Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально-экономического развития России в XVII веке




План

Лекция № 9

Чуднов В.П. – доцент, кандидат исторических наук

Тема: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке. Царь Алексей Михайлович

 

1. Особенности социально-экономического развития России в XVII веке.

2. Социально-политическое развитие РоссииприАлексее Михайловиче (1645 – 1676). Начало перехода к абсолютизму.

3. «Бунташный век»: социальные движения XVII века.

4. Внешняя политика Алексея Михайловича.

 

 

ХVII век — переход от средневековья к новому времени. В России в этот период окончательно сложился феодально-крепостнический строй, который господствовал во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни страны. Завершилось складывание средневековой православной цивилизации, достигшей своей зрелости и вступившей в стадию заката. Новые явления в экономике (начало складывания всероссийского рынка, рост мелкотоварного производства, создание мануфактур и т. п.) находились под сильнейшим воздействием и контролем со стороны крепостнического государства. А в наиболее развитых странах Запада (Голландия, Англия) в это время произошли буржуазные революции, в других складывался капиталистический уклад хозяйства, основанный на личной свободе и частной собственности.

К XVII веку большинство историков относит начало «нового» периода русской истории. Еще В.О. Ключевский считал, что ХVII век открывает «новый период русской истории», и связывал это с установлением после Смуты новой династии, новых границ, торжеством дворянства и крепостничества, на основе которого развивались как земледелие, так и промышленность.

Часть советских историков полагала, что в XVII веке Россия вступила в новый период своей истории, характеризуемый началом форми­рования всероссийского рынка и зарождением элементов буржу­азных отношений. Другая их часть утверждала, что ХVII век был временем «прогрессирующего феодализма» и до второй половины ХVIII века в России не было устойчивых буржуазных отношений и капиталистического уклада в экономике.

В XVII веке также начался процесс постепенного перехода от сословно-предста­вительной к абсолютной монархии. Он, в частности, характеризовался бурным ростом приказной бюрократии, число приказов выросло до восьмидесяти. В связи с этим XVII век еще называют «веком приказов».

Укрепление в эту эпоху крепостничества и самодержавия привело к росту недовольства среди самых разных слоев населения, что вызвало ряд крупных социальных потрясений. Поэтому ХVII век вошел в историю и как «бунташный» век.

Наконец, XVII век можно еще назвать веком «великих географических открытий». В 50-е годы отважные русские землепроходцы, двигаясь к побережью Тихого океана, открыли неизвестные до сих пор бескрайние просторы Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 

Окончание гражданской войны (Смуты начала XVII в.) и из­гнание интервентов позволило правительству России перейти к реализации главных задач:

— во внутренней политике: восстановить разрушенное хозяйст­во, управление и социальный порядок;

— во внешней политике: вернуть западные земли, потерянные в результате интервенции, добиться выхода к Балтийскому морю и установить взаимовыгодные связи с Западной Европой.

Эти задачи определяли политику первых царей из рода Рома­новых — Михаила Федоровича (1613 – 1645), Алексея Михайлови­ча (1645 – 1676) и Федора Алексеевича (1676 – 1682).

 

 

 

Основная задача экономики страны первой половины XVII в. состояла в преодолении последствий «великого мос­ковского разорения».

Сельское хозяйство оставалось основным занятием населения и по-прежнему сохраняло натуральный характер. Развитие сельского хозяйства осуществлялось за счет освоения новых черноземных земель Центра, Среднего Поволжья, Дикого поля и Сибири — экстен­сивный путь. Там преобладало трехполье, но на севере сохраня­лась и подсека.

Феодалы скапливали в своих имениях излишки продуктов сельского хозяйства и промыслов. Они вступали в торговые от­ношения, предлагая рынку продукты питания и результаты труда ремесленников, работавших в вотчинах и поместьях.

Постепенно складывался устойчивый торговый обмен продук­тами сельского хозяйства между разными районами страны.

В развитии ремесла элементы нового проявлялись сильнее, чем в сельском хозяйстве. В XVII в. активизировалось перераста­ние ремесленного производства на заказ в мелкотоварное производ­ство на рынок. Повышалось мастерство производителей, углуб­лялись специализация и разделение труда. Например, По­волжье славилось обработкой кож, Поморье — изделиями из дерева и солью, Новгород — льняным полотном, Тула и Ка­шира — железными изделиями.

Вместе с тем рост числа ремесленников и ремесленных специальностей (до 250 к середине XVII в.) сочетался с сезон­ным характером ремесленного труда. Ремесленник не поры­вал до конца с земледелием, что мешало его производствен­ной деятельности, накоплению денежных средств и укрупне­нию производства. Своим сельскохозяйственным обликом русский город отличался от западноевропейского.

 

Появились и первые русские мануфактуры — крупные производства, основанные на ручном труде, отличающиеся от ремесленной мастерской разделением труда между работ­никами, что и давало выигрыш в производительности этих предприятий. Всего к концу XVII в. насчитывалось от 20 до 30 мануфактур (металлургических, полотняных, оружейных). Важное место среди них занимали предприятия иностранцев (Винниуса, П. Марселиса, А. Бутенанта).

Их отличительной чертой являлось то, что они работали на казну и не были связаны с рынком, а также использовали труда крепостных. Вот почему мануфактура в России не стала источником раннебуржуазных отношений в отличие от Западной Европы. Лишь вмешательство государства в процесс создания мануфактур по­могло его ускорению в первой четверти XVIII в.

Торговля развивалась по мере роста производительных сил, территориального и общественного разделения труда: местные рынки начали концентрироваться в единый всероссийский рынок с центром в Москве.

Внутренняя торговля имела сезонный оптовый характер. Она осуществлялась на крупных ярмарках: Макарьевской под Нижним Новгородом, Ирбиткой в Сибири, Свенской близ Брянска и др.

Государство проводило протекционистскую торговую поли­тику, поощрявшую и защищавшую деятельность отечественных купцов:

1649 г.запрещено вводить новые таможенные сборы и пошлины;

иностранным купцам запрещалась беспошлинная торгов­ля внутри России;

1653 г. — Торговый устав заменил множество сборов единой рублевой пошлиной, не превышающей 5% стоимости товаров;

1667 г. — Новоторговый устав ввел высокие (до 10%) по­шлины на иностранные товары и разрешил иноземным купцам торговать только в приграничных торговых центрах.

Во внешней торговле России главное место занимали Англия и Голландия; постепенно на русский рынок начала проникать и Швеция. Однако для развития внешней торговли России был необходим выход к незамерзающим зимой морям. Эта задача была решена в первой четверти XVIII в.

В целом в экономике страны в середине – второй половине XVII в. произошли существенные перемены: усилилась связь сель­ского хозяйства и ремесленного производства с рынком, начал формироваться единый всероссийский рынок; появились мануфак­туры, что стало первым шагом на пути формирования нового, капиталистического уклада.

2. Социально-политическое развитие России при Алексее Михайловиче (1645 – 1676). Начало перехода к абсолютизму

В социально-политическую сферу большие изменения внес Земский собор 1649 г. Он принял Соборное уложение новый свод законов, определивший порядок судопроизводства и за­фиксировавший социальную структуру российского общества, сформулировав основные права и обязанности каждого сословия.

Крестьянство — основная часть населения — делилось на че­тыре группы: черносошные (государственные) (11%), частновладельческие (67%), дворцовые (9%) и монастырские (13%). Черносошные крестьяне считались лично свободными. Они платили налоги государству и имели право распоряжаться своим имущест­вом. Крестьяне, входившие в иные группы, по Соборному уло­жению утратили право собственности на свое хозяйство и лич­ную свободу. Они выполняли повинности (барщину, оброк) в пользу феодала (вотчинника, помещика, монастыря) и платили налогинесли тягло») государству. Окончательно запрещался переход от одного владельца земли к другому (запрет перехода в отдельные годы — заповедные — был введен еще в 1581 г.). Про­должительность поиска беглых крестьян (урочные лета — с 1597 г.) сделалась бессрочной.

Таким образом, Соборное уложение 1649 г. завершило юридическое оформление крепостного права.

В особом положении находились холопы самое бесправное сословие. Они не имели своего имущества и считались личной собственностью своего владельца. Если раньше у холопа была возможность выйти на свободу (выкупиться или после смерти хозяина), то теперь холопское состояние делалось бессрочным и наследственным.

Посадские люди средние и мелкие городские торговцы и ре­месленники — оказались закрепощенными государством. Они платили налоги и выполняли разные государственные повинно­сти. Верхушка городского населения — гости, члены Гостиной и Суконной сотни от налогов освобождались и могли владеть вот­чинами, что сближало ее по материально-правовому положению со служилым сословием.

В привилегированном положении находились служилые люди «по отечеству» (по происхождению) и служилые люди «по прибо­ру» (по набору). Из служилых людей «по отечеству» формировалось единое сословие — дворян­ство, обладавшее исключительным правом владеть землей и крес­тьянами.

Развитие служилого сословия характеризовалось усили­вавшейся консолидацией и более четкой организацией. По­степенно стирались различия между поместным и вотчин­ным землевладением так как, с одной стороны, утрачивалась связь между службой и ее земельным вознаграждением (т.е. поместье обретало черты вотчины), а с другой, — потрясе­ния XVII в., общий ход социально-экономического развития подрывали позиции многих боярских родов, которые оттес­нялись новыми фамилиями.

Положение бояр и дворян все более зависело не от знатно­сти и богатств, а от занимаемой должности в структуре госу­дарственных чинов. Важной вехой на этом пути стала отмена местничества в 1682 г.

Таким образом, позиции дворянства и боярства сближа­лись в той мере, в какой росла их зависимость от власти.

Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сосло­вий. По закону 1675 г. запрещалось вводить в дворянство черносошных крестьян, посадских и служилых по прибору. Государство пыталось предотвратить размывание служилого сословия и, с другой стороны, препятствовало превращению разорившихся дворян в холопов.

Постепенно стиралось имущественное различие между вотчин­ным и поместным землевладением: в 1682 г. было отменено мест­ничество — при занятии должностей большее значение имела не знатность, а личные способности служилого человека.

Сословно-иерархическую структуру общества возглавлял царь. При первых Романовых наметилась тенденция к абсолютист­скому правлению. Царь обладал неограниченной верховной властью, укрепление которой сопровождалось отмиранием сословно-представительных органов (Земских соборов, местного дворянского и посадского самоуправления), ослаблением роли Боярской думы. В центральном государственном управлении приказы (бо­лее 80) — территориально-отраслевая система — стали постоян­но действующими органами власти. Сфера их деятельности час­то дублировалась и переплеталась, поэтому неоднократно прово­дились попытки их реорганизации. Специальный Приказ тайных дел, подчинявшийся царю, контролировал деятельность всех приказов и выполнял полицейско-политические функции.

Местное управление (территория страны делилась на уезды ) осуществлял воевода, обладавший гражданской и военной властью. В 1679 – 1681 гг. налоговая реформа сделала крестьянский или посадский двор единицей обложения.

Была реорганизована армия: появились полки «иноземного строя» (пехотные — солдатские, конные — рейтарские и смешан­ные — драгунские ); в армию набирались вольные «охочие» и «да­точные» люди (1 солдат со 100 крестьянских дворов); офицер­ский состав комплектовался из иностранцев.

Социально-политическая сфера России в середине — второй половине XVII в. характеризовалась закреплением сословных и крепостнических отношений, укреплением централизованного госу­дарственного аппарата управления. Дворянство становилось проч­ной опорой монархии, превращавшейся в абсолютную.

 

3. «Бунташный век»: социальные движения XVII века

 

Укрепление государственности и проведение активной внеш­ней политики (войны с Польшей и Швецией) требовали попол­нения финансовых поступлений в казну.

В 1646 г. налоговая реформа отменила некоторые прямые нало­ги и одновременно повысила косвенные (в частности, дополни­тельная пошлина на соль увеличила ее цену в 4 раза). Однако низкая платежеспособность населения привела к резкому сокра­щению потребления товаров первой необходимости — ожидае­мых приходов в казну не произошло. Правительство было вы­нуждено восстановить прежние цены, но усилило сбор недоимок по отмененным налогам. Увеличение налогового бремени — важ­нейшая причина антиправительственных выступлений середи­ны XVII в.

Народное недовольство вызывала также деятельность правительства Б. Морозова — казнокрадство, взяточничество, волокита стали распространенным явлением.

По России прокатилась волна городских восстаний (1630 – 1650 гг.). Наиболее мощное произошло в Москве.

В июне 1648 г. москвичи составили челобитную грамоту царю с просьбой наказать некоторых представителей центральной ад­министрации. Отказ выполнить их требование привел к социальному взрыву — толпа ворвалась в Кремль, начала громить дома бояр и купцов. Восстание, вошедшее в историю как соляной бунт, удалось пода­вить лишь с помощью подкупа стрельцов, которым увеличили жалованье.

Царскому правительству пришлось пойти на уступки. Главная из них заключалась в созыве Земского собо­ра, на котором было принято решение о разработке нового свода законов, утвержденного в 1649. Соборное уложение удовлетворило некоторые требования сил, принимавших участие в восстании. В этом заключалась одна из его особен­ностей, т.к. обычно народные выступления приводили к раз­рухе и усилению правительственной реакции.

До и после «соляного бунта» восстания вспыхивали в бо­лее, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. — в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. — «хлебные бунты» в Новгоро­де и Пскове. В 1662 г. вспыхнул «медный бунт», вызванный денежной реформой правительства. Затянувшаяся рус­ско-польская война 1654 – 1667 гг. опустошила казну и власть пошла на чрезвычайные меры — выпуск медных денег, имевших хож­дение наряду с серебряными. Это привело к девальвации, от которой особенно пострадали люди, получавшие денежное жалование, а также ремесленники и мелкие торговцы. В ито­ге, выступление было подавлено, но правительство пошло на изъятие медных денег из обращения.

Городские восстания середины XVII в. — свидетельство нарастания со­циальной напряженности, вызванной непопулярной деятельностью правительства и ухудшением материального положения народных масс.

 

Наиболее мощным народным выступлением эпохи стало восстание под руководством С. Разина 1667 – 1671 гг.

В советской историографии его называли антифеодальной «крестьянской войной», всячески идеализируя при этом «на­родного заступника» С. Разина.

Сегодня это движение принято рассматривать как казацко-крестьянское восстание, осложненное чертами русского бунта.

Предпосылками восстания послужило окончательное юридическоеоформление крепо­стного права и усиление налогового бремени, приведшее к резкому ухудшению положения крестьянства и посадских людей и бегству их на окраины (за пределы, контролируемые государством).

К восстанию привели обострение обстановки на Дону и рост так на­зываемого «голутвенного казачества» — голытьбы, попол­няемой за счет беглых людей. И если зажиточные (домови­тые) казаки, находившиеся на службе государству, получали денежное и хлебное жалование, то вновь прибывшим про­кормиться становилось все труднее. Пахать на Дону запреща­лось, лишь походы на крымское и турецкое побережье «за зипунами» приносили казакам хотя и опасную, но немалую добычу, однако с захватом турками г. Азова выход в море оказался закрытым.

В целом на положении в стране резко сказалось общее ухудшение ситуации, вызванной долгой русско-польской войной 1654 – 1667 гг., денежной реформой и их последствиями.

Идейный раскол и глубокий духовный кризис породила церковная реформа патриарха Никона. Известно, что среди восставших было немало тех, кто выступил против никони­анских нововведений.

Наконец, сама власть стремилась взять под контролька­зацкую вольницу, ограничить ее и интегрировать в государ­ственную систему, что также создавало поле напряженности и способствовало взрыву казацкого возмущения.

В 1666 г. отряд казаков под предводительством Василия Уса двинулся с Дона через Воронеж на Тулу под предлогом оказания правительству помощи в войне с Польшей. К ним присоединя­лись крестьяне и посадские люди. Отряд из 500 человек вырос до 3 тысяч и стал силой, угрожающей спокойствию центральных районов страны. Правительственным войскам с трудом удалось оттеснить казаков на Дон, но брожение в их рядах сохранилось.

В 1667 г. новое выступление казаков возглавил Степан Разин.

Первый этап движения: весна 1667 — лето 1669 г. — тради­ционный «поход за зипунами»: с Дона казаки ушли на р. Яик, за­хватили Яицкий городок (ныне — Уральск), спустились в Кас­пийское море и разграбили его западное побережье, разгромив флот персидского шаха. На Дон они вернулись с богатой добы­чей и обосновались в Кагальницком городке.

Слава об удачливом атамане привлекла к С. Разину новых сто­ронников. К нему стекались неимущие казаки, беглые крестья­не, посадская беднота, мелкие служилые люди. Теперь он объ­явил о «походе против бояр и дворян».

Второй этап движения: весна 1670 — осень 1671 г. — захват Царицына, Астрахани, Саратова и Самары — волнения охватили огромную территорию в Поволжье. Здесь вводилось казачье са­моуправление. Восставшие убивали воевод, бояр, дворян и при­казных людей, грабили зажиточных крестьян — «мирских крово­пивцев», как говорилось в прелестных грамотах С. Разина.

Осенью 1670 г. царские войска разбили под Симбирском 20-ты­сячную армию повстанцев. С. Разин был ранен и увезен в Кагальницкий городок. Здесь его обманом захватили зажиточные каза­ки и выдали властям. После жестоких пыток летом 1671 г. С. Ра­зина казнили в Москве. Однако окончательно движение было подавлено лишь в ноябре 1671 г., когда правительственные вой­ска взяли Астрахань.

Причины поражения восстания:

— отсутствие ясных политических целей;

— недостаточная организованность;

наивный монархизм (вера в доброго царя) — распространялся слух, что с отряда­ми С. Разина шел сын Алексея Михайловича, который будет доб­рым царем.

Восстание 1670 – 1671 гг.— яркий пример «бунташности» XVIIв. Оно не нанесло удара по крепостному праву и не изменило со­циально-политиче­ского строя страны.

 

Административно-политическое укрепление государствен­ности сопровождалось церковной реформой.

В конце 1640-х гг. в Москве образовался Кружок ревнителей древнего благочестия. Его участники были обеспокоены положе­нием дел и в самой церкви, и тенденцией к обмирщению (свет­скости) духовной жизни общества. Они стремились очистить русскую церковь от «ветхости», придать ей прежнее благолепие и сделать Россию духовным центром мирового православия. Необ­ходимость церковной реформы — исправление разночтений в религиозной литературе, унификация церковных служб и об­рядов, улучшение профессионального и нравственного уровня духовенства — понимали все участники кружка, но по вопросу о методах ее проведения возникли споры.

Одни — наиболее активным был Патриарх (с 1652 г.) Никон — предлагали исправить церковные книги и обряды по новогрече­ским образцам. Это предложение способствовало укреплению внешнеполитического влияния России в странах, где была при­нята православная вера.

Другие — их главой стал протопоп Аввакум — призывали вер­нуться к установлениям Стоглавого собора 1551 г. и исправлять церковные книги по древним славянским рукописям, «непов­режденной» русской старине.

Реформа началась в 1653 г. с рассылки Патриархом Никоном «памяти» (постановления) о замене крестного знамения с двупер­стного на троеперстное. Всех ослушников называли еретиками, отлучали от церкви и подвергали репрессиям. В ходе реформы обновлялись церковные обряды и переписывались богослужебные книги по новейшим греческим образцам.

Поспешное и насильственное проведение реформы вызвало протест. Более трети населения не признали нововведений — на­чался раскол Русской Православной Церкви на никонианцев (сто­ронников официальной церкви) и старообрядцев (сторонников возвращения к истинной вере Святой Руси).

Неприятие нововведений было связано и с тем, что они вне­дрялись с помощью светских властей — выступление против ни­конианства стало одной из форм социального протеста. Ревните­ли «старой веры» бежали в отдаленные районы страны (Помор­ский Север, Заволжье, Приуралье, Сибирь), где основывали свои поселения или уединенные скиты.

Наиболее активным и известным борцом против «новин» стал протопоп Аввакум, тяжко пострадавший за свои убеждения. Вместе со своими единомышленниками он был сослан в Пустозерск (в низовьях Печоры), где они провели 14 лет в земляной тюрьме, а потом заживо сожжены. В 1668 – 1676 гг. староверы подняли восстание в Соловецком монастыре, которое правитель­ственным войскам с трудом удалось подавить.

Патриарх Никон, вдохновитель и проводник церковной ре­формы, отличался чрезмерным властолюбием. Он отстаивал идею о превосходстве церковной власти над светской и добился титула «великий государь». Однако политические амбиции Ни­кона вступили в противоречие с абсолютистскими устремления­ми царя. Собор 1666 – 1667 гг. утвердил новые церковные прави­ла, но сместил Никона с поста патриарха. Он был сослан в Фера­понтов монастырь под Вологдой и вернулся из ссылки только после смерти Алексея Михайловича.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 8296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.