КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9 КУЛЬТУРа и цивилизация
1 Понятие цивилизации. 2 Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». 3 Цивилизационный подход в культурологии.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1 ) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов (европейская традиционная средневековая цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная цивилизация). Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода и справедливость. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо в 1756 г. В обществознание термин «цивилизация» был введен для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Одним из первых использовавший категорию «цивилизация» философ Адам Фергюсон, подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века[2], но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации». Уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией».Для французских просветителей цивилизация – это, прежде всего, определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровнядуховно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Цивилизация, с позиций этого подхода, – это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития. На основе этих подходов можно дать обобщенную характеристику цивилизации как крупной целостной социокультурной системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций и социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Определенность цивилизации придает духовный фактор – своеобразный склад психической жизни, воплощенный в особенностях культуры: ценностях, нормах, обычаях и традициях, культурных образцах и т. д. Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными. Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремесел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства: Система экономических отношений, основанная на разделении труда — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация). Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
2 Понятия «культура» и «цивилизация» занимают важнейшее место в современном культурологическом знании. Они тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. Тем не менее, между этими понятиями имеются существенные различия и по смыслу, по употреблению в различных контекстах. И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы понятий «дикость», «варварство», «невежество». Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры. Так, «античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения значат одно и то же. Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию, или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация. Так, говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации». Зато широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация» связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии («почитание богов»), педагогики и философии («образование, воспитание, обучение»), то оно чаще применяется к явлениям так называемой «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Слово «цивилизация» обычно относится к явлениям так называемой «материальной культуры» (техника, производительные силы экономики, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни. Сегодня, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития (США, западноевропейские государства, Япония). Но, с другой стороны, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну, с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития. Иногда культура и цивилизация определяются друг через друга: цивилизация понимается как стадия культуры, или культура - как стадия цивилизации. Американская и английская наука почти не когда не проводят различия между этими понятиями, но американские исследователи чаще употребляют термин «культура», английские – «цивилизация» (Тойнби). По мнению Шпенглера, цивилизация - мертвая культура, неорганическое ее состояние, окостеневшее, застывшее состояние социума, основанное на вещных и формальных отношениях. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации), характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Цивилизация – период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель. Немецкий социолог Фердинанд Тённис (1855 - 1936) различал культуру народа и цивилизацию государственной организации, которым соответствуют «органическое» и «механическое» состояния общества. Цивилизации свойственен рационализм, это - область науки и права; культура же включает в себя религию, нравственность и искусство. Немецкий экономист и социолог Альфред Вебер считал, что область культуры ограничивается сферой свободного творчества и полагал, что культура духовна и эмоциональна, а цивилизация обеспечивает средства к существованию и поэтому технологична, материальна. Русский философ Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) придерживался аналогичных взглядов. Он полагал, что культура имеет религиозные основы и в культуре символически выражена духовная жизнь. Происхождение же цивилизации «мирское», она рождается в борьбе человека с природой. «Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия
3 Опыт использования понятия «цивилизация» в гуманитарных науках и культурологические исследования цивилизаций сформировали то направление в культурологии, которое можно назвать (с достаточной степенью условности) цивилизационным подходом к изучению культурологических проблем. Здесь выделяется теория локальных (от латинского «определенное место») цивилизаций, немецкого историка культуры О. Шпенглера, а также концепции английского историка А. Д. Тойнби, американского социолога и культуролога П.А. Сорокина и других. К этим идеям были близки размышления русских славянофилов Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, отдельные элементы европейской «философии жизни» и «теории культурных кругов» немецких антропологов-диффузионистов. В основу цивилизационного подхода лег принцип органичности, согласно которому цивилизация (культура) рассматривалась как аналог живого организма, целостного, замкнутого, относительно изолированного от других организмов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Цивилизация представала не общим отличием человечества от животного мира и неживой природы, а в качестве ряда признаков, отличающих одну группу людей от других. Из принципа органичности вытекала идея циклического развития каждой цивилизации. Она резко отличалась от преобладавших в XIX веке представлений об универсальности, всеобщности непрерывно линейного, эволюционного развития культуры. С позиций цивилизационного подхода, культура, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. Цивилизационные теории ставят под сомнение преемственность культурных традиций. В опыте отдельных цивилизаций есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с этими цивилизациями. В середине XX века были разработаны более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, призванные, в частности, описать и объяснить кризисы в цивилизационном развитии, факты гибели отдельных цивилизаций на ранней стадии цикла их существования (теория «вызова и ответа» А.Д. Тойнби, волновые модели социокультурной динамики П.А. Сорокина). Резкой критике в рамках цивилизационного подхода была подвергнута идея культурного моноцентризма. Согласно ей, существует центр мировой культуры, то есть такие ее формы, которые в наибольшей степени воплощают сущность культуры, являются ее совершеннейшими образцами, стоят на высшей ступени культурного развития, превосходят все остальные формы культуры и т. д. На Западе одной из форм подобных воззрений является европоцентризм, провозглашающий центром человеческой культуры Европу. Цивилизационный же подход основан на принципах культурного плюрализма, культурного полицентризма. Согласно этим принципам в культуре существует многообразие форм, которые невозможно выстроить в порядке «высшие – низшие».
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |