Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждение и преодоление дидактогений у школьников

Конструктивно-технологическое знание

.Психологические исследования позволили выявить, что некоторые формы педагогического воздействия способны приводить к возник­новению у детей психологической травмы. Такие повреждения пси­хики возникают как остатки, осадки и следы различных аффективных переживаний. В качестве наиболее травмирующих факторов специа­листы [37; 94] выделяют целый ряд моментов, достаточно широко про­являющихся в рамках педагогического воздействия.

Для детей младшего школьного возраста речь, прежде всего, идет о неблагоприятной оценке взрослым уровня реализации какого-либо вида деятельности. Она особенно травмирует ребенка в том случае, если эта деятельность еще не относится к числу освоенных им, и, за­нимаясь ею, он скорее преследует игровые цели. В этом случае его в целом положительное эмоциональное состояние входит в серьезное противоречие с негативным отношением взрослого.

В ходе урока причиной такой негативной оценки могут стать не сами результаты действий ученика, а демонстрируемый им стиль поведе­ния — медлительность, неряшливость, развязность. Все это способно вызвать у учителя проявления нетерпеливости, раздражения, которые выражаются в окриках, оскорбительных высказываниях в адрес школь­ника. Повторение этих ситуаций способно сформировать у школьника «тормозную реакцию» на резкое обращение учителя. В дальнейшем та­кая реакция становится привычной и распространяется на другие виды психологических трудностей.

Отрицательное воздействие такого отношения взрослого усилива­ется, если неоправданно расширяются рамки того, что подвергается оценке. При этом нередко затрагивается не только сама деятельность, но и личность самого школьника. Тем более что у младших школьни­ков, как правило, еще не сложилась способность к дифференциации своей деятельности и себя. Поэтому любая критика в адрес его дей­ствий воспринимается им как низкая оценка его личности. В итоге у него возможно формирование общей пессимистической оценки своих возможностей и возникновение затруднений в развитии самокритич­ности.

Часто в вину ребенку ставят его недостаточное внимание. Однако известно, что у детей внутреннее активное торможение, благодаря ко­торому внимание удерживается на определенном объекте, несравнимо слабее, чем у взрослого. Поэтому в ходе занятий зачастую срабатывает механизм непроизвольного рассеивания внимания. Возмущенные уп­реки и резкие окрики педагога, которыми он хотел бы активизировать внимание, только вредны. Такое выражение отрицательных эмоций зачастую становится для детей сверхсильным раздражителем, кото­рый не мобилизует, а блокирует активное внимание.

Большую роль играет эмоциональная окраска оценивающих выска­зываний. Зачастую критическая оценка сопровождается укоряющими, порицающими и наказующими интонациями, раздражающей мимикой. В этом случае ребенок реагирует не столько на набор слов, сколько на само негативное отношение взрослого. На такое воздействие ребенок может ответить аффективным взрывом отчаяния с последующей асте­нией. Как показывают результаты опросов школьников, среди причин, по которым учащиеся плачут в школе, на первом месте называются гру­бость и обиды со стороны учителей, несправедливость в выставлении оценок.

Психотравмирующее воздействие может оказать и процесс сравне­ния ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как при­мер. При этом взрослые надеются на то, что у ребенка возникнет жела­ние подражать данному образцу и даже стремление превзойти его по своим качествам. Однако очень часто следствием такого воздействия оказывается снижение самооценки ребенка, которая в дальнейшем может привести к формированию зависти, эгоцентризма, тревожной настороженности по отношению к оценкам вообще.

Ребенка может раздражать и проявление признаков непоследова­тельности в оценке его поведения. Особенно непереносим для чув­ствительных детей резкий переход от положительного отношения к отрицательному и наоборот. Стремление задобрить ребенка как осо­знание собственной педагогической ошибки может только усугубить негативные проявления в его психике.

Отрицательное воздействие может оказать не только оценка учите­ля, но и ее отсутствие. Многие дети постоянно надеются получить от учителя положительную оценку или похвалу за свои усилия. Напри­мер, в ходе урока ученик активно тянет руку, но учитель его не замечал ет. Или школьник, старательно выполнивший домашнее задание, оказывается в ситуации, когда за эту работу оценки не выставляют­ся. Если такое происходит достаточно часто, то у детей возникает так называемая «экспектационная фрустрация» как форма хронического дистресса.

К психологическим срывам может привести и учебная перегрузка школьника. Подобные ситуации возникают в тех случаях, когда ребе­нок по каким-либо причинам (чаще всего — болезнь) отстал от общего хода занятий и ему приходится наверстывать упущенное. Для этого учителя организуют дополнительные занятия, оставляя уставшего от занятий ребенка после уроков еще на некоторое время в школе. Таки­ми перегрузками значительно замедляется процесс восстановления физических сил после болезни. Но еще больший вред они наносят тем, что зачастую порождают у детей чувство собственного бессилия, ощу­щение нескончаемости занятий, безнадежность. В дальнейшем это может привести к утрате интереса к занятиям, стремлению уклонить­ся от них, страху по отношению к учению в целом.

Непосредственно в ходе занятий у детей может проявиться стресс, вызванный ограничениями во времени, отводимом на выполнение того или иного задания. Наиболее часто такое состояние может возникать у учеников в ходе выполнения контрольных заданий, время выполне­ния которых строго ограничено. Наиболее чувствительны к подобным ситуациям дети, отличающиеся повышенной медлительностью (флег­матики) и утомляемостью.

Отрицательное влияние на школьников может оказывать и та об­становка, которая обусловлена стилем педагогической деятельности учителя. Если педагог опирается в основном на авторитарные методы воздействия, то это способно привести к появлению у школьников неадекватной мышечной и психологической напряженности. Это уси­ливает непродуктивные затраты энергии, ускоряет появление состоя­ния утомления. В качестве отдаленных последствий у учеников мо­жет возникать установка на зависимое поведение, что повышает риск формирования у них различных патологических зависимостей.

Эти и другие подобные воздействия, возникающие в педагогиче­ском процессе, получили название «дидактогении». Этим термином принято обозначать те негативные психические состояния учащихся, которые возникают в результате нарушения педагогического такта со стороны воспитателя, педагога, тренера.

Первым шагом в преодолении таких негативных последствий явля­ется прекращение избыточного влияния. Для этого требуется суще­ственно снизить уровень доминирования воли старшего и выждать, когда у ребенка восстановится потребность в общении со взрослым. Особенно нежелательным является возникновение эмоциональных конфликтов со школьниками. Поэтому учителей необходимо специ­ально готовить к поведению в ситуациях, способных перерасти в кон­фликтное противостояние со школьником.

Второй шаг в этом направлении связан с осуществлением крити­ческого пересмотра всех своих отношений с детьми вообще и с дан­ным ребенком в частности. Важно точно заметить, когда и при каких условиях в отношениях к детям возникают беспардонность, бесцере­монность, самонавязывание и другие подобные отклонения. Такой пе­ресмотр своего «репертуара профессионального общения» позволит в дальнейшем действовать более обдуманно. В этом отношении велика роль более опытных коллег, всего педагогического коллектива шко­лы, способных оказать требуемое влияние на стиль и методы работы учителя.

Третье условие — более глубокое изучение особенностей детской психологии, более внимательное отношение к индивидуальным чер­там и возрастным особенностям психики ребенка. Например, многие подростки жалуются на значительное снижение уровня запоминания. У каждого возраста имеется своя специфика реагирования на прояв­ления аффективной напряженности. При этом необходимо учитывать, что отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от од­ного человека к другому, «заражают» его и долго не «отпускают». Даже такие состояния, как скука, уныние и депрессия, влияют на окружаю­щих, не говоря уже об излишних проявлениях нервозности.

Более подробно данная проблема профессионального поведения учи­теля рассматривается в рамках «педагогической деонтологии» — на­уки о профессиональной этике, о долге и моральной ответственности специалиста. Основное внимание деонтология обращает на те аспек­ты профессиональной деятельности, которые связаны с взаимоотно­шениями между людьми, влиянием личности на личность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстетическое переживание как средство воспитания (по Л. С. Выготскому) | Лекция 6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.