Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционный статус органов исполнительной власти

Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти

Государственный орган — это структурная единица государства, наделенная собственной компетенцией, выполняющая публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы пра­вом. Отличаются органы различных ветвей власти по структуре (субъектный критерий) и задачам, функциям, компетенции (функционально-компетенционный критерий). Главная задача орга­нов исполнительной власти заключается в осуществлении государ­ственного управления во исполнение законов. Таким образом, орган исполнительной власти — это часть государственного аппарата, осу­ществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера.

Конституция РФ установила самостоятельность всех ветвей власти, в том числе и исполнительной, и тем самым, формально устранила жесткую зависимость органов государственного управления, как от представительного органа, так и от Президента.

В советское время был провозглашен принцип всевластия и единства Советов, согласно которому исполкомы Советов народных депутатов входили в Советы и были им подотчетны. На сегодняшний день Государственная Дума и Совет Федерации наделены лишь некоторыми полномочиями по отношению к Правительству и другим органам исполнительной власти. Во-первых, Федеральное Собрание с помощью законов может определять основы статуса и порядок деятельности Правительства, других органов исполнитель­ной власти. Кроме того, Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя ПравительстваРФ, решает вопрос о доверии Правительству и др.

До принятия Конституции 1993 г. Президент являлся главой исполнительной власти и поэтому, вполне логично, определял ха­рактер и содержание деятельности органов исполнительной власти, которые, в общем, были ему подчинены. Теперь же положение Президента в системе ветвей власти изменилось: будучи главой государства, он не является главой исполнительной власти, а лишь осуществляет координацию деятельности всех ветвей власти, т. е. является как бы арбитром и дирижером. По идее, как это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство и все другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью самостоятельности в осуществлении государственно-управленчес­кой деятельности, независимости от Президента. Однако особен­ность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности.

Акты Правительства должны издаваться на основе и во испол­нение Конституции РФ, законов,указов Президента. Необходимо учитывать, что Конституция не определяет сфер общественных отношений, где Президент может осуществлять свое регулирование, и уж тем более не разграничивает компетенцию Президента и Правительства. Поэтому Президент может принимать указы по вопросам, входящим в сферу деятельности Правительства. В том случае, если акты Правительства противоречат Конституции, зако­нам, указам, Президент вправе их отменить.

Российская Федерация является федеративным государством, что не может не отразиться на системе исполнительной власти. Дело в том, что на уровне субъектов Российской Федерации тоже созда­ются органы исполнительной власти, которые должны осуществлять исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам ведения субъектовРФ. А кто же будет осуществлять деятельность по исполнению федеральных законов?

В принципе, возможен вариант создания территориальных орга­нов федеральной исполнительной власти, которые бы существовали параллельно с исполнительной властью субъектовРФ. Понятно, что данная система чревата сложностью и бюрократизмом. Поэтому функции по государственному управлению с целью исполнения федеральных законов, в основном, возложены на органы исполнительной власти субъектовРФ, которые тем самым приобрели двойственную природу: с одной стороны — это самосто­ятельные органы, осуществляющие управление в сфере ведения субъектовРФ, а с другой — это органы, входящие в единую систему исполнительной власти и подчиняющиеся федеральным органам исполнительной власти (по предметам ведения Российской Феде­рации).

Особо следует отметить проблему взаимоотношений органов исполнительной власти и исполнительных органов местного само­управления. Согласно Конституции муниципальные органы не вхо­дят в систему органов государственной власти, их структура определяется населением самостоятельно, по вопросам ведения муниципальных образований они полностью самостоятельны, а, кроме того, население само формирует эти органы. К сожалению, практика не является столь определенной: в двадцати трех субъектах РФ главы администраций муниципальных образований назначаются главой исполнительной власти субъектов.

Однако необходимо заметить, что реализация отдельных госу­дарственных полномочий, переданных муниципальным органам, подконтрольна государству, и поэтому нельзя сказать, что исполнительные органы местного самоуправления полностью изолированы от исполнительной ветви власти государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов | Система и правовой статус федеральных органов исполнительной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.