КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознательность учения
Рис. 4.1. Сознательность учения Глубина «залегания» психологических механизмов сознательности во многом свидетельствует об определенной трудности воздействия на нее внешними педагогическими средствами. Вместе с тем педагогика выделяет в качестве самостоятельной задачи процесса обучения формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. В рамках процесса воспитания признается необходимость и возможность формирования у школьников взглядов и убеждений. Осуществление целостного педагогического процесса предполагает использование методов формирования сознания и методов стимулирования и мотивации деятельности. Все это свидетельствует о том, что педагоги располагают достаточными средствами для того, чтобы обеспечить сознательное отношение к учению. Вместе с тем практика обучения продолжает сталкиваться со многими трудностями в этом плане. В свете этого особый интерес приобретают те подходы к решению данной проблемы, которые накопила педагогическая психология. Развернутый анализ данной проблемы дал А. Н. Леонтьев в своей статье «Психологические вопросы сознательности учения», впервые опубликованной в 1947 г. [59]. Согласно его взглядам, проблема сознательности учения состоит в поисках ответа на вопросы о том, что сознает ребенок в учебном материале и как он это сознает. Традиционный ответ гласит: предметом сознания является то, на что направлено внимание школьника. В итоге учебный материал. — это то, что осознается, а внимание — это ответ на вопрос о том, как происходит процесс осознания. В то же время анализ позволяет выявить существенные различия между процессами внимания и процессами осознания. Внимание как сосредоточенное восприятие обеспечивает лишь первоначальную ориентировочную реакцию, которая достаточно быстро угасает. Для более глубокого проникновения в учебный материал требуется такая организация внимания, при которой учебный материал начинает занимать место цели в деятельности школьника. Однако в учебном процессе активность школьника протекает, как правило, в своей внутренней форме — в виде действия, отвечающего познавательной цели. Восприятие оказывается выключенным из практического действия. Оно само превращается в одно из ключевых действий, реализующих учебную активность школьника. В итоге возникает противоречие между тем действием, которое реализует школьник в учебном процессе (читать, писать, считать), и той деятельностью, которая кроется за учебным материалом (за любым знанием всегда кроется определенный способ деятельности в своем свернутом виде). В итоге учебные действия оказываются во многом лишены своего истинного мотива, связанного с той деятельностью, которая в свернутом виде представлена в учебном материале. Таким образом, школьник оказывается в ситуации, требующей от него теоретических действий в условиях познавательной по своему общему типу учебной деятельности. Недостаточная связь его учебных действий с внешними, практическими действиями и приводит к отрыву внимания от понимания и дальнейшего осознания. В качестве основного средства преодоления данного недостатка учебной деятельности автор предлагает использовать такие педагогические методы, как наглядность самого предмета изучения, а там, где это возможно, и внешние действия учащихся с этими предметами. При этом необходимо различать наглядность как расширение представлений учащихся о действительности и наглядность как средство проникновения в сущность явлений. Для проблемы сознательности главным является рассмотрение именно второго аспекта наглядности. В этом случае на первый план выходит такое представление материала, посредством которого предмет усвоения еще только должен быть найден самим школьником. Для этого наглядное изображение должно не иллюстрировать изложение материала, а обеспечивать раскрытие именно того предмета, который подлежит сознаванию и усвоению. Рассмотрение различных вариантов использования наглядности в процессе обучения позволило А. Н. Леонтьеву сделать вывод о том, что степень сознательности во многом зависит от соотношения учебной деятельности и деятельности осознания. Подобное отношение может быть трояким. Во-первых, обе эти деятельности могут совпадать друг с другом, что обеспечивает наиболее эффективную деятельность наглядности. Второй вариант — учебная деятельность может подготовлять деятельность сознания. В этом случае педагогу важно обеспечить плавный переход первого во второе. Еще один вариант возникает в том случае, когда эти деятельности оказываются не связанными между собой. В этом случае наглядный материал оказывается во многом бесполезным элементом, который зачастую лишь отвлекает обучаемых от сути дела. Еще один аспект проблемы сознательного отношения к учению — это различение того содержания, которое актуально сознается школьником, и того, которое лишь оказывается в сознании. Актуально сознается лишь то содержание, которое является предметом целенаправленной активности школьника. Это означает, что оно выступает в роли цели внешнего или внутреннего действия школьника. Другая форма отношения к учебному материалу — это наличие сознательного контроля осуществления определенных операций с данным материалом. В качестве операций школьника выступают те способы, с помощью которых осуществляются действия. При этом и сами эти операции могут существенно различаться по своему психологическому механизму. Одни операции могут быть названы сознательными — это те, которые сформировались путем превращения в них прежде сознательного] целенаправленного действия. Другие операции возникают путем механического «прилаживания» субъекта к предметным условиям и в силу этого не способны сознательно контролироваться. Это, в частности, можно сказать об операциях, осуществляемых с помощью счета, о речевых операциях и др. Таким образом, сознание школьника в учебном процессе «по-разному» относится к различным фрагментам содержания обучения. Задача обучающего состоит в том, чтобы обеспечить тенденцию на активизацию актуального сознавания изучаемого материала. Для того «чтобы то или иное содержание могло быть сознательно контролируемым в условиях, когда актуально сознаваемым является другое содержание, нужно, чтобы оно раньше занимало структурное место непосредственной цели действия» [59, с. 271]. Другой аспект сознательности обучения связан с тем, как школьник относится к изучаемому материалу. Для этого необходимо различать две такие формы проявления сознания, как значение и смысл. Значение — это то обобщение действительности, которое зафиксировано в определенном знаковом средстве (слове, формуле и т. д.). Значения существуют объективно как элемент общественного опыта (в виде научного знания, произведения искусства и др.). С помощью значений человек познает мир, в том числе и в ходе школьного обучения. В этом случае возникает вопрос о том, что происходит с объективными по своей сути значениями при овладении ими школьниками, По мысли А. Н. Леонтьева, в этом случае значения приобретают такую психологическую характеристику, как смысл. При этом смысл не содержится в самом значении и в силу этого не может возникать из значения. Смысл порождается тем отношением, которое посредством значения складывается между субъектом и окружающей его действительностью. Поэтому сознание как отношение к миру раскрывается именно как система смыслов. То или иное проявление смысла обусловлено отношением непосредственного предмета действия к мотиву деятельности, в которую оно включено. Следовательно, сознательность знаний характеризуется именно тем, какой смысл приобретают они для самого школьника. Но отношению к познавательным процессам смысл является тем, что делает эти процессы не только направленными, но и пристрастными. Именно это и придает мышлению психологически содержательный характер, отличающим его от механистической переработки внешних впечатлений. Из этого вытекает тот факт, что смыслу нельзя обучить. Смысл того или иного содержания можно только раскрыть в процессе обучения, воплотив его в определенную идею. Из этого вытекает вывод о том, что смыслу не учат — смысл воспитывают. В этом, в частности, состоит психологическая природа единства обучения и воспитания школьников. Процесс понимания учебного материала находится в определенной зависимости от смыслового отношения к нему. Так, оказалось, что успешность решения задач во многом зависит от мотива, побуждающего школьника к данному действию. А за мотивом всегда стоит смысл, который имеет данное действие для школьника. Исследования показали, что лишь при условии возникновения собственно познавательных мотивов возможно действительное, а не только формальное овладение операциями теоретического мышления. Если такого мотива не возникает, то и теоретические знания, и обеспечивающие их операции усваиваются формально. Таким образом, ни понимание, ни само по себе знание изучаемых значений не обеспечивают сознательность школьника. Понимание — это всего лишь предпосылка сознательного отношения к учебе. Сознательность учения — это новое психологическое измерение, связанное со смысловой характеристикой изучаемого материала. Следовательно, недостаточно, чтобы школьник усвоил значение того или иного учебного предмета. Нужно добиваться и того, чтобы он соответствующим образом относился к изучаемому, т. е. чтобы обучение имело жизненный смысл для учащегося. В дальнейшем положение о сознательности учения было принято в качестве обязательного компонента структуры усвоения знаний. В итоге представление о психологической структуре усвоения приобрело, согласно взглядам Н. Д. Левитова [58], следующий вид (рис. 4.2): 1) сознательное отношение учащегося к учению, выражающееся во внимании, интересе и готовности затратить волевые усилия, необходимые для преодоления трудностей; 2) процессы непосредственного, чувственного ознакомления с материалом: ощущения, восприятия, наблюдения; .4) мышление как процесс установления ассоциативных связей и понимание как связывание нового с тем, что уже известно; -1) представления памяти и воображения в виде первоначального запоминания и запоминания и виде закрепления знаний (заучивания). Рис. 4.2. Место сознательного отношения к учению в структуре процесса усвоения В этом случае сознательность усвоения рассматривается как следствие определенной мотивации ученика, которая и обеспечивает интерес к учебному материалу и сосредоточенность внимания на нем. При этом ученик должен быть готов приложить определенные волевые усилия для преодоления тех трудностей, которые могут возникнуть при реализации данных целей и мотивов. В своей совокупности все эти компоненты призваны закрепить положительное отношение ученика к учебной работе. Задача учителя — воспитывать должное отношение к учебным занятиям как общую направленность психической жизни школьника.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |