Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НА­ЗЕМ­НЫЕ И ЛЕТ­НЫЕ ИС­ПЫ­ТА­НИЯ СА­МО­ЛЕ­ТОВ




Ис­пы­та­ния — про­цесс, не­раз­рыв­но свя­зан­ный с соз­да­ни­ем ЛА на всех эта­пах, на­чи­ная с фор­ми­ро­ва­ния тех­ни­че­ско­го за­да­ния, ко­гда воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость экс­пе­ри­мен­таль­ной про­вер­ки и ис­сле­до­ва­ния но­вых на­уч­ных и тех­ни­че­ских про­блем, и кон­чая вне­дре­ни­ем в про­из­вод­ст­во, а так­же по­сле­дую­щи­ми мо­ди­фи­ка­ция­ми се­рий­ных ЛА.
Про­грам­ма ис­пы­та­ний со­сто­ит из двух час­тей — на­зем­ной и лет­ной. На­зем­ная от­ра­бот­ка объ­е­ди­ня­ет ра­бо­ты, про­во­дя­щие­ся на всех уров­нях, — от эле­мен­та до ком­плекс­ной сис­те­мы. Лет­ная от­ра­бот­ка ЛА яв­ля­ет­ся за­вер­шаю­щим эта­пом. По ме­ре по­вы­ше­ния тре­бо­ва­ний к так­ти­че­ским и экс­плуа­та­ци­он­ным дан­ным об­раз­ца стои­мость ис­пы­та­ний и про­дол­жи­тель­ность их про­ве­де­ния воз­рас­та­ют. В пер­вую оче­редь это от­но­сит­ся к лет­ным ис­пы­та­ни­ям. За­тра­ты на них со­став­ля­ют око­ло по­ло­ви­ны тру­до­вых и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, рас­хо­дуе­мых при раз­ра­бот­ке ЛА, а их про­дол­жи­тель­ность дос­ти­га­ет 40...50% всей дли­тель­но­сти цик­ла соз­да­ния ЛА. При от­ра­бот­ке об­раз­ца мо­жет со­вер­шать­ся до двух-трех ты­сяч ис­пы­та­тель­ных по­ле­тов.
Весь объ­ем ис­пы­та­ний де­лит­ся, как пра­ви­ло, на не­сколь­ко эта­пов (ка­те­го­рий):

- за­во­дские (пред­ва­ри­тель­ные) ис­пы­та­ния, ко­то­рые вы­пол­ня­ют­ся го­лов­ным раз­ра­бот­чи­ком с уча­сти­ем со­ис­пол­ни­те­лей и НИИ от­рас­ли;
- го­су­дар­ст­вен­ные ис­пы­та­ния, про­во­ди­мые за­каз­чи­ком с уча­сти­ем спе­циа­ли­стов про­мыш­лен­но­сти;
- экс­плуа­та­ци­он­ные ис­пы­та­ния, ко­то­рые про­во­дят­ся ис­пы­та­тель­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми за­каз­чи­ка со­вме­ст­но с экс­плуа­ти­рую­щи­ми под­раз­де­ле­ния­ми и с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей про­мыш­лен­но­сти.
На­зем­ные ис­пы­та­ния про­во­дят­ся как при под­го­тов­ке ЛА к пер­во­му вы­ле­ту, так и в про­цес­се те­ку­щей (меж­по­лет­ной) под­го­тов­ки. Под на­зем­ны­ми ис­пы­та­ния­ми по­ни­ма­ет­ся про­вер­ка и от­ра­бот­ка штат­ных сис­тем, ус­та­нов­лен­ных на бор­ту ЛА. Их пре­иму­ще­ст­во за­клю­ча­ет­ся в ис­поль­зо­ва­нии пол­но­го ком­плек­та ап­па­ра­ту­ры со все­ми свя­зя­ми и ком­му­ни­ка­ция­ми ре­аль­ной ка­би­ны эки­па­жа и всех ли­ний управ­ле­ния. Пе­ред на­зем­ны­ми ис­пы­та­ния­ми ста­вят­ся сле­дую­щие це­ли:
- про­вер­ка ра­бо­то­спо­соб­но­сти аг­ре­га­тов и сис­тем, уст­ра­не­ние де­фек­тов, сня­тие кон­троль­ных ха­рак­те­ри­стик функ­цио­ни­ро­ва­ния;
- на­строй­ка ре­гу­ли­руе­мых па­ра­мет­ров объ­ек­тов ис­пы­та­ний и со­пря­жен­ных с ни­ми сис­тем;

- ана­лиз осо­бен­но­стей функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­тем, об­на­ру­жен­ных в по­ле­тах;
- гра­дуи­ров­ка из­ме­ри­тель­ной ап­па­ра­ту­ры, ус­та­нов­лен­ной на бор­ту ЛА.
Соз­дан­ные ди­аг­но­сти­че­ское обо­ру­до­ва­ние, спе­ци­аль­ные ими­та­то­ры, под­виж­ные стен­ды по­зво­ля­ют вос­про­из­во­дить в на­зем­ных ис­пы­та­ни­ях со­от­вет­ст­вую­щие внеш­ние ус­ло­вии и ими­ти­ро­вать ре­жим по­ле­та.
Про­вер­ка и ис­пы­та­ния всех сис­тем са­мо­ле­тов не долж­ны вли­ять на ре­сурс эле­мен­тов обо­ру­до­ва­ния и га­ран­тий­ный ре­сурс са­мо­ле­та в це­лом. Для не­ко­то­рых ви­дов ап­па­ра­ту­ры бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния не­боль­шая пред­ва­ри­тель­ная на­ра­бот­ка не­об­хо­ди­ма и по­лез­на. В ча­ст­но­сти, для элек­трон­ной вы­со­ко­час­тот­ной ап­па­ра­ту­ры ус­та­нав­ли­ва­ет­ся обя­за­тель­ная пред­ва­ри­тель­ная на­ра­бот­ка, на­зы­вае­мая тре­ни­ров­кой. Тре­ни­ров­ку мож­но при­ме­нять к ме­ха­ни­че­ским и гид­рав­ли­че­ским сис­те­мам. В про­цес­се тре­ни­ров­ки про­ис­хо­дят при­ра­ба­ты­ва­ние от­дель­ных эле­мен­тов ме­ха­низ­мов и са­мо­под­строй­ка кон­ту­ров. По­сле тре­ни­ров­ки по­втор­но про­ве­ря­ют и ис­пы­ты­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щие эле­мен­ты обо­ру­до­ва­ния.
Ос­нов­ная часть кон­троль­ной ос­на­ст­ки и стендов кон­троль­но-ис­пы­та­тель­ной стан­ции (КИС) бла­го­да­ря сво­ей уни­вер­саль­но­сти ана­ло­гич­на кон­троль­но­му обо­ру­до­ва­нию, при­ме­няе­мо­му в це­хе окон­ча­тель­ной сбор­ки.
В осо­бую груп­пу обо­ру­до­ва­ния КИС вхо­дят ис­пы­та­тель­ные стен­ды, мо­де­ли­рую­щие ус­ло­вия ра­бо­ты бор­то­вых сис­тем са­мо­ле­та. На та­ких стен­дах ими­ти­ру­ют­ся нор­маль­ные и ава­рий­ные ре­жи­мы ра­бо­ты, а так­же ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся пе­ре­ход­ные про­цес­сы. Ре­зуль­та­ты ис­пы­та­ний (ме­ра дос­то­вер­но­сти и объ­ек­тив­ность кон­тро­ля) за­ви­сят от пол­но­ты вос­про­из­во­ди­мых ра­бо­чих ре­жи­мов сис­те­мы, сте­пе­ни ав­то­ма­ти­за­ции вос­про­из­ве­де­ния внеш­них ус­ло­вий ра­бо­ты сис­те­мы, из­ме­не­ния их раз­лич­ных па­ра­мет­ров, от из­ме­ре­ния и ре­ги­ст­ра­ции са­мих ре­зуль­та­тов.

Мо­де­ли­рую­щие ис­пы­та­тель­ные стен­ды по­зво­ля­ют:
- про­ве­рять тео­ре­ти­че­ские рас­че­ты, при­ня­тые при раз­ра­бот­ке но­вой ап­па­ра­ту­ры;
- оп­ре­де­лять оп­ти­маль­ные схе­мы и па­ра­мет­ры для про­ек­ти­руе­мой сис­те­мы пу­тем ис­сле­до­ва­ния в ре­аль­ных ус­ло­ви­ях ра­бо­ты аг­ре­га­тов;
- про­во­дить кон­троль­ные ис­пы­та­ния сис­те­мы для оп­ре­де­ле­ния от­кло­не­ния ее па­ра­мет­ров от за­дан­ных зна­че­ний;
- про­во­дить ре­сурс­ные ис­пы­та­ния или ис­пы­та­ния до пер­во­го от­ка­за;
вос­про­из­во­дить ава­рий­ные ре­жи­мы в свя­зи с рек­ла­ма­ция­ми от экс­плуа­ти­рую­щих ор­га­ни­за­ций;
- мо­де­ли­ро­вать кон­ст­рук­тив­ные и про­из­вод­ст­вен­ные де­фек­ты с це­лью вы­яв­ле­ния их влия­ния на ра­бо­то­спо­соб­ность и на­деж­ность сис­те­мы и т. д.
Од­ной из наи­бо­лее тру­до­ем­ких и от­вет­ст­вен­ных опе­ра­ций при на­зем­ной от­ра­бот­ке яв­ля­ет­ся про­вер­ка сис­те­мы управ­ле­ния. Сис­те­ма про­ве­ря­ет­ся для ре­жи­мов руч­но­го и ав­то­ма­ти­че­ско­го управ­ле­ния. Оп­ре­де­ля­ют­ся уг­лы от­кло­не­ния ор­га­нов управ­ле­ния, пе­ре­да­точ­ные чис­ла, ра­бо­то­спо­соб­ность всех аг­ре­га­тов сис­те­мы.
При кон­тро­ле шас­си про­ве­ря­ет­ся ки­не­ма­ти­ка всех дви­жу­щих­ся аг­ре­га­тов и де­та­лей, за­ме­ря­ет­ся вре­мя вы­пус­ка и убор­ки за­крыл­ков, кон­тро­ли­ру­ет­ся ра­бо­та ме­ха­низ­мов по­во­ро­та пе­ред­не­го ко­ле­са и тор­мо­зов.
При про­вер­ке то­п­лив­ной сис­те­мы кон­тро­ли­ру­ет­ся пре­ж­де все­го ее гер­ме­тич­ность, для че­го на шесть-во­семь ча­сов сис­те­ма под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию из­бы­точ­но­го дав­ле­ния по­ряд­ка 15...20 Па.
Кон­троль сис­те­мы вы­сот­но­го обо­ру­до­ва­ния за­клю­ча­ет­ся в про­вер­ке ра­бо­то­спо­соб­но­сти аг­ре­га­тов и в оп­ре­де­ле­нии тем­пе­ра­тур и рас­хо­дов воз­ду­ха в раз­лич­ных точ­ках ма­ги­ст­ра­лей. Про­во­дят­ся так­же про­вер­ки гид­рав­ли­че­ской, пнев­ма­ти­че­ской, элек­три­че­ской, ра­дио­ло­ка­ци­он­ной и дру­гих сис­тем.
По­сле от­ра­бот­ки, кон­тро­ля и ре­гу­ли­ро­ва­ния от­дель­ных сис­тем са­мо­лет транс­пор­ти­ру­ют на де­виа­ци­он­ную пло­щад­ку, где про­ве­ря­ют по пе­лен­га­то­ру и кор­рек­ти­ру­ют по­ка­за­ния маг­нит­ных, ги­ро­маг­нит­ных при­бо­ров и ра­дио­ком­па­сов. для спи­сы­ва­ния де­виа­ции ком­па­сов са­мо­лет ус­та­нав­ли­ва­ют на по­во­рот­ном кру­ге. да­лее оп­ре­де­ля­ют по­лет­ную мас­су и по­ло­же­ние цен­тра тя­же­сти са­мо­ле­та, взве­ши­вая его в двух или бо­лее ва­ри­ан­тах за­груз­ки (пус­той са­мо­лет с не- съем­ным обо­ру­до­ва­ни­ем и пол­но­стью за­гру­жен­ный).
Лет­ные ис­пы­та­ния рег­ла­мен­ти­ру­ют­ся ти­по­вы­ми про­грам­ма­ми, ко­то­рые на­ря­ду с об­щи­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми для раз­лич­ных ви­дов ЛА от­ра­жа­ют спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти, оп­ре­де­ляе­мые ихна­зна­че­ни­ем.

Об­щий объ­ем лет­ных ис­пы­та­ний рег­ла­мен­ти­ру­ют сле­дую­щие про­грамм­ные до­ку­мен­ты: ти­по­вая про­грам­ма ис­пы­та­ний ЛА дан­но­го клас­са, об­щая про­грам­ма ис­пы­та­ний дан­но­го ЛА, ча­ст­ные ра­бо­чие про­грам­мы ис­пы­та­ний от­дель­ных эк­зем­п­ля­ров опыт­ных об­раз­цов и их функ­цио­наль­ных сис­тем, про­грам­мы спе­ци­аль­ных ис­пы­та­ний, за­да­ние на по­лет.
Пе­ред лет­ны­ми ис­пы­та­ния­ми ста­вят­ся сле­дую­щие це­ли:
- ис­сле­до­ва­ние осо­бен­но­стей аэ­ро­ди­на­ми­ки, ма­нев­рен­но­сти, пи­ло­ти­ро­ва­ния вбли­зи кри­ти­че­ских ре­жи­мов;
- оп­ре­де­ле­ние спе­ци­фи­ки ком­по­нов­ки и сис­тем управ­ле­ния ЛА;
- изу­че­ние осо­бен­но­стей ра­бо­ты дви­га­те­ля и его сис­тем в на­тур­ных ус­ло­ви­ях;
- оцен­ка эф­фек­тив­но­сти и осо­бен­но­стей ра­бо­ты пи­ло­таж­но-на­ви­га­ци­он­ных ком­плек­сов и сис­тем бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния;
- от­ра­бот­ка сис­тем безо­пас­но­сти по­ле­та и средств спа­се­ния эки­па­жа;
- пред­ва­ри­тель­ная оцен­ка ра­бо­то­спо­соб­но­сти и сты­ков­ки спе­ци­аль­ных бор­то­вых сис­тем и их взаи­мо­дей­ст­вия с на­зем­ны­ми сред­ст­ва­ми управ­ле­ния.
Ис­пы­та­ния ну­ж­да­ют­ся в мощ­ной про­из­вод­ст­вен­ной ба­зе, спо­соб­ной стро­го по гра­фи­ку по­став­лять не­об­хо­ди­мое чис­ло ис­пы­ты­вае­мых объ­ек­тов. Эта же про­из­вод­ст­вен­ная ба­за долж­на дос­та­точ­но бы­ст­ро и пол­но осу­ще­ст­в­лять не­об­хо­ди­мую до­вод­ку ЛА и его сис­тем по ма­те­риа­лам ис­пы­та­ний. До­вод­ка ЛА и его сис­тем осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на лет­но-ис­пы­та­тель­ных и до­во­доч­ных ба­зах при го­лов­ных ОКБ ли­бо на пред­при­яти­ях- из­го­то­ви­те­лях.
Ка­ж­дый но­вый (опыт­ный) ле­та­тель­ный ап­па­рат про­хо­дит ряд ис­пы­та­ний с мо­мен­та его соз­да­ния и до вне­дре­ния в се­рий­ное про­из­вод­ст­во. Вна­ча­ле на ле­таю­щих ла­бо­ра­то­ри­ях про­во­дит­ся от­ра­бот­ка наи­бо­лее от­вет­ст­вен­ных ус­та­но­вок и аг­ре­га­тов ап­па­ра­та. За­тем в про­цес­се за­во­дских ис­пы­та­ний про­во­дят до­вод­ку до со­стоя­ния, обес­пе­чи­ваю­ще­го безо­пас­ность вы­пол­не­ния по­ле­тов, ве­дут от­ра­бот­ку и оцен­ку сис­тем бор­то­во­го и на­зем­но­го обо­ру­до­ва­ния, оп­ре­де­ля­ют ос­нов­ные лет­но-тех­ни­че­ские и экс­плуа­та­ци­он­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. да­лее ле­та­тель­ный ап­па­рат по­сту­па­ет на го­су­дар­ст­вен­ные ис­пы­та­ния для вы­яв­ле­ния и рег­ла­мен­та­ции ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих наи­боль­шую на­деж­ность, безо­пас­ность и про­сто­ту пи­ло­ти­ро­ва­ния, а так­же для оп­ре­де­ле­ния со­от­вет­ст­вия тех­ни­че­ско­му за­да­нию его ре­аль­ных лет­но-тех­ни­че­ских дан­ных и ос­нов­ных экс­плуа­та­ци­он­ных ха­рак­те­ри­стик. При этом ре­ша­ет­ся во­прос о за­пус­ке ЛА в се­рий­ное про­из­вод­ст­во.
За­тем про­во­дят­ся экс­плуа­та­ци­он­ные ис­пы­та­ния опыт­ной се­рии ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов и ис­пы­та­ния пер­вых ап­па­ра­товсе­рий. Ос­нов­ная за­да­ча экс­плуа­та­ци­он­ных ис­пы­та­ний ЛА со­сто­ит в вы­яв­ле­нии всех наи­бо­лее ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стей его на­зем­ной и лет­ной экс­плуа­та­ции, при­год­но­сти и со­вер­шен­ст­ва вспо­мо­га­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния и тех­ни­че­ских средств, в вы­яв­ле­нии и рег­ла­мен­та­ции ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих наи­боль­шую ре­гу­ляр­ность и эко­но­мич­ность по­ле­тов на но­вом ле­та­тель­ном ап­па­ра­те в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния. В хо­де экс­плуа­та­ци­он­ных ис­пы­та­ний про­ве­ря­ют­ся и уточ­ня­ют­ся:
- рег­ла­мен­ты тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния;
- ру­ко­во­дства и ин­ст­рук­ции по лет­ной экс­плуа­та­ции и тех­ни­ке пи­ло­ти­ро­ва­ния;
- тру­до­ем­кость об­слу­жи­ва­ния ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та, по­треб­ная чис­лен­ность тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла, спо­со­бы экс­плуа­та­ции и об­слу­жи­ва­ния ЛА [118].
Лет­ные ис­пы­та­ния опыт­но­го са­мо­ле­та по срав­не­нию с ис­пы­та­ния­ми се­рий­но­го име­ют сле­дую­щие осо­бен­но­сти. Во-пер­вых, на опыт­ном са­мо­ле­те есть спе­ци­аль­ная экс­пе­ри­мен­таль­ная ап­па­ра­ту­ра, по­зво­ляю­щая по­лу­чить зна­чи­тель­но боль­ше ин­фор­ма­ции о лет­ных ха­рак­те­ри­сти­ках са­мо­ле­та и ра­бо­те бор­то­вых сис­тем и пла­не­ра. Во-вто­рых, в про­цес­се ис­пы­та­ний опыт­но­го са­мо­ле­та до­пус­ти­мы про­вер­ки ре­жи­мов, тре­бую­щих от лет­чи­ка ис­клю­чи­тель­но­го мас­тер­ст­ва, чрез­мер­но­го вни­ма­ния и боль­шо­го фи­зи­че­ско­го на­пря­же­ния. В си­лу это­го опыт­ные са­мо­ле­ты не­ред­ко обо­ру­ду­ют­ся спе­ци­аль­ны­ми сред­ст­ва­ми спа­се­ния, от­сут­ст­вую­щи­ми на се­рий­ных са­мо­ле­тах. В-треть­их, су­ще­ст­ву­ет воз­мож­ность за­мен и до­ра­бо­ток от­дель­ных эле­мен­тов ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та по ре­зуль­та­там лет­ных ис­пы­та­ний.
Лет­ные ис­пы­та­ния по­зво­ля­ют оп­ре­де­лить важ­ней­шие лет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки са­мо­ле­та — мак­си­маль­ную ско­рость, прак­ти­че­ский по­то­лок, даль­ность и про­дол­жи­тель­ность по­ле­та, наи­бо­лее вы­год­ную ско­рость на­бо­ра вы­со­ты, вер­ти­каль­ную ско­рость и вре­мя на­бо­ра вы­со­ты при оп­ти­маль­ной ско­ро­сти. Лет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки (лет­ные дан­ные) оп­ре­де­ля­ют тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти са­мо­ле­та.
Не ме­нее важ­ны­ми фак­то­ра­ми, оп­ре­де­ляе­мы­ми в лет­ных ис­пы­та­ни­ях, яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­ки ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов. Оцен­ка ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти долж­на про­из­во­дить­ся в пол­ном диа­па­зо­не до­пус­ти­мых ско­ро­стей по­ле­та, вы­сот, чи­сел Ма­ха, уг­лов ата­ки и сколь­же­ния, цен­тро­вок, при пол­ной и ма­лой тя­ге дви­га­те­ля, с ав­то­ма­ти­кой и без нее.
Наи­бо­лее от­вет­ст­вен­ны­ми и слож­ны­ми лет­ны­ми ис­пы­та­ния­ми яв­ля­ют­ся по­ле­ты с це­лью оп­ре­де­ле­ния пре­дель­ных ско­ро­ст­ных на­по­ров и пре­дель­ных чи­сел Ма­ха ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та; при этом ог­ра­ни­че­ния­ми яв­ля­ют­ся об­щая проч­ность или же­ст­кость кон­ст­рук­ции, виб­ра­ция, ус­той­чи­вость и управ­ляе­мость, осо­бен­ность ра­бо­ты си­ло­вой ус­та­нов­ки и дру­гих сис­тем, аэ­ро­ди­на­ми­че­ский на­грев.
Кспе­ци­аль­ным лет­ным ис­пы­та­ни­ям от­но­сят­ся ис­пы­та­ния на сва­ли­ва­ние в што­пор. Весь­ма важ­ны­ми яв­ля­ют­ся лет­ные ис­пы­та­ния, про­во­ди­мые с це­лью оп­ре­де­ле­ния ха­рак­те­ри­стик ма­нев­рен­но­сти ле­та­тель­но­гоап­па­ра­та. Ма­нев­рен­ность ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та в це­лом не мо­жет быть оха­рак­те­ри­зо­ва­на ка­ким-ли­бо од­ним обоб­щаю­щим кри­те­ри­ем. Для оцен­ки ма­нев­рен­ных ка­честв не­об­хо­ди­мо на­хо­дить из лет­ных ис­пы­та­ний те ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют ос­нов­ные па­ра­мет­ры ма­нев­ров.
Ос­нов­ные фак­то­ры, ис­сле­дуе­мые в про­цес­се лет­ных ис­пы­та­ний. Лет­ные ис­пы­та­ния про­во­дят­ся и для оп­ре­де­ле­ния взлет­но-по­са­доч­ных ха­рак­те­ри­стик ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов. При этом оп­ре­де­ля­ют­ся дли­на и вре­мя раз­бе­га, ско­рость от­ры­ва, дли­на и вре­мя про­бе­га, по­са­доч­ная ско­рость и дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки. По­ми­мо оп­ре­де­ле­ния взлет­но-по­са­доч­ных ха­рак­те­ри­стик, со­от­вет­ст­вую­щих ус­ло­ви­ям нор­маль­ной экс­плуа­та­ции, при лет­ных ис­пы­та­ни­ях по воз­мож­но­сти про­во­дят по­ле­ты с ими­та­ци­ей ава­рий­ных си­туа­ций, на­при­мер по­сад­ки од­но­дви­га­тель­но­го са­мо­ле­та с от­ка­зав­шим дви­га­те­лем, взле­та и по­сад­ки мно­го­дви­га­тель­но­го са­мо­ле­та с од­ним от­ка­зав­шим дви­га­те­лем и др.
Лет­ные ис­пы­та­ния про­во­дят­ся для от­ра­бот­ки всех бор­то­вых сис­тем ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та в ус­ло­ви­ях нор­маль­ной экс­плуа­та­ции и с ими­та­ци­ей от­ка­зов. Так, на­при­мер, при ис­пы­та­ни­ях то­п­лив­ной сис­те­мы оп­ре­де­ля­ют “гра­ни­цу вы­сот­но­сти” сис­те­мы (т. е. ог­ра­ни­че­ния по ка­ви­та­ции), на­деж­ность по­да­чи го­рю­че­го к дви­га­те­лю при всех воз­мож­ных ре­жи­мах ра­бо­ты дви­га­те­ля (ста­цио­нар­ных и пе­ре­ход­ных) и всех воз­мож­ных ре­жи­мах по­ле­та, вклю­чая рез­кие ма­нев­ры.
Лет­ные ис­пы­та­ния се­рий­ных са­мо­ле­тов. Ос­нов­ная осо­бен­ность лет­ных ис­пы­та­ний се­рий­ных ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов по срав­не­нию с ис­пы­та­ния­ми опыт­ных эк­зем­п­ля­ров за­клю­ча­ет­ся в по­вто­ре­нии по­ле­тов на ап­па­ра­та од­но­го и то­го же ти­па. Од­на­ко боль­шой диа­па­зон ско­ро­стей и дру­гих лет­ных па­ра­мет­ров вы­зы­ва­ет зна­чи­тель­ные раз­ли­чия в ха­рак­те­ри­сти­ках управ­ляе­мо­сти и дру­гих ха­рак­те­ри­сти­ках од­но­тип­ных ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, хо­тя при кон­ст­рук­тив­но-тех­но­ло­ги­че­ской от­ра­бот­ке при­ла­га­ют­ся мак­си­маль­ные уси­лия к обес­пе­че­нию пол­но­го еди­но­об­ра­зия.
Смысл лет­ных ис­пы­та­ний на се­рий­ном за­во­де со­сто­ит пре­ж­де все­го в вы­яв­ле­нии пра­виль­но­сти ре­гу­ли­ро­воч­ных ра­бот с це­лью до­ве­де­ния всех па­ра­мет­ров до пре­де­лов, ог­ра­ни­чен­ных тех­ни­че­ски­ми ус­ло­вия­ми. Кро­ме то­го, при лет­ных ис­пы­та­ни­ях вы­яв­ля­ют­ся и уст­ра­ня­ют­ся де­фек­ты и от­ка­зы го­то­вых из­де­лий, а так­же де­фек­ты и от­ка­зы, по­яв­ляю­щие­ся в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ния тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов на се­рий­ном за­во­де.
Пер­вый ис­пы­та­тель­ный по­лет се­рий­но­го са­мо­ле­та на­чи­на­ет­ся с на­зем­но­го ос­мот­ра. При этом про­ве­ря­ют­ся под­виж­ность и пол­но­та от­кло­не­ния ру­лей и трим­ме­ров, дей­ст­вие за­крыл­ков, воз­душ­ных тор­мо­зов, управ­ле­ние ста­би­ли­за­то­ром, дав­ле­ние в пнев­мо- и гид­ро­сис­те­мах. Не­об­хо­ди­мо так­же про­ве­рить ис­прав­ность ме­ха­низ­ма от­кры­ва­ния и за­кры­ва­ния фо­на­ря, ка­че­ст­во ви­ди­мо­сти че­рез стек­ла фо­на­ря. Пи­ло­таж­ные при­бо­ры и при­бо­ры кон­тро­ля дви­га­те­ля, а так­же то­п­лив­ная сис­те­ма про­ве­ря­ют­ся при ра­бо­таю­щих дви­га­те­лях. При ру­ле­нии про­ве­ря­ет­ся ра­бо­та тор­мо­зов, для это­го нуж­но раз­вить пре­дель­ную ско­рость ру­ле­ния, а за­тем рез­ко за­тор­мо­зить и еще раз про­вес­ти об­щую про­вер­ку сис­тем са­мо­ле­та. Во вре­мя взле­та не­об­хо­ди­мо про­кон­тро­ли­ро­вать ра­бо­ту дви­га­те­лей, про­цесс убор­ки шас­си и за­крыл­ков. Во вре­мя на­бо­ра вы­со­ты про­ве­ря­ют­ся обо­ро­ты дви­га­те­ля, дав­ле­ние в сис­те­ме по­да­чи то­п­ли­ва, ус­той­чи­вость и управ­ляе­мость.
За­тем про­во­дят­ся про­вер­ки па­ра­мет­ров ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти при раз­лич­ных ма­нев­рах и на мак­си­маль­ной го­ри­зон­таль­ной ско­ро­сти, при ра­бо­те воз­душ­ных тор­мо­зов, на ре­жи­ме по­те­ри ско­ро­сти. Осу­ще­ст­в­ля­ют­ся за­мер дав­ле­ния на руч­ку управ­ле­ния при пи­ки­ро­ва­нии до мак­си­маль­ной ско­ро­сти и про­вер­ка при этом ра­бо­ты ру­лей (ис­пы­та­ния на пи­ки­ро­ва­ние про­во­дят­ся толь­ко для лег­ких са­мо­ле­тов), а так­же за­мер дав­ле­ния на руч­ку управ­ле­ния при вы­хо­де из пи­ки­ро­ва­ния на мак­си­маль­ной ско­ро­сти.
Ос­нов­ны­ми за­да­ча­ми вто­ро­го по­ле­та яв­ля­ют­ся оп­ре­де­ле­ние вре­ме­ни на­бо­ра прак­ти­че­ско­го по­тол­ка, пи­ки­ро­ва­ние с этой вы­со­ты до дос­ти­же­ния ско­ро­сти, со­от­вет­ст­вую­щей мак­си­маль­но до­пус­ти­мо­му чис­лу Ма­ха, за­мер ско­ро­стей го­ри­зон­таль­но­го по­ле­та на вы­со­тах, боль­ших, чем при пер­вом по­ле­те.

Для пас­са­жир­ских са­мо­ле­тов про­грам­ма лет­ных ис­пы­та­ний оп­ре­де­ля­ет­ся на ос­но­ва­нии дей­ст­вую­щих норм лет­ной год­но­сти, ко­то­рые рег­ла­мен­ти­ру­ют все ос­нов­ные тре­бо­ва­ния к лет­ным ха­рак­те­ри­сти­кам пас­са­жир­ских са­мо­ле­тов. Так, про­вер­ка со­от­вет­ст­вия ха­рак­те­ри­стик ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти са­мо­ле­та со­глас­но нор­мам долж­на про­из­во­дить­ся на всех ос­нов­ных ре­жи­мах по­ле­та. Ме­то­ди­ка про­вер­ки долж­на пре­ду­смат­ри­вать вы­пол­не­ние по­ле­тов с ря­дом кон­троль­ных ма­нев­ров и ими­та­ция­ми
от­ка­за дви­га­те­лей, а так­же ими­та­ция­ми от­ка­зов од­ной из гид­ро­сис­тем управ­ле­ния ру­ля­ми и дру­гих эле­мен­тов сис­те­мы управ­ле­ния.
Пре­дель­ные по ус­ло­ви­ям проч­но­сти ре­жи­мы по­ле­та со­глас­но нор­мам долж­ны быть про­ве­ре­ны в лет­ных ис­пы­та­ни­ях, ес­ли их дос­ти­же­нию не пре­пят­ст­ву­ют ог­ра­ни­че­ния по ус­ло­ви­ям аэ­ро­ди­на­ми­ки или кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти са­мо­ле­та, де­лаю­щие не­воз­мож­ным дос­ти­же­ние этих ре­жи­мов без чрез­мер­ных уси­лий лет­чи­ка и осо­бо­го мас­тер­ст­ва пи­ло­ти­ро­ва­ния.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 9068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.