КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа социально-психологической и медицинской реабилитации детей с выраженной ум. отсталостью
ЗАПОМИНАНИЕ: То, что вы запоминаете, — это то, что остается после того, как больш. или мен. часть выуч-го забыв-ся. Если вы зап-те не очень много, то трудно сказать, с чем это связано: с плохой учебой, забывчивостью или с тем и др. одновр-но. Вы забываете большую часть того, что будет забыто непосредственно после первого объяснения. Но постепенно забывается все меньше и меньше. Можно преодолеть забывчивость: • если, освоив азы, вы продолжаете упражняться; • если вы регулярно повторяете то, чему научились; • если вы понимаете то, что вы выучили, а не просто зазубрили это. Умственно отсталые люди забывают легче (быстрее), чем другие. Поэтому процесс их обучения должен быть разбит на небольшие этапы и быть как можно более конкретным. Но то, что они действительно выучили, они запоминают не хуже, чем другие люди, поэтому долговременная память у них лучше кратковременной. ПЕРЕНОС РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИИ НА НОВЫЕ СИТУАЦИИ: Это старый вопрос — могут ли ранее полученные знания влиять на обучение и каким образом эти знания или навыки могут реализовываться. Это явление мы называем переносом. Общие правила и методы могут применяться в новых ситуациях, и успешно. Однако перенос для большинства у/о представляет большие трудности. Им трудно использовать полученные знания в новых ситуациях. Осн. задачей спец. дошк.обучения и восп. у/о р-ка явл.обеспечение макс. возможного уровня физич.,умств. и нрав. развития, подготовка к обуч. в спец. школе. Эта работа должна проводиться с учетом инд-х возм-й каждого р-ка. В нашей стране создана дифференцированная система спец-х дошк. учреж-й для у/о детей. В соотв-и с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в спец. учреждениях системы образования, здравоохранения или социального обеспечения.В системе образования существует сеть спец. детских садов с круглосуточным пребыванием детей, а также специальных детских домов. В отдельных случаях разрешается открытие дошк. групп при спец. вспомогат-ных школах-интернатах. В эти дошк.учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрении в степени дебильности неослож.формы. Дети с эписиндромом, ДЦП, ярко выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, шизофренией и др. в дошк. учреждения этого типа не принимаются. Не напр-ся также дети с ЗПР и дети с диагнозом олигофрении в степени имбецильности. 3. Психологическая характеристика состава детей специальных дошкольных и шк.учр-й. В спец. детск. сады и детск. дома, а также в группы при вспом-х школах-интернатах прин-ся дети в возрасте от 4 до 8 лет. Пребывание детей старше 8 лет в дошк. учреждениях запрещено. В системе здравоохранения имеются спец. ясли и спец. психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием для детей с органическим поражением ЦНС. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрении в степени дебильности осложненной формы. В спец. ясли для детей с орг. поражением ЦНС прин-ся дети в возрасте от 2 до 4 лет. Дети в возрасте от 4 до 8 лет направляются в психоневрологические санатории. Дети с диагнозом олигофрении в степени имбецильности восп-ся в учреждениях системы соц. обеспечения. В Российской Федерации обучение и восп у/о детей является частью общегосуд. системы образ. Вспом. школа нах-ся в системе госуд. общеобраз. детс. учр-й, однако по своим задачам существенно отлич. от массовой общеобразоват. школы. Задачей вспом.школы является коррекция дефектов развития у/о р-ка в процессе обучения его общеобр-м дисциплинам, проф.-трудовой подготовки и разностор. восп. воздействия на ход развития учащихся. Другой менее важной задачей вспом. школы является подготовка ее учащихся к самостоятельной труд. дея-ти по одной из рабочих профессий в условиях соврем. производства, т.е. социально-трудовая адаптация. Эта задача решается путем сообщения учащимся системы проф-трудовых знаний, умений и навыков. Наконец, вспом. школа ведет особую лечебную оздоровительную работу, направленную на укрепление общего физич состояния шк-ков. Исправление недостатков познавательной деятельности у/о школьников достигается в основн. педагогич. средствами в процессе обучения основам общеобр-ных дисциплин и усвоения тр-х умений и навыков. Конкретные пути обучения и восп.у/о шк-ка весьма специфичны. Решением проблем проф. ориентации, труд.обучения и восп. уч-ся, соц.-труд. адаптации занимается Спец. общеобраз. школа-интернат для у/о детей (вспом. школа-интернат) – официальное название данного типа уч.заведения в нормативных документах. Это позволяет обеспечивать более длит.организ-ное возд-е на детей не только в процессе обуч., но и системе внеклассных меропр-й. В штате школы кроме учителей-олигофренопедагогов находятся учителя проф.-труд.обуч-я, физич. восп-я, логопед, воспитатели, медиц. работники, вспомогат. персонал. Переход вспом. школы с 8-л.на 9л. срок обучения позволяет основной массе уч-ся получать законченную профес. подготовку в стенах школы, более успешно решать вопросы трудоустройства вып-ков, т.к. при 9-л. сроке обучения все вып-ки достигают 16-л. возраста, с к-го по действующему трудовому законодательству разрешается прием на работу несовершеннол-х. Основными задачами Центра является ранняя и максимально полная адаптация ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, учебе, труду с помощью медицинских, социальных, педагогико-психол., юридических и других мероприятий. Для решения поставленных задач создана следующая структура Центра, имеющая три основных отделения. 1. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ - предназначено для создания условий максимально возможного улучшения физического состояния здоровья, что чаще всего сводится к приобретению и дальнейшему закреплению навыков самообслуживания, передвижения, труда. Основными методами для достижения этих результатов служат: ЛФК, массаж, гидромассаж, физиолечение, рефлексотерапия, лазеролечение, микрорезонансная терапия, фитотерапия, аэрофитотерапия, лечение костюмами "Адели", иппотерапия. 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ предназначено для определения возможностей каждого ребенка и работы по преодолению отклонений в развитии. Включает в себя следующие направления: обучение детей с выраженной умственной отсталостью в группах дневного пребывания; в группы общения для детей с хроническими психическими заболеваниями; музыкальное воспитание; трудотерапия; развитие сенсорно-моторных функций; мероприятия по проф.ориентации детей с особенностями умств. и физич. развития, психол.подготовка р-ка к будущей самост.жизни и труду. 3. ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ обеспечивает проведение психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий. Включает в себя: информационно-консультативную помощь семье, социальную защиту детей и подростков, социально-бытовую помощь семьям детей-инвалидов, мероприятия по подготовке микро-социальной среды (работа с родителями, одноклассниками, родственниками, близкими людьми). В Центре работают специалисты по социальной работе, врачи, педагоги, психологи. Объединяющим звеном подразделений служит медикопсихолого-пед. консилиум, на к-м осуществляется корректировка систем комплексной реабилитации и инд.программ. Комплексная реаб-я - это сложный многоступенчатый процесс осн. этапами к-го явл.: - экспертная диагностика; - разработка на ее основе реабилитационных программ; - их реализация; - контроль за проведением реабилитационных мероприятий и их корректировка. В Центре проходят реабилитацию дети, имеющие различную степень умственной отсталости, заболевания опорно-двигательного аппарата (ДЦП), болезнь Дауна, аутизм и т.д. В связи с этим разработка реаб-х программ осуществляется индивидуально для каждого ребенка. Первым этапом работы является диагностика, в результате которой обобщаются наблюдения различных специалистов - педагога, логопеда, психиатра, психолога, а также родителей ребенка. Это позволяет выявить особенности внимания, памяти, развития сенсорно-перцептивной сферы, речи, эмоционально-волевой и двигательной сферы, уровень социально-бытовой адаптации, трудовые, учебные и коммуникативные навыки. На основании полученных данных планируются направления коррекционной работы, осущ-ся подбор наиболее эффективных методов и приемов работы, составляются рекомендации педагогам, социальным работникам, дефектологу, руководителям ЛФК, а также родителям ребенка. Вторым этапом комплексной реабилитации является разработка реабилитационных программ, которые включают социальные, медицинские и психолого-педагогические аспекты работы. Большое внимание уделяется развитию сенсорно-перцептивной сферы, психомоторному и эмоциональному развитию ребенка. Для этого разработана специальная система работы с реабилитационной игрушкой, система музыкального воспитания и т.д. Следующим этапом работы является реализация реабилитационных программ. Осуществление этого процесса происходит с учетом уровня недоразвития познавательной деятельности и степени тяжести заболевания каждого ребенка. В процессе реализации программ все специалисты Центра тесно взаимодействуют друг с другом. Для выявления эффективности и правильности проводимых мер используются диагностичекие срезы, результаты которых заносятся в специальные реабилитационные карты и дневники наблюдений. Корректировка реаб-х программ является заключительным этапом комплексной реабилитации. На данном этапе проводится всесторонняя диагностика, обобщаются результаты психомоторного развития р-ка, составляются рекомендации на будущее. В контексте комплексного подхода к ребенку с проблемами в развитии необходимо отметить деятельность Центра по работе с родителями. В рамках этой деятельности родители обучаются некоторым приемам реабилитации, воспитания и общения с детьми. Все блоки взаимосвязаны, сочетаются друг с другом, дополняют друг друга. По оконч-и каждого курса реаб-ции происходит отслеживание эффективности на основе разработанных критериев. В Центре внедряются новые методы леч-я, что позволяет добиться более выс. рез-тов реаб-ции и приблизить детей к наиболее полной интеграции в обществе. Основными принципами организации и осуществления реабилитации являются: - наиболее раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; - непрерывность и этапность их проведения; - комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, психолого-педагогического, социального аспектов; - индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Содержание программы решает следующие задачи: - формирование навыков адекватного поведения и общение с окружающими; - развитие способностей к получению элементарных знаний; - формирование умений и навыков самообслуживания, бытовой ориентировки - формирование трудовых навыков и подготовка к посильным видам труда; - физическое развитие.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |