КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шахматная ведомость грузопотоков
Вопрос №2. Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспортировки и необходимого количества транспортных средств Вопрос №1. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства Хозяйством предприятия
Основные вопросы темы:
1. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства 2. Определение грузооборота, маршрутов транспортировки и основных транспортных нормативов 3. Оперативное управление работой транспортного хозяйства
Работа любого современного промышленного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как внутри этого предприятия, так и за его пределами. В общезаводские или прицеховые склады предприятия доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства. Внутри завода осуществляется транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответствующие пункты назначения. Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках -между рабочими местами. В соответствии с этим, принято различать внешнюю и внутреннюю (внутризаводскую) транспортировку грузов; последняя, в свою очередь, подразделяется на межцеховую и внутрицеховую. Внутризаводская и частично внешняя транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Транспортное хозяйство завода включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осуществляющие внешние и внутренние перевозки, а также все устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские и т.д.). Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются: 1. перевозка грузов; 2. осуществление погрузочно-разгрузочных работ; 3. осуществление экспедиционных операций. Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход основного производственного процесса, и на себестоимость выпускаемой продукции. От качества работы транспорта зависят ритмичность работы рабочих мест, участков и цехов, а также равномерность выпуска предприятием готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых предприятиях составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим, основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Применяемые на промышленных предприятиях транспортные средства классифицируются следующим образом: • по способу действия - прерывные и непрерывные; • по видам - рельсовые, безрельсовые, водные, подъемно-транспортные и специальные; • по назначению - внешние, межцеховые и внутрицеховые; • по направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальные (кран-балки, автопогрузчики); наклонные (монорельсы, конвейеры). Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих: a) характер выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); b) состав цехов предприятия; c) тип и масштаб производства. На крупных и средних предприятиях для руководства транспортным хозяйством создается специальный транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). В состав транспортного отдела входят: 1. планово-экономическое бюро; 2. диспетчерское бюро; 3. техническое бюро; 4. группа учета и функциональные подразделения. Планово-экономическое бюр о разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства, определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность транспортных служб в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды транспортных услуг. Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе. Техническое бюро участвует в технической подготовке производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ. Группа учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет учет и ведет отчетность работы транспортного хозяйства. Материальной базой транспортного хозяйства предприятия является транспортный цех. Такой цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов. Для внешних перевозок обычно используется автомобильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т.д. Для внутрицеховых перевозок в большинстве случаев применяются конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.
Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последующей организации их работы необходимо определить грузообороты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов. Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену). Грузооборот равен сумме отдельных грузовых потоков. Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между смежными пунктами погрузки и выгрузки. Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таблицы указываются пункты, наименование и количество перевозимого груза. Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и служит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (см. табл. 11.2.1). Транспортировка грузов может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым (см. рис. 11.2.1).
Таблица 11.2.1
Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами транспортировки (пунктом отправления груза и пунктом получения). Такие маршруты могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, и двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Веерные маршруты представляют собой комбинацию нескольких маятниковых маршрутов, имеющих единый общий пункт отправления (получения) грузов. Кольцевые маршруты обычно являются альтернативой веерным, однако могут также устанавливаться и для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно уменьшающимся объемом транспортируемого груза, с равномерно увеличивающимся и равномерном объемами. Исходя из схемы грузопотоков и планируемого объема перевозок по каждой группе грузов выбираются соответствующие типы транспортных средств и рассчитывается потребность в них.
а – односторонний маятниковый маршрут; б – двухсторонний маятниковый маршрут; в – веерный маршрут с единым пунктом отправления грузов; г - веерный маршрут с единым пунктом получения грузов; д – кольцевой маршрут с уменьшающимся грузопотоком; е – кольцевой маршрут с увеличивающимся грузопотоком; ж - кольцевой маршрут с равномерным грузопотоком
Рис. 11.1.1. Типовые схемы маршрутов транспортировки
В ходе планирования транспортных операций рассчитываются следующие основные нормативные показатели. Продолжительность транспортного цикла (т.е. время, затрачиваемое транспортным средством на выполнение одного рейса) в общем случае складывается из четырех компонентов:
где tдв – время непосредственного движения транспортного средства по маршруту; tп – время, затрачиваемое на выполнение погрузочной операции; tр – время, затрачиваемое на выполнение операции разгрузки; tз – время непредвиденных задержек транспортного средства в пути (обычно принимается равным 15% от tдв).
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:
где qном – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т; Кигп – коэффициент использования грузоподъемности; Тц – продолжительность транспортного цикла, мин.
Возможное число рейсов транспортного средства за период (сутки) рассчитывается по формуле:
где tсм – продолжительность одной рабочей смены; Ксм – число рабочих смен за период (сутки); Кив – коэффициент использования рабочего временив течение смены.
Число рейсов, необходимое для перевозки запланированного объема грузов, определяется в зависимости от принятого маршрута транспортировки. Для кольцевых маршрутов расчет выполняется по формуле:
где n – число наименований грузов, подлежащих транспортировке за рассматриваемый период времени; Nj – число единиц груза j-го наименования, подлежащих транспортировке за рассматриваемый период времени; Qедj – масса единицы груза j-го наименования, т.
Для веерных маршрутов при условии одинаковых объемов перевозки в каждый из пунктов доставки расчетная формула принимает вид:
где m – количество пунктов разгрузки, обслуживаемых за один транспортный цикл.
Число транспортных средств, необходимое для осуществления внешних и межцеховых перевозок, определяется на основании зависимости:
Потребное число электрокаров для внутрицеховых перевозок рассчитывается по формуле:
где Qсм – количество грузов, подлежащих транспортировке на внутрицеховых маршрутах за 1 смену, т
где Qобщгп – общий внутрицеховой грузооборот за период (месяц, квартал, год), т; Др – число рабочих дней в периоде; Кнп – коэффициент неравномерности внутрицеховых перевозок (обычно принимается равным 0,85).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |