КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы экологического права
Лекция Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующую общественные экологические отношения в среде взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды (ОС) в интересах настоящего и будущего поколений [1]. Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе “Об охране окружающей среды”, указах Президента РФ “О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” (от 1 апреля 1996 г.№440) и “О концепции национальной безопасности Российской Федерации” (от 10 декабря 1997 г. №1300 и от 10 января 2000 г. №24), в “Экологической доктрине Российской Федерации”, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р. Согласно Экологической Доктрине РФ, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. В ст. 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” (Закон об ООС) понятие экологическая безопасность определяется как “состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий”. Основными функциями экологического права являются [2]: - установление экологической правосубъектности; - установление режима неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров); - регулирование деятельности, связанной с контролем за состоянием природной среды и с прогнозированием ее состояния; - лицензирование и лимитирование деятельности субъектов, связанной с вмешательством в естественные природные процессы; - регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов; - установление ответственности за нарушения законодательства в области охраны ОС. Предметом экологического права являются экологические правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в области защиты экологических прав физических и юридических лиц; по поводу собственности на природные ресурсы и объекты; в сфере охраны ОС и природопользования [2]. Метод правового регулирования в экологическом праве – это совокупность приемов и способов правового воздействия на поведение участников экологических отношений со стороны государства. В экологическом праве применяются публично-правовой или императивный (административно-правовой) и частно-правовой (гражданско-правовой) методы [2]. Первый основывается на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписания, дозволения, запрета в обеспечении их исполнения путем государственного принуждения к должному поведению. Второй исходит из равноправия и независимости сторон друг от друга и реализуется путем заключения соглашения, в котором ими добровольно определяются свои права и обязанности [2]. Источники экологического права: Конституция Российской Федерации, международные договоры России, нормы международного права, конституционные и федеральные законы Российской Федерации (см. 2, 3, 6), федеративный договор, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления [2]. Конституционные основы охраны ОС закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В гл.1 (ст. 9.1) Конституции Российской Федерации записано; “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”. Среди прав человека и гражданина, представленных в гл.2 Конституции, следует выделить ст. 42, в которой указывается: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”. Это право подкрепляется другим, отраженным в ст. 58 той же главы: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”. Глава 3 Конституции содержит очень важное положение (ст. 71) о том, что в ведении России, наряду с другими функциями, находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы, в том числе и в области экологического развития страны. Это положение Конституции реализуется через федеральные законы, обязательные для исполнения на территории страны. Следующая статья Конституции (ст. 72) расширяет источники экологического права, указывая, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры; - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Система и структура экологического законодательства строятся на основе Федерального закона “Об охране окружающей среды” (от 10 января 2002 г. №7-ФЗ) (Закон об ООС). Этот закон “регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую ОС, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации”. В ст.3 Закона об ООС сформулированы принципы охраны ОС. Они таковы: - соблюдение права человека на благоприятную ОС; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС; - охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной ОС и экологической безопасности; - ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности на соответствующих территориях; - платность природопользования и возмещение вреда ОС; - независимость контроля в области охраны ОС; - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; - учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны ОС; - обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС в соответствии с нормативами в области охраны ОС, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; - обязательность участия в деятельности по охране ОС органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; - сохранение биологического разнообразия; - обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны ОС к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для ОС, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям ОС;дов к установлению требований в области охраны ОС к субъектам хозяйственной - соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную ОС, в соответствии с законодательством; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны ОС; - организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; - участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны ОС; - международное сотрудничество РФ в области охраны ОС. Эти принципы конкретизируются в 16 главах и 84 статьях Закона об ООС путем [1]: - установления полномочий различных органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной ОС; - определения прав и обязанностей граждан, общественных и некоммерческих организаций через раскрытие экономических механизмов охраны ОС, через внедрение механизма нормирования качества ОС и осуществление государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля. Объектами экологического права являются составные части ОС, взятые под охрану законом [2]. Охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на территории России в соответствии со ст. 4 Закона об ООС подлежат следующие группы объектов: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Наряду с ними первоочередной и особой охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; объекты включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Права и обязанности граждан в области охраны ОС рассмотрены в ст. 11 Закона об ООС. Каждый гражданин имеет право на благоприятную ОС, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной детельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии ОС и на возмещение вреда ОС (п. 1, ст. 11 Закона об ООС). Кроме того, в п. 2, ст. 11 Закона об ООС перечислены другие права: - создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны ОС; - направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС в местах своего проживания, мерах по ее охране; - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны ОС и иных не противоречащих законодательству РФ акциях; - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; - оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны ОС; - обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны ОС, негативного воздействия на ОС, и получать своевременные и обоснованные ответы; - предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС; - осуществлять другие предусмотренные законодательством права. В п. 3 ст. 11 Закона об ООС указано, что граждане обязаны: - сохранять природу и окружающую среду; - бережно относиться к природе и природным богатствам; - соблюдать иные требования законодательства.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 6018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |