Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание развивающегося человека (по Р. Штейнеру)

В начале XX в. в странах Западной Европы возникла, а затем и по- лучила широкое распространение концепция «вальдорфской школы». Ее создатель Р. Штейнер вместе с Э. Мольтом, директором табачной фабрики «Вальдорф-Астория», основал в 1919 г. в Штутгарте первую подобную школу. Это послужило началом организации всемирного движения вальдорфских школ, насчитывающего в своих рядах уже более 500 школ и 1,000 детских садов. В России первые школы подоб­ного типа открылись в 1992 г.

Теоретические основы воспитания человека развивающегося наибо­лее полно рассмотрены в работах Р. Штейнера [109]. Его подход состо­ит в том, что подход к практическому осмыслению мира, всесторонне охватывающему существо человеческой жизни, должна дать духовная наука. Именно духовно-научное углубление в существо человека мо­жет помочь разрешению важнейших проблем современности. Это в полной мере относится и к проблеме воспитания (в широком смысле — как единства обучения и воспитательной работы). Важнейшие исходные пункты воспитания целиком и полностью обусловлены пониманием существа развивающегося человека. Чтобы познать это существо, нужно исходить из знания сокровенной приро­ды человека вообще. Природа человека может быть раскрыта, если рассмотреть его строение, которое включает в себя четыре члена его существа:

1) физическое тело;

2) эфирное (или жизненное) тело;

3) астральное тело (или тело ощущений);

4) «Я»-тело.

Физическое тело подчинено законам физической жизни и заключа­ет в себе такие же вещества и силы, как и вся остальная, так называе­мая «неживая» природа.

Эфирным телом обладают люди, растения и животные. Благодаря ему вещества и силы физического тела проявляют себя в процессах роста, размножения, внутреннего движения соков и т. п. Тем самым можно сказать, что оно состоит из активно действующих сил (процес­сов).

Астральное тело — это носитель ощущений, способных вызывать у человека страдания, радости, стремления, вожделения, страсть и т. п. Оно слагается из подвижных, многоцветных, пронизанных светом об­разов. Им обладают только существа, принадлежащие к животному царству.

«Я»-тело присуще только человеку. Оно выступает носителем че­ловеческого «Я». По мнению Р. Штейнера, обозначая себя как «Я», человек именует себя в себе самом. Существо, которое может само себе сказать «Я», представляет собой мир для самого себя. В силу этого «Я»-тело выступает носителем высшей души в человеке. Основная задача «Я» состоит в облагораживании и очищении других членов че­ловеческого существа. Поэтому все культурное развитие человека мо­жет быть представлено как определенная работа «Я» над низшими членами.

Так, работа «Я» над астральным телом человека происходит благо­даря обучению, обогащению внутреннего мира возвышенными идея­ми и приводит к образованию «самодуха». Влияние «Я» на эфирное тело осуществляется более сложным способом и связано с сознатель­ной работой над изменением привычек, темперамента, характера, па­мяти. Итогом этой работы становится преобразование эфирного тела и то, что называется «жизнедухом». Еще более высокой ступени развития человек достигает, развив в себе силы, необходимые для преоб­разования физического тела. Преобразованное таким образом физи­ческое тело человека называется «духочеловеком».

Формируемые таким образом вследствие преобразования четырех членов человеческой сущности Самодух, жизнедух и духочеловек вы­ступают основным объектом рассмотрения. Воспитатель работает над этими членами существа человека, и если он желает стоять на уровне своей задачи, то должен изучать их природу. Знание соответствующих законов должно быть положено в основу искусства воспитания. Ины­ми словами, педагогическое воздействие должно строиться с учетом развития самого человека.

Духовная наука выделяет в процессе развития три основных момента.

1. Рождение физического тела, когда человек отделяется от мате­ринской оболочки.

2. Выделение эфирного тела в период смены зубов.

3. Возникновение астрального тела с наступлением возраста поло­вой зрелости.

Каждому из указанных этапов соответствуют свои условия разви­тия:

1) после физического рождения органы чувств открываются для вос­приятия внешнего мира;

2) со сменой зубов эфирное тело начинает самостоятельно обеспе­чивать процессы роста;

3) с рождением астрального тела органы размножения приобрета­ют самостоятельность.

Развитие ребенка на первом этапе осуществляется посредством его взаимодействия с окружающей средой. Под окружающей средой здесь понимается все, что ребенок может воспринимать своими чувствами, т. е. все то, что через физическое пространство может оказывать влия­ние на его духовные силы. Со стороны самого ребенка активность про­является в таких отношениях к окружению, как подражание и пример, В этом случае физическое тело само создает критерии того, что ребен­ку полезно. Оно достигает этого, формируя желания. Поэтому нужно чутко прислушиваться к тому, чего требует здоровая склонность, здо­ровое желание, здоровое влечение и здоровая радость. Радость и удовольствие — силы, наилучшим образом формирующие физические органы. Как результат в этом возрасте у ребенка закладывается основа здоровой, сильной воли, так как опорой для нее служат правильно сформированные органы физического тела. Отсюда вытекает, что взрослые могут оказывать свое влияние на развитие ребенка в данном возрасте только тем, что они делают у него на виду. В то же время эфирная оболочка защищает физическое тело от всех рассудочных поучений, которыми на него пытаются воздей­ствовать взрослые. Поэтому главное для взрослых — не допускать со своей стороны таких поступков, о которых потом приходится говорить ребенку: «Ты так делать не должен».

Возможность извне воздействовать на эфирное тело воспитатель получает с того времени, как у ребенка начинают меняться зубы и про­исходит отделение внешней эфирной оболочки. В этот период проис­ходит преобразование и развитие склонностей, привычек, совести, ха­рактера, памяти, темперамента. Теперь уже на эфирное тело можно воздействовать. Основным средством воздействия начинают выступать образы, примеры, правильно направленная фантазия. Они оказывают свое влияние благодаря своему внутреннему смыслу, выраженному че­рез образ и иносказание. При этом такие образы должны передаваться не через абстрактные понятия, а с помощью духовно-образной нагляд­ности.

Помочь ребенку разглядеть в окружающем мире образцы духовной наглядности призван педагог. Для этого он сам должен обладать осо­бым личностным качеством — духовно-образным видением. Воздей­ствие педагога должно быть таким, чтобы вызвать в детях желание сле­довать его авторитету. По отношению к нему дети должны испытывать почитание и благоговение.

Наряду с живыми авторитетами важную роль призваны играть ду­ховно воспринимаемые авторитеты — примеры великих исторических деяний, рассказы о выдающихся людях. При этом необходимо избе­гать использования абстрактных нравственных принципов, влияние которых пока еще сдерживается астральной оболочкой. Основная цель педагогического воздействия — сформировать достойные подражания образы. Познавательные возможности ребенка должны быть направ­лены на «предчувствование» и угадывание имеющихся объективных законов бытия, но никак не на их рассудочное постижение.

Для этого необходимо широко использовать образные иносказания. Благодаря иносказаниям воспитатель получает возможность обра­щаться не только к рассудку, но также и к чувству, к ощущению, к душе в целом. Необходимо, чтобы в распоряжении педагога были иносказа­ния для всех законов природы. Это позволит в дальнейшем, при пере­ходе к их рассудочному освоению, обеспечить наличие у ребенка совершенно особого настроения, согретого верой. Наглядность в обучении также должна быть одухотворенной. Так, нельзя довольствоваться лишь чувственно-наглядным рассмотрени­ем растения, семени или цветка. Все наглядное должно становиться иносказательным выражением духовного. Поэтому ребенок, глядя на растение или цветок, должен живо ощутить, воспринять эмоциональ­но, пережить в воображении все то, что стоит за внешней формой, по­чувствовав тем самым веяние тайны бытия.

Особое внимание в данном возрасте необходимо обратить на такую духовную способность, как память. От педагога требуется извне созна­тельно содействовать ее укреплению, иначе она может не достигнуть возможной степени развития. Основным средством такого развития выступает заучивание ребенком даже того, что он еще пока не понима­ет и что лишь со временем станет доступным понятийному понима­нию. «Нужно, чтобы сокровища человеческой мысли ребенок усваи­вал посредством памяти; и лишь впоследствии запечатленное в памяти должно быть осмыслено при помощи понятий» [109, с. 24]. Например, с историей сначала следует знакомиться путем простого запоминания и лишь потом давать ее фактам понятийное оформление.

С особой заботой требуется отнестись к воспитанию эстетического вкуса и пробуждению художественного чувства. Например, занятия музыкой способны сообщить эфирному телу некий ритм, который в дальнейшем сделает его способным ощущать присутствие внутренних ритмов во всех вещах. С помощью архитектурных стилей происходит пробуждение чувства формы, пластические и графические образы пробуждают чувство гармонии цветов. В итоге благодаря развитому чувству прекрасного, развивается радость жизни, любовь к бытию, ра­ботоспособность, укрепляется моральное чувство.

Самые же сильные импульсы эфирному телу сообщают такие впе­чатления и представления, посредством которых человек чувствует и переживает свою связь с вечной основой мира: это религиозные пере­живания. Если же он не почувствует прочной связи с божественно-духовным, его воля и характер будут оставаться нерешительными, не­цельными, нездоровыми.

Должное внимание требуется уделять и физическому воспитанию. В качестве основного средства могут быть использованы гимнастичес­кие упражнения и подвижные игры. Все это должно приводить в ко­нечном итоге к ощущению ребенком своего физического развития: «Я ощущаю, как во мне растет сила». Такие упражнения должны сопро­вождаться определенным удовольствием со стороны самого ребенка, радостным чувством силы.

С наступлением половой зрелости у ребенка начинается рождение астрального тела. В этот период основной заботой воспитателя стано­вится процесс становления у молодого человека мира отвлеченных понятий. Это обусловлено тем, что составлять собственное суждение правомерно лишь после того, как уже накоплен материал для сопо­ставлений в виде мыслей других людей. Поэтому для каждого моло­дого человека должно быть естественным сначала изучать и лишь по­том выносить суждение.

На данном этапе становится предпочтительным обратный процесс в соотношении памяти и мышления — сначала понимание и лишь за­тем запоминание. Это обусловлено тем, что теперь уже человек оказы­вается в состоянии самостоятельно формировать собственное мнение относительно того, с чем он сталкивается в ходе жизни и познания. При этом, чем меньше педагог непосредственно воздействует на спо­собность к суждению, тем лучше это скажется на всей последующей жизни данного молодого человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология общего развития младших школьников (по Л. В. Занкову) | Эстетическое переживание как средство воспитания (по Л. С. Выготскому)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.