуждаются в определенном педагогическом воздействии, способном уберечь их от переоценки своего «Я». Школьникам, ориентированным на неудачу, наоборот, желательно оказывать поддержку в виде одобрения, укрепления веры в себя, в открытом выражении признания их усилий и заслуг. В ситуациях, когда школьники этих двух различных психологических типов добиваются близких результатов, от преподавателя требуется строго индивидуализированная педагогическая реакция.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |