КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выработка навыков в процессе обучения
Выработка навыков тесно связана с формированием умений. Первоначально ученик осваивает определенное действие, что и обеспечивает появление умения. Многократность решения одной и той же задачи приводит к тому, что в сознании человека сохраняется последовательность реализующих действие операций. В результате возникает определенная целостность в реализации действия — из поля сознания исключается необходимость постоянного подбора способов исполнения. Процесс постоянного перемещения цели с действия в целом на отдельные операции «сворачивается». Действие становится более автоматизированным. Такие образующиеся в процессе последовательного повторения и лишенные сознательной регуляции компоненты действия и называются навыками. Таким образом, навыки, как и умения, возникают в процессе общественной деятельности человека. Неоднократное повторение действия в различных условиях приводит к его закреплению в виде умения. Уметь что-то делать — это значит сознательно достигать результата в любых ситуациях деятельности. При условии постоянной тренировки в рамках некоторых умений школьника могут формироваться навыки. Появление навыков обусловлено тем, что повторение действия в одних и тех же условиях приводит к выделению в структуре действия некоторых устойчивых элементов — автоматизмов. Это означает, что образ ситуации в силу своей стабильности «уходит» из сознания, оставляя сознанию только процесс удержания цели. В итоге первоначальное действие как сознательный процесс решения задачи преобразуется во многом в автоматизированный способ достижения предвосхищаемого результата. Решающим фактором образования навыка выступает определенная стереотипизация условий осуществления действия. Соответственно запуск навыка во многом обусловлен качеством осознания условий, в которых предстоит осуществлять действие. Запуск навыка происходит в том случае, если новая ситуация воспринимается как адекватная предшествующим условиям. Тем самым применение навыка во многом зависит от способности человека к обобщенному и дифференцированному восприятию ситуации. Физиологически появление автоматизма означает передачу координации элементов движения с высших нервных центров на низшие. В начале освоения нового действия человеку приходится осуществлять ряд фоновых коррекций, реализуемых, как и само ведущее действие, на высшем сознательном уровне. По мере освоения движения фоновые коррекции переключаются на свои, более низкие уровни регуляции и в связи с этим уходят из поля сознания. Такой процесс автоматизации выполняется в несколько раздельных шагов, по числу компонентов, которые приходится подвергать автома-тизационному переключению. При этом каждое очередное переключение всегда совершается не постепенно, а четким скачком. Результаты такого скачка обучаемый обнаруживает у себя в виде некоторого новшества при очередном возобновлении движения. В целом процесс автоматизации обеспечивает существенные изменения как в качестве осуществления движения, так и в самой коррекционной структуре действия. Само движение становится более точным и устойчивым по отношению к внешним воздействиям. Вместе с тем, как подчеркивает Н. А. Бернштейн, было бы ошибкой представлять автоматизмы как стойкие стереотипы [8]. Как и все другие элементы построения движений, они обладают приспособительной вариативностью и пластичностью. Но эта пластичность ограничена возможностями того уровня построения, на котором эти автоматизмы реализуются. Психологическое содержание навыка состоит в том, что в процессе автоматизации соответствующие компоненты регуляции уходят из поля сознания. Происходит освобождение сознания от контроля над перцептивными, моторными и мыслительными операциями. В зависимости от степени преобладания данных операций в структуре действия говорят о соответствующих навыках. Перцептивные навыки направлены на различение объектов по их внешним признакам. Например, различение формы букв при чтении, определение скорости и расстояния на глаз и др. Моторные навыки связаны с автоматизацией мышечных движений: катание на велосипеде, печатание на клавиатуре и др. Мыслительные навыки предполагают свернутость определенных интел- лектуальных операций — вычисления в уме, решение определенного типа задач. Осуществляя данные операции, человек может использовать два основных способа контроля — динамический (осмысленное внимание к составу и ходу действия) и тонический (слежение за программой действия при минимальной интенсивности сознания). По мере освоения операционального состава действия и выработке динамического стереотипа происходит преобразование контроля с динамического на тонический. В результате процесс исполнения действия во многом становится автоматизированным. Однако цели, условия и результаты действия продолжают оставаться в поле сознания школьника. Эффективность формирования навыков во многом зависит от реализации определенных психологических и педагогических требований. В качестве основного психологического механизма выработки навыка С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать процесс «перенесения осознаваемой цели за пределы автоматизируемого действия» [86, с. 30]. Это означает, что все частные задачи, которые подлежат автоматизации, должны рассматриваться субъектом как элементы более крупного процесса, реализуемого действием. Например, при выработке навыков чтения все частные процессы — определение букв, выделение слогов, объединение их в слова и т. д. — должны рассматриваться как элементы более общего действия — устной передачи текста от одного человека к другому. В силу этого образование навыков связывается с объединением ряда упражнений в систему, обеспечивающую целостное осуществление действия. Общая логика выработки навыка в чем-то похожа на мыслительный процесс. В мышлении основу обобщения составляет непрерывное взаимодействие анализа и синтеза, что и позволяет рассматривать его как аналитико-синтетический процесс. В результате такого процесса из сознания «уходят» чувственные признаки объекта, выводя на первый план его сущностные характеристики. Выработка навыка — это тоже обобщение, но только способа действия. В результате из сознания уходят сенсомоторные операции, для того чтобы оставить больше возможностей для сознательного контроля его эффективности. Навык также предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, требуется осуществить анализ действия — разложить его на составляющие операции и уделить достаточно внимания качественной отработке каждой из них. С другой стороны, важно постоянно обеспечивать синтез операций — все время удерживать целостность действия, чтобы иметь возможность добиться координации и гибкости сочленения всех входящих в него частей. Для формирования навыков в процессе обучения воспроизводится основное условие — многократное повторение специальных упражнений. Упражнение — планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью его усвоения и совершенствования. Упражнение и тренировка предполагают не только повторение действия, но и его совершенствование. Если бы этого не происходило, то в навыке происходило бы закрепление первичных, несовершенных, порой ошибочных способов действия. В силу этого педагогическое руководство процессом выработки навыка предполагает активизацию обратной связи с целью своевременной коррекции. Но при этом нельзя не учитывать и внутренний потенциал самого ученика. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «нахождение нового, изменение, качественная перестройка, совершенствование, движение вперед, а не только сохранение и закрепление уже имеющегося совершаются внутри самого процесса упражнения, а не только вне его» [86, с. 33]. Это означает, что сознательное отношение школьника к процессу тренировки способно приводить к качественным изменениям в структуре осуществляемых им действий. Возникновение навыка имеет свою динамику, которую принято описывать посредством «кривых обучения». «Кривая обучения» — это график, выражающий зависимость успешности формирования навыка от времени обучения. Г. Эбингаузом были выявлены и сформулированы первые зависимости подобного рода, которые он назвал «законами упражнений»: • успех упражнения нарастает сначала очень быстро, а потом крайне медленно; • иногда прерванная деятельность выполняется лучше непосредственно по возобновлении, чем в конечный период до перерыва. Дальнейшие исследования позволили выявить, как минимум, две основные стратегии формирования навыка. Первый подход может быть описан с помощью кривой с так называемым «отрицательным ускорением». Это означает, что на начальном этапе формирования навыка ученик показывает значительные успехи, однако по мере продолжения тренировки каждый новый временной период дает все уменьшающийся дополнительный эффект. Такая динамика наиболее характерна для процесса выработки сенсомоторных навыков, для процесса механического закрепления действий. Здесь на первый план выходит аналитическая составляющая в освоении действия. Второй подход может быть описан как процесс с «положительным ускорением». В этом случае начальные шаги не дают значительных результатов. Однако впоследствии по мере дальнейшего повторения действий происходит достаточно быстрое накопление положительной динамики в росте учебных успехов. Такая динамика свойственна процессам выработки мыслительных навыков, когда по мере осмысления действия происходит изменение его внутренней структуры. Здесь ведущую роль играет синтетический подход к построению действия. Вместе с тем, как отмечают исследователи, большую роль в выработке навыка играют индивидуальные особенности учащихся. Поэтому вряд ли возможно говорить о существовании некоей универсальной «кривой успеха». Появление навыка означает некоторый скачок в процессе накопления тех или иных свойств действия. Этому может предшествовать появление так называемого «плато» на «кривой обучения». «Плато» — это временная остановка или даже регресс в реализации освоения движения. Это создает иллюзию того, что упражнения не приносят пользы и не ведут к совершенствованию действия. На самом деле происходит сложный процесс качественной перестройки действия, который затем и проявляется в автоматизации. Более эффективному накоплению изменений в осуществлении действия способствует продуманное варьирование теми методами, которые используются для решения задач в процессе выполнения упражнений. Считается, что временное переключение на другие формы упражнения или даже полная приостановка на некоторый срок работы над навыком полезнее, чем попытка преодолеть эти трудности «напролом». В учебном процессе выработка навыков происходит на протяжении достаточно длительного отрезка времени, что создает ситуации одновременного или последовательного освоения разнородных действий. В связи с этим встает вопрос о механизмах взаимодействия различных навыков в структуре действия школьника. Выделяют два основных момента такого взаимовлияния — интерференцию и перенос. Перенос навыка предполагает распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на процесс формирования дру- того. С точки зрения теории «построения движений» сущность подобного явления заключается в возможности использовать ранее выработанные автоматизмы для выработки другого навыка. Самым существенным при этом является учет того факта, что автоматизмы — это не движения, а коррекции. Поэтому возможность переноса определяется не подобием самих осваиваемых движений, а совпадением построения коррекционных механизмов. В этом плане такие совершенно несходные движения, как катание на коньках и езда на велосипеде, оказываются близки с точки зрения реализуемых в ходе них коррекций, что делает возможным осуществление «переноса упражняемости по навыку». Проявление эффекта переноса зависит от многих факторов. Так, компоненты движения, автоматизированные на самых низовых уровнях, в наименьшей степени приспособлены к переносу. В то же время фоновые компоненты уровня пространственного поля более подвержены этому. Поэтому, научившись печатать на пишущей машинке, человек достаточно легко может осваивать любую иную печатную клавиатуру. Общим условием возникновения переноса считается осознание учеником наличия некоторой общности между механизмами построения осваиваемых действий и его стремлением к реализации этой общности на практике. Тем самым возможность переноса способна выступить одним из важных показателей качества формирования навыка. Интерференция выступает оборотной стороной переноса и означает тормозящее влияние сложившегося навыка на процесс выработки нового навыка. Типичным примером подобного явления выступает процесс освоения рулевого управления гребной лодкой. В этом случае движение видимой части руля всегда противоположно той стороне, в которую требуется повернуть лодку. Для человека, имеющего опыт управления велосипедом или автомобилем, такая процедура представляет определенную трудность. Подобное усложнение процесса приобретения навыка может быть вызвано двумя психологическими причинами: • может возникнуть ситуация, когда на один и тот же сигнал приходится вырабатывать различные навыки. В этом случае сам факт наличия устойчивой связи на данный сигнал препятствует выработке новых зависимостей; • в процессе воспроизведения близких навыков возникает репродуктивное торможение, когда взаимодействие двух конкурирующих навыков ослабляет их силу.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |