КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран
Основная цельБолонского соглашения– это создание единого европейского пространства высшего образования. Обеспечение равных возможностей для получения образования, в том числе профессионального, независимо от нации, государства, географии, гражданства. Декларацией предусматривается: 1. Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (таким образом планируется обеспечить трудоустройство выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования). 2. Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального). Однако переход к этому этапу должен произойти только после обязательного завершения первого. Здесь важно также то, что степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации. Структура степеней (I степень — бакалавр – 3-4 г.; II степень – магистр + 2-1 г.; докторант – 3 г.; всего 3 (4)-5(6)-8 (9) лет), принятая за основу англосаксонской двухступенчатой модели образования). 3. Принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями. Под кредитом понимаются академические часы, которые студент по системе может прослушать в таком порядке и концентрации, в каком ему больше нравится или удобнее. То студент может выстроить свою траекторию образования. 4. Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей. 5. Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий. 6. Усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и так далее.
Следующей тенденцией современного развития мирового образовательного процесса является интеграция (интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов). Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (повышается уровень ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов [6, с.215]. Одним из актуальных проявлений интеграции как тенденции развития мирового образовательного процесса является поликультурность. Идея межкультурного диалога не является новой. Она уже звучала в философских трудах эпохи Просвещения, выражая стремление мыслителей обеспечить национальное демократическое образование. В этой связи историками поликультурного образования выделяются работы Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Гердера, И.Канта. Философские размышления Руссо о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свое место и обретет свободу и счастье, тесно связаны с концепцией поликультурного образования. Именно ему принадлежит идея о социальном равенстве людей, о ведущей роли образования и воспитания в устранении предрассудков. Выражая свое мнение в вопросе диалога культур, Руссо выступает против объединения народов и наций, что может привести к нивелированию различий между культурами. Отрицательно отзываясь о миссионерских стремлениях европейских народов, Руссо обосновывает важность сохранения уникальности каждой культуры. Для Руссо культура играет роль явления, разъединяющего народы: «Все, что способствует общению между различными нациями, переносит другим не их достоинства, но их пороки и изменяющиеся повсюду нравы, присущие народам...» [2]. Третьей тенденцией развития мирового образовательного процесса может быть названа демократизация. Демократия - народовластие [6, с.156]. Как термин используется для описания системы управления государством и для обозначения свободного общества. Наличие демократии означает, что люди сумели реализовать свое право выбора, за который несут ответственность только они сами и который в случае необходимости они готовы пересмотреть и исправить. Демократизация образовательного процесса в современных условиях проявляется через доступность образования (начальное образование является обязательным и доступным в большинстве стран мира); обеспечение равных возможностей для получения общего и профессионального образования (независимо от нации, социального происхождения, здоровья и возраста обучающихся); разрастание рынка образовательных услуг; компромисс между жесткой централизацией и автономией (права регионов в решении вопросов определения содержания образования и организации образовательного процесса); участием общества в управлении образовательным процессом (деятельность попечительских советов, организация ассоциаций выпускников и др). В-четвертых, ведущей тенденцией развития мирового образовательного процесса выступает гуманизация. Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов [6, с.139]. В современной педагогической науке и практике выделяют следующие основные черты гуманизма: обновление содержания образования и педагогического процесса на основе гуманистических идей; гуманный подход к личности воспитанника; уважение его прав и свобод; предъявление разумно сформулированных требований; уважение позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважение права человека быть самим собой; доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственное формирование требуемых качеств; отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат её убеждениям (религиозным и другим) [3, с. 477-478]. Идеи гуманизма отражены в большинстве законов и нормативных актов, регулирующих мировой образовательный процесс (Конвенция о правах ребенка и др), в том числе и в России (Закон «Об образовании», инициатива «Наша Новая школа» и др). Гуманизация как тенденция на современном этапе, проявляется в расширении спектра прав и свобод ребенка, переходе от жестко-детерминированных методов воспитания к косвенным, уважении права ребенка быть самим собой. Таким образом, в качестве ведущих тенденций развития мирового образовательного процесса явно проявляются глобализация, интеграция, демократизация и гуманизация. Стоит отметить, что эти тенденции не охватывают весь спектр направлений развития образования в мире.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |