Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регистрационное производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей




Данная разновидность регистрационного производства регулируется ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который является своеобразным развитием и конкретизацией положений статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, реализующим предоставленные ему полномочия на основе Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В настоящее время - Федеральной налоговой службой.

Основные правила регистрации:

1.Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

3. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно либо направляются почтовым отправлением с соблюдением установленного порядка.

4. Требования к оформлению документов, представленных для государственной регистрации, устанавливаются Правительством РФ.

5. Уполномоченными лицами могут быть следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

6. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

7. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных ФЗ от 8 августа 2001 г.

8. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Важной особенностью названного закона является то, что он предусматривает дифференцированное регулирование порядка государственной регистрации юридических лиц, выделяя следующие варианты общего регистрационного производства этих субъектов.

а) Государственная регистрация юридических лиц при их создании. В этом случае уполномоченное лицо представляет в регистрирующий орган следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявления о государственной регистрации достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях — согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

б) Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) может быть осуществлена при представлении следующих документов:

— подписанного заявителем заявления о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении должно быть подтверждено, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

решение о реорганизации юридического лица; - договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ.

В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц путем слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

в) Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре, осуществляется на основе представления документов, к которым относятся:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

г) Производство по государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией начинается с уведомления, которое в трехдневный срок обязаны направить в регистрирующий орган учредители (участники), принявшие решение о ликвидации юридического лица. К уведомлению прилагается решение о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации при ликвидации юридического лица представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

— ликвидационный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:

- определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

— документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрации при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Важнейшим условием осуществления административного производства по государственной регистрации юридических лиц является ведение Государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответствующие документы.

Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, содержащим следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В установленных случаях — на языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (местонахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Записи вносятся в Государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в Государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в Государственный реестр.

Сведения, содержащиеся в Государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает возможность отказа в государственной регистрации, а также ответственность за нарушение порядка государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

— непредставления определенных законом о государственной регистрации необходимых для этой процедуры документов;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней, как это предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г.

За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного законом, а также за отказ в представлении или за несвоевременное представление сведений, содержащихся в Государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом установлено, что регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенными по его вине.

В свою очередь, за непредставление или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица также несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. При этом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.