КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект оценивания
Экспертиза научного и технического творчества
Рассматривая диссертацию как объект экспертизы, целесообразно провести некоторые параллели между техническим и научным творчеством ввиду того, что этим сферам деятельности присущ целый ряд весьма сходных коренных черт, а именно: непосредственным продуктом той и другой деятельности, приводящим к практической отдаче, является идея, обладающая новизной и полезностью. При этом в техническом творчестве идея должна найти воплощение в техническом, инженерном, конструкторском, организационном или ином практически применимом решении, ограниченном нормативными рамками, а в научном творчестве идея может иметь и иные формы воплощения: теория, метод, методика и др.; – подобно тому, как в образовательной и научной деятельности рассматриваются защищаемые учебно-научные и научно-квалификационные работы (являющиеся результатами познания и научного творчества) трёх уровней – курсовые, дипломные работы (проекты, задачи) и диссертации, в технической деятельности также рассматриваются работы трёх уровней технического творчества: рационализаторское предложение, изобретение, открытие; как в научной, так и в творческой технической деятельности устанавливаются и юридически охраняются авторские права на полученные новые результаты согласно срокам и объёмам их официальной публикации; в той и в другой деятельности организована государственная экспертиза новизны, достоверности и практической значимости предлагаемых решений, которая в нашей стране осуществляется в области научно-квалификационных работ сетью диссертационных советов и экспертными органами Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, а в области промышленно применимых решений – Государственным патентным ведомством Российской Федерации.
Отмечая сходные черты, нельзя не обратить внимания и на некоторые существенные отличия. В области изобретательской деятельности, представляющей одну из наиболее важных сфер технического творчества, считается, чтобы стать экспертом, недостаточно просто быть изобретателем, а необходимо пройти обучение в специализированных учебных заведениях или на соответствующих курсах, где осуществляется подготовка экспертов-патентоведов, получающих требуемые знания и навыки экспертной работы. В отличие от этого, чтобы стать экспертом в научной деятельности, считается вполне достаточным иметь учёную степень доктора или кандидата наук. Никакой специальной подготовки экспертов для оценки работ в научной области не организуется. Между тем, попробуйте задать вопросы специалистам-экспертам в области изобретательства: какими признаками различаются рационализаторское предложение, изобретение и открытие; что является и что не является новым техническим решением; что может быть объектом изобретения и что не может? На эти и многие другие вопросы они дадут весьма чёткие ответы, которые почерпнут, например, из Правил составления и подачи заявки на выдачу патента на изобретение (Приложение 5 к Патентному закону Российской Федерации) и некоторых других нормативных документов. Задайте схожие вопросы специалистам, занимающимся экспертизой диссертаций: какими признаками различаются между собой дипломная работа, кандидатская и докторская диссертации; что является и не является научной задачей и научной проблемой; что может быть признано вкладом в науку и что не может? В подавляющем большинстве ответы, опирающиеся лишь на некоторые строки действующих нормативных документов, будут весьма нечёткими и противоречивыми, особенно если не ограничиваться уровнем примитивного понимания (например, когда различия упомянутых научно-квалификационных работ усматриваются лишь в объёме исследований), а попытаться выяснить принципиальные отличия (в виде чётких отличительных признаков работы каждого вида).
Уровни развития нормативной базы экспертизы технического творчества и квалификационного научного творчества несопоставимы, и в этом нет ничего удивительного. Нормативная база поддержки экспертизы изобретательских и рационализаторских предложений получила серьёзное развитие не вдруг и не случайно, а в связи с заказом социально-экономического характера – потребностью корректного юридического регулирования прав на размеры авторского вознаграждения, в то время как в области науки экспертиза традиционно основывалась "на общественных началах". С выходом Патентного закона Российской Федерации и некоторых других нормативных актов нормативная база экспертизы промышленно применимых решений, а также охраны авторских прав, получила дальнейшее существенное развитие и распространилась, наряду с изобретениями, на ряд новых промышленно применимых объектов научно-технического творчества, таких как полезные модели, программы для ЭВМ, банки данных. Следует сразу отметить, что для развития нормативной базы в области подготовки и экспертизы диссертаций не надо ничего придумывать заново. Надо лишь выбрать то уже имеющееся, что оказывается подходящим с учётом здравого смысла, и дополнить, прибегая к аналогиям, тем, что является явно целесообразным, так как проверено опытом в наиболее близкой области - оформление и экспертиза рационализаторских и изобретательских предложений. Из накопленного положительного опыта создания нормативной базы в упомянутых областях технического творчества следует, что для поднятия на должный уровень экспертизы творческих работ в любой области деятельности требуется разумная канонизация некоторых наиболее важных требований, в частности, необходимо: – выделить обобщённый объект оценивания творческого вклада; – дать однозначно трактуемые всеми специалистами предельно краткие, но, по возможности, наиболее ёмкие опорные определения основным объектам различного творческого уровня, подлежащим оцениванию;
– указать рассматриваемые экспертизой конкретные объекты творчества; – регламентировать в интересах экспертизы и охраны прав автора компактную форму изложения в документах сущности творческого вклада с чётким очерчиванием объёма авторских притязаний.
Здесь всё просто. Как известно, в практике изобретательской и рационализаторской деятельности в качестве обобщённого объекта оценивания творческого вклада выступает техническоерешение. Его аналогом в научном творчестве нельзя не признать более широкий обобщённый объект оценивания – научное решение.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |