КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эстетическое переживание как средство воспитания (по Л. С. Выготскому)
В своей работе «Педагогическая психология» Л. С. Выготский достаточно детально рассмотрел вопросы психологии эстетического воспитания [25]. Основной тезис его анализа сводится к тому, что традиционная педагогика зашла в тупик в вопросах эстетического воспитания. Во-первых, это выражается в том, что педагогическая теория пытается навязать ему (эстетическому воспитанию) совершенно посторонние цели. Во-вторых, она предлагает использовать для этого художественные произведения в функции выразителя определенных моральных взглядов. В - т р е т ь и х, задачи эстетического воспитания зачастую подменялись задачами социального и познавательного характера. Причины подобных искажений лежат как в самой педагогической теории и практике, так и в объяснительных механизмах психологической науки. Психология долгое время не могла дать полного ответа па вопрос о сущности эстетического восприятия, сводя его к совершенно пассивному переживанию. Более приемлемым Л. С. Выготскому кажется подход, согласно которому эстетическое переживание предполагает наличие трех моментов — раздражения, переработки и ответа. Центральным звеном выступает процесс переработки, который предполагает осуществление слушателем или зрителем «сложнейшей конструктивной деятельности». Она заключается в том, что «из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект, к которому уже и относятся все его последующие реакции» [25, с. 279]. Эти последующие реакции, по мнению автора, могут быть названы «вторично творческим синтезом». Таким образом, те содержание и чувства, которые наблюдатель связывает с объектом искусства, заключены не в объекте, а привносятся им самим. Происходит процесс так называемого «вчувствования», в ходе которого происходит возобновление целого ряда внутренних реакций субъекта и их определенная творческая переработка. Эта деятельность и составляет существо эстетической активности человека. Такое понимание процесса восприятия сближает его с процессом творчества. При всех существующих различиях между созданием художественного произведения и его восприятием необходимо признать определенное тождество между этими процессами. Поэтому процесс восприятия произведения искусства может быть рассмотрен как повторный и воспроизведенный процесс творчества. В силу этого целью эстетического воспитания является не воспроизводство определенной эмоциональной реакции, а овладение механизмом преобразования и преодоления подобных реакций. В силу этого предметом воспитания выступает эстетическое чувство ребенка. Для подтверждения данной мысли автор прибегает к цитате из Б. Христиансена, который утверждал, что «ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления». Поэтому любое произведение искусства ни в коем случае нельзя рассматривать как некоторый эмоциональный раздражитель. Значение искусства как раз и состоит в том, чтобы преодолеть реальную предметную тему или эмоциональную окраску вещи. Смысл эстетической деятельности всегда понимался как катарсис, т. е. освобождение духа от мучающих его страстей. Значение искусства для воспитания ребенка во многом определяется тем моральным «последействием», которое вызывается эстетическим восприятием. Вместе с тем воспитательное значение подобного последействия нельзя преувеличивать. Это обусловлено тем, что такое последействие отличается определенными психологическими чертами. Во-первых, оно не сводится к логическому извлечению морали или поучения, а совершается в виде интимного, внутреннего процесса внимания самого ребенка. При этом «чем сильнее та взволнованностьи страстность, в атмосфере которой совершается действие эстетического впечатления, чем выше эмоциональный подъем, которым оно совершается, тем больше сил привлечено на сторону морального последействия и тем вернее оно совершается» [25, с. 285]. Во-вторых — особенность морального последействия состоит в том, что его результаты весьма трудно предсказать заранее. Зачастую они носят довольно случайный характер, поэтому вряд ли они могут выступать в качестве основы морального воспитания. Кроме того, возможно и познавательное последействие искусства. Это обусловлено тем, что знакомство с произведением искусства способно расширить взгляд ребенка на какую-нибудь область явлений, позволяет обобщать и объединять достаточно разнородные факты. Кроме того, благодаря эстетическому переживанию возникают достаточно значимые установки для последующих действий, которые существенно влияют на поведение детей. Вместе с тем такое влияние искусства нельзя рассматривать как результат прямого воздействия. Воспитательный эффект возникает достаточно противоречивым путем и исходит из преодоления непосредственных впечатлений от предмета и искусства. Поэтому эффект воздействия рождается в результате сложнейшей деятельности внутренней борьбы, которая и разрешается в катарсис. Все это позволило Л. С. Выготскому сформулировать три психологически оправданные задачи в сфере эстетического воспитания детей. 1. Воспитание детского творчества. Простейший пример подобного творчества — детский рисунок. При всей его внешней невыразительности он имеет большую педагогическую ценность. Значение данной формы эстетического самовыражения ребенка в том, что она научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. Такое детское творчество, говоря словами самого автора, «учит психику восхождению над непосредственным переживанием». Поэтому основным педагогическим требованием к детскому творчеству выступает всемерная поддержка его «психологичности», а не контроль объективного качества создаваемых им художественных произведений. Так, недопустимо никакое вмешательство по исправлению и выравниванию линий детского рисунка, поскольку, по сути, это означает грубое вмешательство в психологический строй детских переживаний и существенно препятствует их реализации. Поэтому основное требование к педагогам состоит в признании ими самобытности детского творчества, его психологической особенности. 2. Обучение технике того или иного искусства. Овладение определенной техникой искусства не должно превращаться в самоцель. Его истинное предназначение состоит в том, чтобы обеспечивать воспитание более глубокого восприятия художественных произведений. Это обусловлено тем, что невозможно достаточно глубоко войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. При этом необходимо соблюдать определенную меру в осуществлении технической оснащенности школьника. По мнению автора, только то обучение технике полезно, которое переступает за эту технику и научает творческим умениям: создавать или воспринимать. 3. Формирование умения воспринимать и переживать произведения искусства. В этом случае приемы логического толкования оказываются крайне неэффективными. Для этого требуется специальная выучка, направленная на выработку особенных умений воссоздания художественных произведений. Особость данных умений вызвана той сложностью процесса художественного восприятия, о которой многие педагоги даже не подозревают. По мнению Л. С. Выготского, она обусловлена такими характеристиками художественного произведения, как стиль и форма. Более подробно проблема художественного восприятия была рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства» [24]. В ней он сформулировал положение о центральной идее психологии искусства. По его мнению, она заключается в признании преодоления материала художественной формой. Это означает, что свое основное воздействие произведение искусства оказывает не своим содержанием или выражаемой им моралью (идеей), а своей художественной формой. В тексте можно даже найти упоминание о выдвинутом автором «законе уничтожения формой содержания». Он состоит в том, что структура представления содержания в художественном произведении имеет в конечном счете одну цель — погасить непосредственное впечатление, которое исходит от этого содержания, и превратить его в эстетическое переживание. В частности, для понимания формы литературного произведения особое внимание требуется обращать на организацию речи самого писателя, его язык, строй, ритм, мелодику рассказа. В силу этого в процессе восприятия художественного произведения на смену непосредственным переживаниям человека приходит так называемая общественная техника чувств. Будучи сформированной по отношению к произведениям культуры, такая эстетическая реакция может быть в дальнейшем перене^ен^.. в саму жизнь школьника. Тогда многое из того, что окружает ребенкав повседневной жизни — жилище, одежда, разговор, чтение и т. д., — может послужить материалом для эстетической обработки. Это позволит поднять повседневные переживания школьника до уровня творческих, эстетических реакций.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |