Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суггестопедическая система обучения (по Г. Лозанову)




Инновационно-проектное знание

Наличие у человека определенных форм «несознаваемой активнос­ти» позволило выдвинуть предположение о том, что учебная информа­ция извне может проникать в его внутренний мир по двум каналам — сознательному и неосознаваемому. Впервые данная идея была пред­ставлена в работах болгарского врача и психотерапевта Г. Лозанова [61; 62]. В этом случае неосознаваемое рассматривается как основной источник «резервных возможностей психики» ученика. Использовать эти резервы и призвана суггестопедическая система обучения.

В современной литературе внушение зачастую называют суггестией (от латинского ш&езйо — подсказывание, внушение). Соответствен­но суггестопедия — это раздел науки о внушении, посвященный воп­росам практической, теоретической и экспериментальной разработки проблем суггестии в педагогике. Под суггестией в современной психо­логии понимается такой процесс воздействия на психическую сферу человека, при котором достигается снижение сознательности (критич­ности) восприятия и реализации внушаемого содержания. В этом слу­чае, как правило, отсутствует целенаправленное понимание воздей­ствующего содержания, не происходит его логического анализа.

Вместе с тем суггестия способна обеспечить возникновение таких качественных особенностей усвоения материала, как его эффективное восприятие, автоматизация и быстрота запоминания, точность вос­произведения, экономичность трудозатрат ученика. Особенно ярко эти особенности проявились в процессе суггестивного восприятия иноязычной лексики. Так, по данным Г. А. Китайгородской, если обыч­ные приемы обучения обеспечивают усвоение за день от 30 до 50 лек­сических единиц, то запоминание в особом суггестивном состоянии достигает в среднем 95% от 1000 новых слов иностранной лексики [51, с. 254]. Реализация суггестопедического подхода к преподаванию предпо­лагает решение преподавателями ряда психологических задач. К числу ведущих относятся:

• преодоление антисуггестивных барьеров у обучающихся для того, чтобы помочь им выйти за пределы возможностей интеллектуально-мнемических функций, ограниченных общественной суг­гестивной нормой;

• осуществление не узкого «служебно-учебного» отношения к лич­ности обучающегося, а целостного подхода с учетом воспита­тельной, психотерапевтической, психогигиенной и психопро­филактической сторон в суггестивных отношениях «препода­ватель—ученик».

Решение этих задач предполагает использование целого ряда мето­дических средств, включающих в себя предварительную психологи­ческую подготовку, текущую психологическую поддержку и заключи­тельное психологическое оформление.

В рамках предварительной психологической подготовки важно вну­шить уважение к учебному процессу и добиться доверия со стороны обучаемых к преподавателям и их суггестивным возможностям. За­ключительное психологическое оформление должно убедить всех учас­тников процесса в его высокой эффективности за счет демонстрации результатов и дополнительного внушения идеи прочности усвоения.

Текущая психологическая поддержка осуществляется в основном в рамках учебного процесса. Основное условие — строго соблюдать тре­бование суггестивности. Известно, что суггестивное воздействие дос­тигается за счет использования как вербальных (слова, интонация), так и невербальных (мимика, жесты, окружающая обстановка) средств. Для того чтобы усилить суггестивный эффект процесса преподавания, Г. Лозанов предложил использовать суггестивно-ритуальную систе­му предъявления (введения) нового учебного материала. В этом слу­чае введение нового материала происходит в виде определенного ри­туала — всегда на последних часах занятий при сохранении одних и тех же приемов воздействия (использование специальных интонаций, подключение музыкального фона).

Сами ученики находятся при этом во внешне бодром состоянии. Од­нако у них активизируются резервные возможности неосознаваемой психической активности, связанной не только с перцептивными про­цессами, но и с влечениями, стремлениями, аффектами. Эти резерв­ные возможности могут быть определены для каждого человека, исходя из двух основных показателей: «суггестивного феномена индиви­да» и «суггестивной нормы общества».

При этом сам Г. Лозанов неоднократно отвергал призывы к тому, чтобы обучаемые находились в состоянии некоторого расслабления. Он всегда настаивал на том, что в основе сверхзапоминания лежит не поведенческая пассивность учеников, а их так называемая «концерт­ная псевдопассивность». В этом случае поведение учащихся должно напоминать состояние человека на музыкальном концерте, когда под воздействием в общем-то суггестивной программы у человека возни­кают сложные внутренние процессы: рождаются настроения, возни­кают ассоциации, вспыхивают идеи.

Еще одна общая черта, присущая суггестопедическому обучению и музыке, — это ритм. Известно, что эффективность внушающего воз­действия во многом зависит от ритмичности повторяемых формул. Эта же зависимость проявилась и в ходе обучения. Исследуя влияние величины интервала на объем памяти, Г. Лозанов установил, что рит­мические паузы в подаче текста вызывают эффект «психологической многозначительности» и поддерживают у обучаемых состояние посто­янного ожидания новой информации.

Активизация в процессе обучения неосознаваемых форм активнос­ти происходит, как правило, на фоне достаточно высокой активности сознания. Взаимодействие этих двух форм психической активности рассматривается Г. Лозановым на основе механизма «фазового окру­жения». Его суть состоит в том, что в интервале между процессами возбуждения функциональных полей сознания возникают промежу­точные сгущения процесса торможения — так называемые «фазы». В эти моменты происходит отклонение от закона силовых отношений между раздражителем и реакцией на него. Это, в частности, означает, что сильные звуки могут остаться незамеченными, а слабые раздра­жители могут вызывать сильную реакцию.

Еще один механизм взаимодействия сознания и бессознательного — возникновение «неспецифической психической реактивности». Ее суть состоит в том, что воздействие любого смыслового раздражителя, попа­дающего в центр сознания, непременно сопровождается появлением целого ряда неспецифических раздражителей. Все они регистрируются мозгом и определенным образом фиксируются в виде «неспецифичес­кой психической реактивности». К таким неспецифическим раздражи­телям относят походку, жесты, мимику, интонации, выражение глаз, обстановку и т. д. В свете этого возрастает роль всех педагогических факторов, связанных с невербальным общением. В этом плане педагогике предлагается учиться у искусства проникать в сознание челове­ка, минуя логические барьеры и критические доводы.

В то же время барьеры существуют и для суггестивного воздействия. Их возникновению способствуют такие факторы, как сильно развитое критическое мышление, чувство недоверия к новому, этические нормы личности. Поэтому суггестивное воздействие должно уметь преодоле­вать подобные препятствия. В качестве основного психологического средства преодоления суггестивных барьеров Г. Лозанов называет ме­ханизм «сообразования с барьерами». Это означает, что суггестия всегда должна сочетаться с десуггестией. То есть использование методов вну­шения должно сочетаться с сознательным отношением учащихся к са­мой идее суггестопедического обучения и к процессу ее реализации.

Преодолению антисуггестивных барьеров во многом способствует авторитет преподавателя и авторитетность источника учебной ин­формации. В то же время у самих обучаемых желательно поддерживать состояние определенной инфантилизации, связанной с повышением их доверия и восприимчивости. Для этого можно использовать различные формы игрового обучения, при котором ученики могут «спрятать» свое истинное отношение к учебному материалу под маской условного роле­вого персонажа. Повышению суггестивного эффекта способствует так­же использование так называемой «двуплановости» в изложении ново­го материала. В этом случае наряду с лингвистическими компонентам активно используются элементы паралингвистики (мимика, походка, жестикуляция).

Анализ практики преподавания и лабораторные исследования по­зволили Г. Лозанову сформулировать три основных принципа суггес­топедии:

1) принцип радости и ненапряженности — означает обеспечение на занятиях такой психологической атмосферы, которая приводит одновременно к спокойствию, отдохновению, доверию и в то же время к высокой эффективности внутренних учебно-творческих процессов;

2) принцип единства осознаваемого и неосознаваемого — предполага­ет организованное и целенаправленное использование в учебном процессе возможностей как неосознаваемой психической актив­ности, так и сознательных форм регуляции;

3) принцип суггестивной взаимосвязи в учебном процессе ориенти­рует преподавателя на достижение правильных отношений с обу­чаемыми (типа «авторитет — инфантилизация»), исключающих любые формы диктата и подавления. Разработанный Г. Лозановым подход получил широкое распро­странение в практике обучения иностранным языкам. Так, в Австрии в 1976 г. был организован институт (центр), работа которого была на­правлена на дальнейшую разработку и внедрение методов суггестопе­дии. Там же была организована экспериментальная школа, в которой инновационные методики проходили свою апробацию. Во Франции в 1977 г. была создана Школа суггестопедии, в которой проводится ра­бота по совершенствованию методики преподавания иностранных языков. В США в эти же годы была разработана программа суггестив­ного ускоренного научения и обучения (5АЬТ), в рамках которой для совершенствования процесса обучения были привлечены элементы йоги, гипнопедии, интегральной терапии и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.