КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Педагогическое наблюдение
Накопление осадка. Осадочный материал, растворенные газообразные вещества, находившиеся в состоянии неустойчивого равновесия, при взаимодействии с окружающей средой, между собой и при участии живых организмов могут перейти в осадок. Места его накопления – водные бассейны и поверхность суши, однако значение первых несравненно выше. Общий объем осадка и его физико-химические признаки определяются, с одной стороны, качеством и количеством поступающего осадочного материала, с другой – физико-географической обстановкой, в которой происходит седиментогенез. При обильном поступлении материала и стабильной обстановке может образовываться мощный слой осадка, и наоборот – периодическое изменение обстановок приводит к формированию тонкого переслаивания осадочных образований, различных по составу, генезису и строению. Крупные частицы имеют большую скорость осаждения, и будут накапливаться ближе к источникам сноса. Мелкие, могут путешествовать длительное время. Определенное влияние на скорость осаждения частиц оказывает вязкость водной среды, возрастающая с понижением температуры, повышением солености и концентрации коллоидальных частиц. Скорость накопления осадков в водной среде колеблется в очень широких пределах – от долей мм до нескольких см/год. Минимальная скорость в современную эпоху наблюдается в центральных частях океанов и составляет 0,006-0,008мм/год. Максимальные – характерны для дельт крупных и горных рек и бассейнов с высокой минерализацией вод (до 20см/год и более). План 1. Понятие о педагогическом наблюдении. 2. Объекты педагогического наблюдения. 3. Условия проведения педагогического наблюдения. 4. Виды педагогических наблюдений. 1. Понятие о педагогическом наблюдении. Педагогическое наблюдение является планомерным анализом и оценкой индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ход этого процесса. Отличие педагогического наблюдения от простого наблюдения: - планомерность и конкретность объекта присмотра. - наличие специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений (специальные протоколы, специальные регистрации условных обозначений). - последующая проверка результатов наблюдения. Преимущества педагогического наблюдения: · В педагогических наблюдениях наблюдается сам педагогический · Позволяет фиксировать педагогические события в момент их протекания. · Педагогическое наблюдение можно успешно использовать для оценки отдельных результатов в физическом воспитании. · Исследователь в ходе педагогического наблюдения получает фактические сведения о событиях, а не мнении других лиц об этих событиях. · Наблюдатель не зависит от умения исследуемых выражать свою мысль и оценивать свои действия. Слабые стороны педагогического наблюдения: > Наличие элементов субъективизма со стороны наблюдателя в анализе и оценке педагогических явлений и фактов, которые происходят. > Невозможность освещения некоторых сторон деятельности учеников и преподавателя. > Возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные не репрезентативными. > Пассивность исследователя - он не может активизировать те стороны деятельности учеников и педагога, которые являются объектом изучения. Педагогическое наблюдение применяется в таких случаях: 1.Когда следует получить сведения о педагогическом процессе от первого 2. Когда необходимо собрать первичную информацию, что не требует большой выборки. 3. Когда следует дать педагогическую оценку факторам, которые получены с помощью других методов исследования. 4. Когда нужно провести разведку с целью уточнения заданий и методики исследования. 5. Когда на завершающем этапе исследования предусматривается проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе других методов. 2. Объекты педагогического наблюдения. Ими могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать, не нарушая процессы обучения и воспитания. Наблюдение становится объективным тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (число разных замечаний преподавателя на уроке). К возможным объектам педагогического наблюдения могут принадлежать: · Задачи воспитания и обучения; · Средства физического воспитания и их место в занятии; · Методы обучения и воспитания (наглядные, словесные, практические); · Поведение учеников и преподавателя; · Характер и величина тренировочных нагрузок; · Тактические действия; · Величина пространственных перемещений учеников (величина разгона при прыжке в длину, дальность полета диска); · Количественная сторона процесса (количество гребков, шагов); · Некоторые элементы техники выполнения движений. 3. Условия проведения педагогического наблюдения Основные условия успешного проведения педагогического наблюдения: 1. Выбор объекта наблюдения, который зависит от заданий исследований. В любом случае исследователь не должен влиять на деятельность преподавателя. Весь учебно-воспитательный процесс должен осуществляться в соответствии с индивидуальными планами и возможностями самого педагога. 2. Педагогический анализ и оценка учебно-воспитательного процесса. Основным недостатком анализа и оценки, есть определенная мера их субъективности и большая сложность точной регистрации фактов и явлений, которые наблюдались. Поэтому главные усилия любого исследователя должны быть направлены, прежде всего, на разработку способов объективизации своих наблюдений. С этой же целью необходимо стремиться использовать (параллельно с анализом и оценкой) другие методы сбора текущей информации (хронометраж, кино- и фотографирование и тому подобное). Перед проведением педагогического наблюдения исследователь должен: · Определить задачи наблюдения. · Наметить объекты наблюдения. · Определить способ проведения наблюдения. · Подобрать способы регистрации полученных результатов. · Установить методы анализа полученного материала. Для проведения педагогического наблюдения используются такие способы: 1. Протоколирование. · словесное описание: · графическое описание; стенограмма. 2. Фотографирование и киносъемка. 3. Звукозапись. 4. Виды педагогических наблюдений. В теории и методике педагогических исследований не существует общепринятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризоваться. В настоящее время можно говорить лишь об условной группировке видов, причем в большей степени заимствованных у социологов. Виды педагогических наблюдений По объему Проблемные тематические По программе Разведывательные основные По стилю Включенные не включенные По уровню осведомленности Открытые скрытые По времени Непрерывные прерывистые Проблемное наблюдение - это наблюдение за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, которые составляют в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания; изучение структуры и содержания урока. Наблюдение могут осуществлять два исследователя. Тематическое наблюдение - характеризуется более узкими рамками объекта (можно наблюдать знание выполнения упражнения). Разведывательное наблюдение - не имеет четкой программы, применяются с целью разработки методики исследования. Основное наблюдение - имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксации результатов. Включенное наблюдение - предусматривает активное участие самого исследователя в учебно-воспитательном процессе. Не включенное наблюдение - исследователь наблюдает, не принимая участия в учебно-воспитательном процессе. Открытое наблюдение – при котором ученики и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытое наблюдение - ученики и преподаватели не знают, что за ними наблюдают. Непрерывное наблюдение - характеризуется длительностью, какое свойственное потому, что изучается (можно проследить исследование от начала до конца). Прерывистое наблюдение - изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение педагогического наблюдения. 2.Назовите преимущества и слабые стороны педагогического исследования в сравнении с другими методами исследования. 3.В каких случаях применяется педагогическое наблюдение. 4.Которыми являются объекты педагогического исследования. 5.Назовите основные условия проведения педагогического наблюдения. 6.Назовите виды педагогических наблюдений.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |