КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переживание как единица анализа процесса развития школьника
Научно-теоретическое знание Понятийно-категориальный остов психолого-педагогического анализа ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ Глава 5 Развитие — единица личности и среды, в которой потребностно-мотивационные факторы, определяющие отношение ребенка к внешнему миру, и понятийно-смысловые, выражающие отношение к самому себе, представлены как источники развития. Переживание — самодвижение психики во времени, приводящее к необратимым количественным, качественным и структурным преобразованиям. Аффективность — состояние особой внутренней напряженности, влияющее на ход жизнедеятельности организма. Чувство — выражение «неповторимости» и «значительности» чего-либо во внутренней жизни личности. В повседневном общении слово «пережить» означает перенести какие-то, как правило, тягостные события личной жизни, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство. Соответственно и в психологической науке одна из трактовок понятия «переживание» связана с рассмотрением внутренней субъективной данности психических явлений. При этом если знание выражает объективные черты сознания, то переживание, призвано представить его субъектное начало. Тем самым переживание — это, прежде всего, специфическое проявление индивидуальной жизни субъекта. Другое направление в рассмотрении психологии «переживания» связано с работами Л. С. Выготского. Он предложил рассматривать пере-живание в качестве единицы анализа развития как процесса взаимодействия личности и среды. Как отмечал сам автор, «переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии....В развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка» [23, с. 382]. Таким образом, понятие «переживание» из общепсихологического контекста (как элемент сознания) переводится в совершенно иную плоскость — в психологию развития личности. Поэтому в данном случае это понятие связывается не с критическими жизненными ситуациями, а с возрастными кризисами как условиями развития. Соответственно и содержание данного понятия предлагается выводить, исходя из его места в системе базовых отношений: личность и среда, личность и ее внутренний мир. С точки зрения отношения ребенка к среде «переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь» [23, с. 382]. Очевидно, что здесь речь идет об отражении в сознании ребенка определенных моментов его действительной (внешней) жизни. Использование термина переживание в данном случае призвано подчеркнуть, что речь идет не только о познавательном отношении, но и о более широком круге психических явлений, включающих эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные факторы. В качестве «основного момента, определяющего отношение ребенка к среде» Л. С. Выготский предлагает рассматривать потребности и побуждения, движущие поведением ребенка. Поскольку потребности и побуждения представляют собой наименее осознанную и наименее произвольную часть личности, то становятся очевидными те преимущества, которые влечет за собой использование категории «переживание» взамен такой обобщающей категории, как сознание. С другой стороны, переживание — это выражение того отношения, которое складывается у ребенка к самому себе, к своей личности. Эта сторона закрепляется положением о том, что «всякое переживание есть мое переживание» [23, с. 382]. Но чтобы оно стало «моим», оно должно быть понято ребенком как «мое». Тем самым подчеркивается необходимость вовлечения в анализ переживания того психологического содержания, которое связано с пониманием ребенком самого себя. В этом плане проблема переживания может быть рассмотрена в контексте проблемы развития у ребенка самооценки и самопознания. Это положение основывается на том анализе возрастного развития само-сознания, который проделал Л. С. Выготский. В частности, рассматривая особенности подросткового возраста, он отмечает, что на этом этапе происходит «интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний» [23, с. 65]. Тем самым процесс возрастного развития тесно связывается с овладением собственными переживаниями. Поскольку в данном случае речь идет о познавательном отношении к своему внутреннему миру, то в качестве основного фактора его реализации Л. С. Выготский называет понятие. «Слово есть настолько средство понимать других, насколько оно есть средство понимать самого себя....Только вместе с образованием понятий подросток начинает по-настоящему понимать самого себя, свой внутренний мир» [23, с. 65]. Существенно, что в этом случае познавательное отношение проявляется ребенком не по отношению к внешней среде, а по отношению к своему сознанию, к самим переживаниям. Данное положение коренным образом меняет общее представление о переживании, ибо если все свести лишь к аффективно-потребностным проявлениям, то они оказываются вне процесса осознания, что делает их труднодоступными для исследования. Введение в структуру переживания механизма развития понятийных средств, направленных на овладение собственным сознанием, позволяет обеспечить внутреннее единство анализа осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики. Таким образом, согласно Л. С. Выготскому, в переживании представлены как потребностно-мотивационные факторы, определяющие отношение ребенка к внешнему миру, так и понятийно-смысловые, выражающие отношение к самому себе, т. е. к своей личности, к своему «Я» (рис. 5.1). Тем самым понятие «переживание» позволяет преодолеть представления о непосредственной «реактивности» взаимодействия человека со средой. Между субъектом и окружением появляется определенный психологический посредник. «В переживании, — писал Л. С. Выготский, — дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой — сказываются особенности развития моей личности» [23, с. 383]. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он перевел связь между социальной средой и развитием личности в психологическую плоскость. Для этого он нашел психологический эквивалент социальному фактору - это потребности и мотивы. Так, рассуждая о переходе от возраста к возрасту, Л. С. Выготский отмечает, что при этом «меняется и среда, т. е. отношение ребенка к среде» [23, с. 385]. В этом случае изучение среды «переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни» [23, с. 383]. Рис. 5.1. Переживание как единица анализа развития Такая истинная «психологизация» внешних факторов позволила Л. С. Выготскому по-иному взглянуть на проблему развития личности. В рамках подобной схемы анализа у ребенка возникает возможность сравнивать свои переживания, а вместе с нею возникает и борьба разнонаправленных переживаний. Там, где возможно это внутреннее раздвоение переживаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где возникает внутреннее отношение, там и возникает новый этап развития. По крайней мере, именно так, по мнению Л. С. Выготского, выглядит механизм порождения школьного возраста, вырастающего из кризиса семи лет. Дальнейшие рассуждения подводят Л. С. Выготского к мысли о том, что «внимательное изучение критических возрастов показывает, что в них происходят смены основных переживаний ребенка. Кризис представляется раньше всего моментом перелома, который выражается в том, что от одного способа переживания среды ребенок переходит к другому. Среда как таковая не меняется... Кризис протекает как процесс малопонятный для окружающих, поскольку он не связан с изменениями, происходящими вокруг ребенка» [23, с. 383-384]. Таким образом, средовые факторы, на изучении которых так настаивали другие авторы, оказываются не самыми главными. Основное внимание предлагается обратить на «способы переживания». К сожалению, Л. С. Выготский не оставил развернутого описания этого процесса. Он только честно предупредил, что с этого момента «анализ становится очень сложным, мы наталкиваемся здесь на огромные теоретические трудности» [23, с. 384]. Преодолеть эти трудности — задача дальнейших исследований. Дальнейшее развитие понятие «переживание» получило в работах Л. И. Божович. В своей монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» она подвергла определенной критике подход Л. С. Выготского [12]. Основная претензия состояла в том, что он «поставил переживание в зависимость от уровня интеллектуальных возможностей ребенка» и тем самым «опять вернул нас к интеллектуалистическим позициям» [12, с. 156]. На фоне критической интерпретации предшествующих взглядов Л. И. Божович разработала собственное понимание психологии переживания. Ее подход отличают следующие черты. Прежде всего, она предлагает рассматривать переживание как «аффективное отношение» ребенка к среде. «Аффективность» здесь понимается как длительные и глубокие эмоциональные проявления, непосредственно связанные со значимыми для субъекта стремлениями и потребностями. Тем самым изначально психологическое содержание переживания, по сути дела, сводится к двум основным составляющим: эмоциям и потребностям. Это позволило ей утверждать, что характер переживаний должен. свидетельствовать о характере и состоянии наличных у субъекта потребностей и мотивов. «Переживание отражает состояние удовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях с окружающей общественной средой» [12, с. 165]. В силу этого, зная потребности и стремления ребенка, а также возможности их удовлетворения, можно с огромной долей вероятности предсказать характер его переживаний. В итоге понятие переживания оказывается во многом синонимичным понятиям потребностей и мотивов. Проведенные в рамках данного подхода исследования показали, что за проявлениями эмоционального напряжения, агрессивности детей в подавляющем большинстве случаев стоят неудовлетворенные потребности, т. е. та система жизненных отношений, в которых данный ребенок потерпел неудачу. Тем самым предлагается считать доказанным, что переживания отражают состояние удовлетворенности субъекта в его отношениях с окружающей общественной средой и в соответствии с этим ориентируют его поведение. В этом случае понятие «переживание» во многом сводит отношения ребенка со средой к двум элементам: на стороне ребенка имеются определенные потребности, на стороне среды — определенные возможности для их удовлетворения. Вряд ли из этого отношения можно вывести те психологические механизмы развития личности ребенка, о которых мечтал Л. С. Выготский. Понимая это, Л. И. Божович предлагает привлечь к анализу реальных переживаний два дополнительных понятия. «Это — понятия о месте, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений, и о его собственной внутренней позиции в жизни» [12, с. 166]. Первое положение означает необходимость выявлять те исторически сложившиеся требования общественной среды, которые могут быть предъявлены к детям соответствующего возраста, а также изучать те реальные требования, которые окружающие предъявляют к данному ребенку, исходя из его индивидуальных особенностей. В этом случае, по сути дела предлагается психологический анализ дополнить социально-педагогическим, необходимость которого никто и никогда не отрицал. Только при чем здесь переживание как единица анализа развития личности? Второе условие связано с анализом такой системы, как «внутренняя позиция» ребенка. При этом автор поясняет, что «внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Если приглядеться, то можно заметить, что в основе данного определения лежит понятие «относится». Поскольку в данном случае автор принципиально отвергает познавательное отношение ребенка к окружающей действительности, то не остается ничего другого, как только увидеть в основе «внутренней позиции» аффективное отношение ребенка. В итоге получается, что аффективное отношение по сути означает то же самое, что и «переживание». Тем самым понятия «переживание» и «внутренняя позиция» окапываются, по сути дела, синонимами. Это же подтверждает и сама Л. И. Божович, подводя итог своим рассуждениям на эту тему. «Формирование личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений (а следовательно, и между соответствующими требованиями к нему), с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта, — с другой. Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т. е. та система его потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредствуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств» [12, с. 176]. Формулируя в заключении теоретические выводы по итогам своей работы, Л. И. Божович вынуждена была отойти от предложенной вначале понятийной схемы. Парадоксальность ситуации состояла в том, что сама объективная логика исследований с неумолимостью привела данного автора к результатам, предсказанным Л. С. Выготским. Это нашло свое выражение в том, что она практически не использует понятие «внутренняя позиция», заменяя его сначала на термин «внутренняя среда», а затем конкретизируя его содержание посредством анализа процессов самосознания и самооценки личности ребенка. Описывая механизм формирования личности, Л. И. Божович отмечает, что «в процессе развития создается собственный внутренний мир ребенка, который выступает для него в роли своеобразной "внутренней среды", достаточно реальной, чтобы стать подлинным источником и фактором его дальнейшего развития» [12, с. 439]. Тем самым анализ процесса развития и его источников переносится во внутренний мир ребенка. Именно на такой логике исследования и настаивал Л. С. Выготский. Далее представления о внутреннем мире конкретизируются за счет рассмотрения самосознания и самооценки школьника. В частности, отмечается, что «общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становится развитие самосознания» [12, с. 433]. Как видим, в этом случае процесс развития личности тесно связывается с «познавательными возможностями», которые, как известно, опосредованы словами и понятиями. В целом же этот процесс означает не что иное, как осознание школьником своих переживаний, т. е. то, что Л. С. Выготский назвал как «мое переживание». Л. И. Божович указывает, что на «основании оценки и самооценки у детей формируется определенный уровень притязаний» [12, с. 443], В итоге это приводит к порождению у ребенка новой потребности. То есть происходит не что иное, как изменение потребностей и мотивов, выражающих отношения ребенка и окружающей среды. И далее у Л. И. Божович читаем: «Устойчивая самооценка выполняет чрезвычайно важную функцию в психическом развитии ребенка. Для детей, обладающих такой самооценкой, быть на ее уровне является не менее, а иногда даже более значимым, чем быть на уровне оценки окружающих» [12, с. 444]. Это ли не то «внутреннее раздвоение переживания», о котором писал Л. С. Выготский как об основном условии развития. В итоге если сравнить приведенные представления Л. С. Божович о «самооценке как важнейшем факторе формирования личности ребенка» и идеи Л. С. Выготского о «переживании» как единице анализа развития личности ребенка, то, наверное, нельзя не заметить в них много общего. Больше того, согласно главному выводу Л. И. Божович, человека как личность отличает такая форма самопознания, которая «выражается в появлении у человека переживания своего "Я" (выделено мной. — Б. Б.)» [12, с. 421]. Тем самым она, по сути, связывает развитие личности с процессом осознания собственного внутреннего мира (в том числе и своих чувственных переживаний) и возникновения на его основе такого качественно нового процесса, как «переживание своих переживаний». Это лишний раз доказывает правомерность того, что дальнейшая разработка представлений о личности и ее развитии оказалась во многом связана с понятием «Я-концепция». В связи с этим представляется возможным предположить существование определенной связи содержания «переживания» с данным понятием. По определению Я-концепция — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В состав Я-концепции входит как «реальное Я» — представление о себе в настоящем времени, так и «идеальное Я» — то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать. Я-концепция, выражая связь субъекта с окружающими и самим собой, создает предпосылки для более точной временной дифференциации психической реальности. Этот аспект рассмотрения внутреннего мира ребенка становится особенно важным в том случае, если мы собираемся анализировать процессы формирования и развития психики, ибо в них, по сути дела, представлены переходы от настоящего к будущему. Понятие Я-концепции отличается от «внутренней позиции» именно тем, что оно содержит в себе более четкие различения между различными временными пластами существования личности. Понятие Я-концепции широко используется в ряде зарубежных психологических теорий. В этом плане исследователи выделяют три основных подхода, связанных с работами У. Джемса, Ч. Кули и К. Роджерса [7]. У. Джемс первым из психологов стал разрабатывать проблематику Я-концепции. В своих работах он выделил два значимых аспекта единого интегрального «Я»: «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Различия между ними построены по принципу познающего и познаваемого. При этом познание себя, как и всякий опыт психической жизни человека, связан с переживанием определенного содержания. «Я-как-объект» — это все то, что человек может назвать своим. В этом плане У. Джемс выделил иерархизированную структуру, включающую духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я». Для дальнейшего понимания проблемы Я-концепции значимым является положение У. Джемса, получившее название «постулат Джемса». В нем говорится о том, что наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире. Оно ориентирует на изучение не только сложившихся отношений человека с миром, но и его представлений о своем потребностном будущем. Взгляды Ч. Кули развивались в рамках символического интеракцио-низма, что позволило рассмотреть проблему «Я» в единстве с проблемой общества. Он пришел к выводу, что личность фактически определяется социальными условиями. В этом случае главным ориентиром для Я-концепции является представление индивида о том, что думают о нем другие (теория «зеркального Я»). Поскольку любое взаимодействие с аудиторией влечет за собой активные переживания («что они обо мне подумают?»), то и в рамках Я-концепции происходит определенное эмоциональное обострение чувства «Я». В целом зеркальное «Я» субъекта возникает на основе символического взаимодействия с различными первичными группами и приводит к усвоению ценностей, установок и ролей. К. Роджерс является сторонником феноменалистического (или гуманистического) подхода, который в понимании человека исходит из впечатлений самого субъекта. Считается, что поведение человека в основном зависит от тех значений, которые он придает своему прошлому и настоящему опыту. В этом случае личностное «Я» представляет собой определенный внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе внешнего воздействия. Вокруг него группируются различные оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также самого «Я». В итоге Я-концепция рассматривается как система самовосприятия, обеспечивающая ответные реакции на окружение индивида. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. В этом случае возможно возникновение разрыва между реальным опытом субъекта и его потребностью в позитивном отношении, что способно привести к определенной дезадаптации личности. Для того чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным опытом и Я-концепцией, индивид может прибегнуть к механизмам психологической защиты.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |