КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание развивающегося человека (по Р. Штейнеру)
В начале XX в. в странах Западной Европы возникла, а затем и по- лучила широкое распространение концепция «вальдорфской школы». Ее создатель Р. Штейнер вместе с Э. Мольтом, директором табачной фабрики «Вальдорф-Астория», основал в 1919 г. в Штутгарте первую подобную школу. Это послужило началом организации всемирного движения вальдорфских школ, насчитывающего в своих рядах уже более 500 школ и 1,000 детских садов. В России первые школы подобного типа открылись в 1992 г. Теоретические основы воспитания человека развивающегося наиболее полно рассмотрены в работах Р. Штейнера [109]. Его подход состоит в том, что подход к практическому осмыслению мира, всесторонне охватывающему существо человеческой жизни, должна дать духовная наука. Именно духовно-научное углубление в существо человека может помочь разрешению важнейших проблем современности. Это в полной мере относится и к проблеме воспитания (в широком смысле — как единства обучения и воспитательной работы). Важнейшие исходные пункты воспитания целиком и полностью обусловлены пониманием существа развивающегося человека. Чтобы познать это существо, нужно исходить из знания сокровенной природы человека вообще. Природа человека может быть раскрыта, если рассмотреть его строение, которое включает в себя четыре члена его существа: 1) физическое тело; 2) эфирное (или жизненное) тело; 3) астральное тело (или тело ощущений); 4) «Я»-тело. Физическое тело подчинено законам физической жизни и заключает в себе такие же вещества и силы, как и вся остальная, так называемая «неживая» природа. Эфирным телом обладают люди, растения и животные. Благодаря ему вещества и силы физического тела проявляют себя в процессах роста, размножения, внутреннего движения соков и т. п. Тем самым можно сказать, что оно состоит из активно действующих сил (процессов). Астральное тело — это носитель ощущений, способных вызывать у человека страдания, радости, стремления, вожделения, страсть и т. п. Оно слагается из подвижных, многоцветных, пронизанных светом образов. Им обладают только существа, принадлежащие к животному царству. «Я»-тело присуще только человеку. Оно выступает носителем человеческого «Я». По мнению Р. Штейнера, обозначая себя как «Я», человек именует себя в себе самом. Существо, которое может само себе сказать «Я», представляет собой мир для самого себя. В силу этого «Я»-тело выступает носителем высшей души в человеке. Основная задача «Я» состоит в облагораживании и очищении других членов человеческого существа. Поэтому все культурное развитие человека может быть представлено как определенная работа «Я» над низшими членами. Так, работа «Я» над астральным телом человека происходит благодаря обучению, обогащению внутреннего мира возвышенными идеями и приводит к образованию «самодуха». Влияние «Я» на эфирное тело осуществляется более сложным способом и связано с сознательной работой над изменением привычек, темперамента, характера, памяти. Итогом этой работы становится преобразование эфирного тела и то, что называется «жизнедухом». Еще более высокой ступени развития человек достигает, развив в себе силы, необходимые для преобразования физического тела. Преобразованное таким образом физическое тело человека называется «духочеловеком». Формируемые таким образом вследствие преобразования четырех членов человеческой сущности Самодух, жизнедух и духочеловек выступают основным объектом рассмотрения. Воспитатель работает над этими членами существа человека, и если он желает стоять на уровне своей задачи, то должен изучать их природу. Знание соответствующих законов должно быть положено в основу искусства воспитания. Иными словами, педагогическое воздействие должно строиться с учетом развития самого человека. Духовная наука выделяет в процессе развития три основных момента. 1. Рождение физического тела, когда человек отделяется от материнской оболочки. 2. Выделение эфирного тела в период смены зубов. 3. Возникновение астрального тела с наступлением возраста половой зрелости. Каждому из указанных этапов соответствуют свои условия развития: 1) после физического рождения органы чувств открываются для восприятия внешнего мира; 2) со сменой зубов эфирное тело начинает самостоятельно обеспечивать процессы роста; 3) с рождением астрального тела органы размножения приобретают самостоятельность. Развитие ребенка на первом этапе осуществляется посредством его взаимодействия с окружающей средой. Под окружающей средой здесь понимается все, что ребенок может воспринимать своими чувствами, т. е. все то, что через физическое пространство может оказывать влияние на его духовные силы. Со стороны самого ребенка активность проявляется в таких отношениях к окружению, как подражание и пример, В этом случае физическое тело само создает критерии того, что ребенку полезно. Оно достигает этого, формируя желания. Поэтому нужно чутко прислушиваться к тому, чего требует здоровая склонность, здоровое желание, здоровое влечение и здоровая радость. Радость и удовольствие — силы, наилучшим образом формирующие физические органы. Как результат в этом возрасте у ребенка закладывается основа здоровой, сильной воли, так как опорой для нее служат правильно сформированные органы физического тела. Отсюда вытекает, что взрослые могут оказывать свое влияние на развитие ребенка в данном возрасте только тем, что они делают у него на виду. В то же время эфирная оболочка защищает физическое тело от всех рассудочных поучений, которыми на него пытаются воздействовать взрослые. Поэтому главное для взрослых — не допускать со своей стороны таких поступков, о которых потом приходится говорить ребенку: «Ты так делать не должен». Возможность извне воздействовать на эфирное тело воспитатель получает с того времени, как у ребенка начинают меняться зубы и происходит отделение внешней эфирной оболочки. В этот период происходит преобразование и развитие склонностей, привычек, совести, характера, памяти, темперамента. Теперь уже на эфирное тело можно воздействовать. Основным средством воздействия начинают выступать образы, примеры, правильно направленная фантазия. Они оказывают свое влияние благодаря своему внутреннему смыслу, выраженному через образ и иносказание. При этом такие образы должны передаваться не через абстрактные понятия, а с помощью духовно-образной наглядности. Помочь ребенку разглядеть в окружающем мире образцы духовной наглядности призван педагог. Для этого он сам должен обладать особым личностным качеством — духовно-образным видением. Воздействие педагога должно быть таким, чтобы вызвать в детях желание следовать его авторитету. По отношению к нему дети должны испытывать почитание и благоговение. Наряду с живыми авторитетами важную роль призваны играть духовно воспринимаемые авторитеты — примеры великих исторических деяний, рассказы о выдающихся людях. При этом необходимо избегать использования абстрактных нравственных принципов, влияние которых пока еще сдерживается астральной оболочкой. Основная цель педагогического воздействия — сформировать достойные подражания образы. Познавательные возможности ребенка должны быть направлены на «предчувствование» и угадывание имеющихся объективных законов бытия, но никак не на их рассудочное постижение. Для этого необходимо широко использовать образные иносказания. Благодаря иносказаниям воспитатель получает возможность обращаться не только к рассудку, но также и к чувству, к ощущению, к душе в целом. Необходимо, чтобы в распоряжении педагога были иносказания для всех законов природы. Это позволит в дальнейшем, при переходе к их рассудочному освоению, обеспечить наличие у ребенка совершенно особого настроения, согретого верой. Наглядность в обучении также должна быть одухотворенной. Так, нельзя довольствоваться лишь чувственно-наглядным рассмотрением растения, семени или цветка. Все наглядное должно становиться иносказательным выражением духовного. Поэтому ребенок, глядя на растение или цветок, должен живо ощутить, воспринять эмоционально, пережить в воображении все то, что стоит за внешней формой, почувствовав тем самым веяние тайны бытия. Особое внимание в данном возрасте необходимо обратить на такую духовную способность, как память. От педагога требуется извне сознательно содействовать ее укреплению, иначе она может не достигнуть возможной степени развития. Основным средством такого развития выступает заучивание ребенком даже того, что он еще пока не понимает и что лишь со временем станет доступным понятийному пониманию. «Нужно, чтобы сокровища человеческой мысли ребенок усваивал посредством памяти; и лишь впоследствии запечатленное в памяти должно быть осмыслено при помощи понятий» [109, с. 24]. Например, с историей сначала следует знакомиться путем простого запоминания и лишь потом давать ее фактам понятийное оформление. С особой заботой требуется отнестись к воспитанию эстетического вкуса и пробуждению художественного чувства. Например, занятия музыкой способны сообщить эфирному телу некий ритм, который в дальнейшем сделает его способным ощущать присутствие внутренних ритмов во всех вещах. С помощью архитектурных стилей происходит пробуждение чувства формы, пластические и графические образы пробуждают чувство гармонии цветов. В итоге благодаря развитому чувству прекрасного, развивается радость жизни, любовь к бытию, работоспособность, укрепляется моральное чувство. Самые же сильные импульсы эфирному телу сообщают такие впечатления и представления, посредством которых человек чувствует и переживает свою связь с вечной основой мира: это религиозные переживания. Если же он не почувствует прочной связи с божественно-духовным, его воля и характер будут оставаться нерешительными, нецельными, нездоровыми. Должное внимание требуется уделять и физическому воспитанию. В качестве основного средства могут быть использованы гимнастические упражнения и подвижные игры. Все это должно приводить в конечном итоге к ощущению ребенком своего физического развития: «Я ощущаю, как во мне растет сила». Такие упражнения должны сопровождаться определенным удовольствием со стороны самого ребенка, радостным чувством силы. С наступлением половой зрелости у ребенка начинается рождение астрального тела. В этот период основной заботой воспитателя становится процесс становления у молодого человека мира отвлеченных понятий. Это обусловлено тем, что составлять собственное суждение правомерно лишь после того, как уже накоплен материал для сопоставлений в виде мыслей других людей. Поэтому для каждого молодого человека должно быть естественным сначала изучать и лишь потом выносить суждение. На данном этапе становится предпочтительным обратный процесс в соотношении памяти и мышления — сначала понимание и лишь затем запоминание. Это обусловлено тем, что теперь уже человек оказывается в состоянии самостоятельно формировать собственное мнение относительно того, с чем он сталкивается в ходе жизни и познания. При этом, чем меньше педагог непосредственно воздействует на способность к суждению, тем лучше это скажется на всей последующей жизни данного молодого человека.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |