КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Суггестопедическая система обучения (по Г. Лозанову)
Инновационно-проектное знание Наличие у человека определенных форм «несознаваемой активности» позволило выдвинуть предположение о том, что учебная информация извне может проникать в его внутренний мир по двум каналам — сознательному и неосознаваемому. Впервые данная идея была представлена в работах болгарского врача и психотерапевта Г. Лозанова [61; 62]. В этом случае неосознаваемое рассматривается как основной источник «резервных возможностей психики» ученика. Использовать эти резервы и призвана суггестопедическая система обучения. В современной литературе внушение зачастую называют суггестией (от латинского ш&езйо — подсказывание, внушение). Соответственно суггестопедия — это раздел науки о внушении, посвященный вопросам практической, теоретической и экспериментальной разработки проблем суггестии в педагогике. Под суггестией в современной психологии понимается такой процесс воздействия на психическую сферу человека, при котором достигается снижение сознательности (критичности) восприятия и реализации внушаемого содержания. В этом случае, как правило, отсутствует целенаправленное понимание воздействующего содержания, не происходит его логического анализа. Вместе с тем суггестия способна обеспечить возникновение таких качественных особенностей усвоения материала, как его эффективное восприятие, автоматизация и быстрота запоминания, точность воспроизведения, экономичность трудозатрат ученика. Особенно ярко эти особенности проявились в процессе суггестивного восприятия иноязычной лексики. Так, по данным Г. А. Китайгородской, если обычные приемы обучения обеспечивают усвоение за день от 30 до 50 лексических единиц, то запоминание в особом суггестивном состоянии достигает в среднем 95% от 1000 новых слов иностранной лексики [51, с. 254]. Реализация суггестопедического подхода к преподаванию предполагает решение преподавателями ряда психологических задач. К числу ведущих относятся: • преодоление антисуггестивных барьеров у обучающихся для того, чтобы помочь им выйти за пределы возможностей интеллектуально-мнемических функций, ограниченных общественной суггестивной нормой; • осуществление не узкого «служебно-учебного» отношения к личности обучающегося, а целостного подхода с учетом воспитательной, психотерапевтической, психогигиенной и психопрофилактической сторон в суггестивных отношениях «преподаватель—ученик». Решение этих задач предполагает использование целого ряда методических средств, включающих в себя предварительную психологическую подготовку, текущую психологическую поддержку и заключительное психологическое оформление. В рамках предварительной психологической подготовки важно внушить уважение к учебному процессу и добиться доверия со стороны обучаемых к преподавателям и их суггестивным возможностям. Заключительное психологическое оформление должно убедить всех участников процесса в его высокой эффективности за счет демонстрации результатов и дополнительного внушения идеи прочности усвоения. Текущая психологическая поддержка осуществляется в основном в рамках учебного процесса. Основное условие — строго соблюдать требование суггестивности. Известно, что суггестивное воздействие достигается за счет использования как вербальных (слова, интонация), так и невербальных (мимика, жесты, окружающая обстановка) средств. Для того чтобы усилить суггестивный эффект процесса преподавания, Г. Лозанов предложил использовать суггестивно-ритуальную систему предъявления (введения) нового учебного материала. В этом случае введение нового материала происходит в виде определенного ритуала — всегда на последних часах занятий при сохранении одних и тех же приемов воздействия (использование специальных интонаций, подключение музыкального фона). Сами ученики находятся при этом во внешне бодром состоянии. Однако у них активизируются резервные возможности неосознаваемой психической активности, связанной не только с перцептивными процессами, но и с влечениями, стремлениями, аффектами. Эти резервные возможности могут быть определены для каждого человека, исходя из двух основных показателей: «суггестивного феномена индивида» и «суггестивной нормы общества». При этом сам Г. Лозанов неоднократно отвергал призывы к тому, чтобы обучаемые находились в состоянии некоторого расслабления. Он всегда настаивал на том, что в основе сверхзапоминания лежит не поведенческая пассивность учеников, а их так называемая «концертная псевдопассивность». В этом случае поведение учащихся должно напоминать состояние человека на музыкальном концерте, когда под воздействием в общем-то суггестивной программы у человека возникают сложные внутренние процессы: рождаются настроения, возникают ассоциации, вспыхивают идеи. Еще одна общая черта, присущая суггестопедическому обучению и музыке, — это ритм. Известно, что эффективность внушающего воздействия во многом зависит от ритмичности повторяемых формул. Эта же зависимость проявилась и в ходе обучения. Исследуя влияние величины интервала на объем памяти, Г. Лозанов установил, что ритмические паузы в подаче текста вызывают эффект «психологической многозначительности» и поддерживают у обучаемых состояние постоянного ожидания новой информации. Активизация в процессе обучения неосознаваемых форм активности происходит, как правило, на фоне достаточно высокой активности сознания. Взаимодействие этих двух форм психической активности рассматривается Г. Лозановым на основе механизма «фазового окружения». Его суть состоит в том, что в интервале между процессами возбуждения функциональных полей сознания возникают промежуточные сгущения процесса торможения — так называемые «фазы». В эти моменты происходит отклонение от закона силовых отношений между раздражителем и реакцией на него. Это, в частности, означает, что сильные звуки могут остаться незамеченными, а слабые раздражители могут вызывать сильную реакцию. Еще один механизм взаимодействия сознания и бессознательного — возникновение «неспецифической психической реактивности». Ее суть состоит в том, что воздействие любого смыслового раздражителя, попадающего в центр сознания, непременно сопровождается появлением целого ряда неспецифических раздражителей. Все они регистрируются мозгом и определенным образом фиксируются в виде «неспецифической психической реактивности». К таким неспецифическим раздражителям относят походку, жесты, мимику, интонации, выражение глаз, обстановку и т. д. В свете этого возрастает роль всех педагогических факторов, связанных с невербальным общением. В этом плане педагогике предлагается учиться у искусства проникать в сознание человека, минуя логические барьеры и критические доводы. В то же время барьеры существуют и для суггестивного воздействия. Их возникновению способствуют такие факторы, как сильно развитое критическое мышление, чувство недоверия к новому, этические нормы личности. Поэтому суггестивное воздействие должно уметь преодолевать подобные препятствия. В качестве основного психологического средства преодоления суггестивных барьеров Г. Лозанов называет механизм «сообразования с барьерами». Это означает, что суггестия всегда должна сочетаться с десуггестией. То есть использование методов внушения должно сочетаться с сознательным отношением учащихся к самой идее суггестопедического обучения и к процессу ее реализации. Преодолению антисуггестивных барьеров во многом способствует авторитет преподавателя и авторитетность источника учебной информации. В то же время у самих обучаемых желательно поддерживать состояние определенной инфантилизации, связанной с повышением их доверия и восприимчивости. Для этого можно использовать различные формы игрового обучения, при котором ученики могут «спрятать» свое истинное отношение к учебному материалу под маской условного ролевого персонажа. Повышению суггестивного эффекта способствует также использование так называемой «двуплановости» в изложении нового материала. В этом случае наряду с лингвистическими компонентам активно используются элементы паралингвистики (мимика, походка, жестикуляция). Анализ практики преподавания и лабораторные исследования позволили Г. Лозанову сформулировать три основных принципа суггестопедии: 1) принцип радости и ненапряженности — означает обеспечение на занятиях такой психологической атмосферы, которая приводит одновременно к спокойствию, отдохновению, доверию и в то же время к высокой эффективности внутренних учебно-творческих процессов; 2) принцип единства осознаваемого и неосознаваемого — предполагает организованное и целенаправленное использование в учебном процессе возможностей как неосознаваемой психической активности, так и сознательных форм регуляции; 3) принцип суггестивной взаимосвязи в учебном процессе ориентирует преподавателя на достижение правильных отношений с обучаемыми (типа «авторитет — инфантилизация»), исключающих любые формы диктата и подавления. Разработанный Г. Лозановым подход получил широкое распространение в практике обучения иностранным языкам. Так, в Австрии в 1976 г. был организован институт (центр), работа которого была направлена на дальнейшую разработку и внедрение методов суггестопедии. Там же была организована экспериментальная школа, в которой инновационные методики проходили свою апробацию. Во Франции в 1977 г. была создана Школа суггестопедии, в которой проводится работа по совершенствованию методики преподавания иностранных языков. В США в эти же годы была разработана программа суггестивного ускоренного научения и обучения (5АЬТ), в рамках которой для совершенствования процесса обучения были привлечены элементы йоги, гипнопедии, интегральной терапии и др.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |