Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды, объекты, субъекты, механизм

Любой регион – это территория, которая отличается какой-то спецификой. Специфическими характеристиками обладают как макрорегионы (культурно-цивилизационные, культурно-исторические, геополитические, международно-политические и др.), территории, охватывающие одну страну, так и территории внутри стран (субрегионы по отношению к государству как региону – так называемые внутренние регионы). Внутренним регионам, как и макрорегионам, присуще такое свойство, как неравенство условий их развития.

Это неравенство обусловлено разнообразными факторами: демографическими, экологическими, геополитическими, социально-историческими, нерешенностью каких-то проблем в прошлом, и, конечно же, природно-климатическими. Например, совершенно очевидно, что северные районы РФ, на которые приходится 2/3 территории, имеют неблагоприятные природные условия для жизнедеятельности людей. Но многие из них находятся в лучшем геополитическом положении в сравнении с Южным федеральным округом при всей благоприятности природно-климатических условий последнего. Неравенство условий, присущее территориям, обусловливает то, что уровень экономического развития, качество населения, качество жизни населения на них имеют отличия, подчас весьма значительные. Как справедливо отмечает Р.Ф. Туровский, неравенство между территориями существует в любой стране, и оно в принципе не может быть ликвидировано. Другое дело, что одной из практических задач региональной политики могут быть сглаживание территориальных контрастов и подъем экономики отсталых районов.

Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев: Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой[1].

Р.Ф. Туровский подчеркивает, что региональную поли­тику проводит именно центр, представляющий собой ее активный субъект. Действия самих регионов и политические процессы на собственно региональном уровне не являются региональной политикой в строгом смысле этого слова[2].

Он отмечает, что региональная политика имеет два аспекта – политический и экономический. Ее политическое содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами. Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром[3].

В англоязычной литературе понятию "региональная политика" в его более распространенном варианте лучше соответствует понятие "regional policy", посколь­ку речь идет о политике как о действиях определенных политических акто­ров. В то же время необходимо и использование понятия "regional politics", с помо­щью которого можно обозначать всю систему политических действий, имеющих региональный эффект, характерную для данного государства. Если "regio­nal policy" обычно связана с определенными акторами (участниками политического процесса), то "regional politics" — с об­щей ситуацией в государстве (в срезе "центр — регионы") и ее основными направлениями[4].

В региональной политике и ее исследованиях широко распространен эконо­мический, или экономико-географический, подход. Он связан с традиционной практи­кой рассмотрения региона как социально-экономического комплекса и понима­ния регионального развития в категориях социально-экономического развития.

В отечественной практике экономический подход восходит еще к советским временам, когда об автономном политическом развитии регионов не могло быть и речи, и регулирование регионального экономического развития составляло прак­тически все содержание государственной региональной политики. В таком традиционном понимании предметом региональной политики яв­ляется размещение производительных сил. Вот одно из характерных определе­ний: "главным направлением региональной политики Советского государства яв­ляется планомерное развитие экономического потенциала всей системы регионов, отвечающее экономическим и политическим задачам страны в целом с учетом инте­ресов каждой союзной республики".

Хотя классики отечественной географии еще в советское время понимали ре­гиональную политику гораздо шире. Например, Э. Алаев в словаре, вышедшем в 1983 г., определял региональную политику как "сферу деятельности по управле­нию экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространст­венном, региональном аспекте, т.е. связанную с взаимоотношениями между госу­дарством и районами, а также районов между собой".

В постсоветской России привычное пони­мание региональной политики трансформировалось в государственное регулирова­ние регионального развития и сглаживание региональных различий. Получилось, что советские традиции понимания региональной политики были дополнены тези­сом о сбалансированности региональных различий, заимствованным из западного опыта развития региональной политики в странах с рыночной экономикой. Поэтому и сейчас многие авторы понимают региональную политику в ее экономическом аспекте.

Р.Ф. Туровский подчеркивает, что региональная политика — это, прежде всего, политика, она предполагает принятие политических решений. Региональная политика преследует цели политиче­ского характера: оптимизация отношений "центр — ре­гионы" в национальной территориально-политической системе, реше­ние задач централизованного контроля и ограничения контрастности, определение рамок региональной автономии и регионального участия[5].

Регулирование территориального развития осуществляется на разных уровнях – прежде всего, государственном, а также региональном и местном. В настоящее время есть все основания для выделения и наднационального уровня региональной политики – например, в рамках ЕС. Там отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед национальными государствами, поэтому понятие "региональная политика" приобретает уже наднациональный подтекст.

В качестве объекта региональной политики выступает регион. Управляющее воздействие может быть направлено на политические, производственные, социальные, денежно-финансовые и т.д. региональные объекты.

Субъектами региональной политики являются органы, наделенные специальными полномочиями на государственном, наднациональном (довольно редко), региональном и местном уровнях. При этом ключевые политические и экономические решения принимаются на государственном (и иногда наднациональном) уровне.

Как отмечают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев, характеризуя, главным образом, экономический аспект региональной политики:

(1) Выделяют следующие виды региональной политики: экономическую, социальную, демографическую, экистическую (поселенческую), экологическую, научно-техническую.

(2) С редства региональной политики разнообразны: финансовые (помощь, льготы, штрафы и т.п.), административные (разрешения и запреты), инфраструктурные (прежде всего сооружение дорог) и т. д.

(3) Механизмы региональной политики тоже разнообразны. Она осуществляется через распределение ресурсов, прежде всего финансовых, по формуле (автоматическая), через различные спецпрограммы (проблемные, целевые).

Цели и задачи региональной политики, а также ее формы и методы в различных государствах не совпадают и варьируются в довольно широких пределах. Тем не менее существуют общие цели, присущие почти всем странам, ее реализующим. Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев в качестве таковых выделяют следующие цели (дополнены в политическом аспекте – пункт 1):

1. создание эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами;

2. создание и упрочение единого экономического пространства;

3. относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государств;

5. максимальное использование природных, в том числе ресурсных, особенностей регионов;

6. предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.

 


[1] Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: учебник. СПб., 1998. С. 19.

[2] Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М., 2006.

[3] Туровский Политическая география. М., 1999.

[4] Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М., 2006.

[5] Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М., 2006.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как действовать при укусе собаки | Группа и взаимодействие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.