Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перенос и накопление осадка

Стадия седиментогенеза.

Лекция 5.

 

Образовавшийся осадочный материал в большинстве случаев не остается на месте. Под воздействием внешних сил он перемещается и накапливается в понижениях рельефа суши или на дне водоемов. Транспортировка его осуществляется в водной, воздушной или твердой (ледники) средах. Во всех случаях решающую роль играет сила тяжести. Именно она обуславливает перемещение ледников, рек, регламентирует дальность переноса атмосферой. Некоторую работу осуществляют и живые организмы.

Водная среда – один из основных агентов переноса осадочного материала. Реки, временные потоки, возникающие при выпадении атмосферных осадков, таянии снега и льда, морские и океанические течения несут огромные количества различного вещества. Величина переносимых обломочных частиц определяется скоростью перемешивания водных потоков и плотностью материала. Перемещение частиц, в зависимости от их формы, размера и плотности, осуществляется во взвешенном состоянии, скачкообразно (путем сальтации) или перекатыванием. Вовлечь частицы в движение труднее, чем поддерживать их перемещение. Помимо обломочного материала вода переносит большое количество вещества в растворенном и коллоидальном состоянии.

Огромную работу совершают временные потоки, особенно в горных районах – сели. Транспортирующее значение морских и океанических течений определяется их скоростью (в среднем 3м/сек) и протяженностью – тысячи километров (например Гольфстрим). Деятельность приливно-отливных и прибрежных течений, в значительной степени, связано со взмучиванием осадка. В прибрежных частях на глубине до 200м и более волнения взмучивают осадок в широкой зоне, поэтому перемещение терригенного материала имеет значительно большие масштабы.

Воздушная среда. Ее транспортирующая способность определяется скоростью движения воздушной массы. Плотность воздуха несравненно ниже, чем воды, поэтому и транспортирующие возможности при равной скорости у воздушной массы значительно ниже. Вовлечь в процесс перемещения влажный материал значительно труднее, чем сухой. Максимальный размер обломочных частиц, переносимых ветром, не превышает 20мм. Колоссальные количества обломочного материала переносят ураганные ветры и песчаные бури.

Расстояния, на которые переносится материал, определяются размером частиц, постоянством скорости и направленности воздушного потока.

Твердая среда. Материковые льды, перемещаясь вниз по падению каменного ложа, увлекают с собой обломки различного состава и размера. Не отсортированные, мало или совсем не окатанные, они могут транспортироваться дальше талыми водами или накапливаются с образованием конечной морены. Объем и дальность переноса зависят от характеристики ледника, скорости его перемещения и прочности пород, слагающих ложе ледника. Протяженность конечных морен составляет 10-100м, а мощность – нескольких метров, иногда до 10-15м.

Ледники, сползающие с материков и островов в моря (айсберги), также несут осадочный материал, который по мере таяния оседает на дно морей и океанов. Поэтому крупные обломки пород и даже глыбы оказываются далеко в океане и погребены среди тонкозернистого и глинистого осадка. Из морских льдов, как средство переноса осадочного материала, имеют значение лишь прибрежные (припай) льды, которые достигают дна водоемов. В результате таяния таких льдов происходит переотложение прибрежных осадков на значительное удаление от берега.

Действие силы тяжести проявляется не только при переносе частиц водой, атмосферой и ледниками, но и самостоятельно. Наиболее ярко, как фактор переноса, ее можно наблюдать в горных районах, особенно при землетрясениях, вызывающих интенсивное растрескивание пород, и в морях и океанах при возникновении мутьевых (или турбидных) потоков, скорость перемещения которых может достигать нескольких десятков километров в час. С перемещением под действием силы тяжести связаны и такие явления, как осыпи и оползни.

Роль упомянутых сил природы в транспортировке осадочного материала не одинакова в различных физико-географических условиях. Во влажных районах с обильным растительным покровом перенос материала осуществляется, в основном, водными потоками. В области развития пустынь и полупустынь основную работу выполняет атмосфера. В высокогорных районах и полярных областях – ледники и сила тяжести.

В процессе переноса обломочный материал шлифуется, окатывается и уменьшается в размерах. Быстрее всего окатываются крупные обломки. Механически непрочные обломки (сланцы, слюды и др.) дробятся и переходят в пелитоморфное состояние или полностью разрушаются (кальцит, доломит, гипс и прочее). Химически нестойкие соединения в условиях дневной поверхности (пироксены, основные плагиоклазы, органические вещества и др.) в значительной мере разлагаются и растворяются.

Все выше сказанное применительно не только к существующей географической обстановке, но может быть использовано и при анализе условий переноса в более древние этапы геологической истории. Не вызывает сомнений, что в геологическом прошлом роль отдельных сил природы в процессе транспортировки материала существенно отличалась от современной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Расчетная схема автомобиля при торможении | Тема 5. Педагогическое наблюдение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.