Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разрядка международной напряженности




Германский вопрос

ЛЕКЦИЯ: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И ЗАПАД: ЗИГЗАГИ КОНФРОНТАЦИИ И РАЗРЯДКИ

Советский Союз и Запад: зигзаги конфронтации и разрядки.

ПЛАН

1. «Холодная война» и внешнеполитическая стратегия советского руководства.

3. Советский Союз и социалистический блок в Европе.

4. Советско-китайские отношения.

5. СССР и международные кризисы на мировой периферии.

 

После Второй мировой войны перед СССР, США и другими западными державами возникла необходимость закрепить на международно-правовой основе сложившиеся в Европе государственные границы и, прежде всего, урегулировать германский вопрос (режим оккупации, потом - статус ФРГ, ГДР и Западного Берлина). Кульминацией «холодной войны» стало образование военно-политических блоков: НАТО во главе с США (1949) иВаршавского договора во главе с Советским Союзом (1955). Противостояние НАТО и Варшавского договора было сопряжено с беспримерной гонкой обычных и ядерных вооружений. Появление атомного оружия у США (1945) и СССР (1949) и других стран, с одной стороны, вносило дополнительные риски в международные отношения, с другой стороны, оказывало сдерживающее влияние на поведение США и СССР и их партнеров. Угроза гибели человечества в результате термоядерной войны вынуждала политиков поддерживать диалог и добиваться компромисса дипломатическими средствами.

В послевоенные годы едва ли какая-либо другая международная проблема привлекала к себе столько внимания, как германская, которая была напрямую связана с такими вопросами, как ядерное оружие, противостояние военно-политических блоков, разоружение, европейская безопасность и недопущение ревизии послевоенных границ.

Именно вокруг германского вопроса разворачивается кризис союзнических отношений, спровоцированный односторонними действиями западных держав. В первой половине 1948 г. США, Англия, Франция в обход Потсдамских соглашений приняли в рамках плана Маршалла принципиальное решение о создании сильного германского государства, союзного Западу. Оккупационные зоны на западногерманских территориях были объединены. В ответ на процесс создания государственных институтов Западной Германии СССР устанавливает фактическую блокаду западных секторов Берлина, подконтрольных союзникам. Американцы налаживают «воздушный мост» с Западным Берлином, перебрасывая на транспортных самолетах различные грузы в первую очередь для военного гарнизона, а во вторую - для гражданского населения[8]. В ходе так называемого первого Берлинского кризиса (1948-1949) СССР и Запад переходят от партнерства к противостоянию («совражеству союзников»). Дорогостоящий «воздушный мост» снабжал гарнизон и население Западного Берлина до мая 1949, когда СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада. К этому времени по инициативе западных держав было провозглашено о создании ФРГ.

Чтобы урегулировать ситуацию, Сталин выступил с инициативой – о создании нейтральной Германии при совместном контроле союзников над единой Германии. Советское предложение было проигнорировано. В ответ советская оккупационная зона в Германии в октябре 1949 г. была преобразована в ГДР. Политический раскол Германии стал свершившимся фактом. В мае 1955 г. завершилось правовое оформление присоединения ФРГ к НАТО. В ответ СССР денонсировал союзные договоры с Великобританией (1942 г) и Францией (1944 г.).

В 1955 г. по инициативе советского правительства были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, что облегчило дальнейшие маневры в германском вопросе. Нормализация отношений между Бонном и Москвой не привела к смягчению западногерманской позиции по вопросу объединения Германии. Советская сторона предложила объединить ГДР и ФРГ в конфедеративное государство, однако идея не получила поддержки западногерманского руководства, которое провозгласило себя единственным представителем немецкого народа, считая Западный Берлин - частью ФРГ, а ГДР - незаконным образованием. В конце 1950-х гг. Н.С. Хрущев выдвигает идею превращения Западного Берлина в вольный демилитаризированный город без всяких оккупационных войск и независимый как от ФРГ, так и от ГДР. Вместе с тем у Хрущева не было продуманного плана решения германского вопроса, и главную ставку Хрущев делал на уступки западных стран советскому давлению. Такой подход привел к возникновению второго Берлинского кризиса, когда в 1961 г. вокруг Западного Берлина стала возводиться бетонная стена. Хрущев и восточногерманские руководители ошибочно надеялись, что изоляция Западного Берлина оздоровит экономическую ситуацию и приблизит момент международно-правового признания ГДР. В действительности же второй Берлинский кризис ухудшил советско-американские отношения и привел к эскалации «холодной войны»[9]. С отставкой Хрущева некоторые руководители МИДа стали склоняться к выводу, что в ГДР складывается новая социалистическая немецкая нация, и вопрос о воссоединении теряет всякую актуальность.

На 1969-1976 гг. приходится самый плодотворный период международных отношений, когда СССР и Запад форсировали многосторонний диалог ради сохранения статус-кво в международной политике.

В конце 1960-х гг. советская дипломатия при поддержке своих восточноевропейских союзников выдвинула идею созыва совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Компромисс с западными странами был нужен СССР в силу резкого ухудшения советско-китайских отношений. Инициатива заинтересовала западноевропейских политиков, которых поддержали лидеры США и Канады. Американский президент Ричард Никсон надеялся урегулировать региональные конфликты и ограничить гонку стратегических вооружений, что невозможно было сделать без содействия СССР. Госсекретарь США Генри Киссинджер планировал улучшить отношения с СССР и восточноевропейскими странами, чтобы добиться ослабления связей внутри социалистического блока. Западногерманский канцлер Вилли Брандт, полагавший, что ключ к германскому воссоединению лежит в Москве, считал разумным отказаться от политики конфронтации в пользу широкомасштабного сотрудничества с социалистическими странами. В результате этого сотрудничества, полагал Брандт, возникнут такие потребительские и духовные запросы населения, которые подтолкнут правящие коммунистические партии к демонтажу своих режимов.

В 1970-1973 гг. ФРГ подписала международные договоры с СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией об установлении дипломатических отношений и признании существующих государственных границ в Центральной и Восточной Европе. Западная Германия, таким образом, отказывалась от своих территориальных претензий к восточным соседям. В 1971 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Согласно ему, Западный Берлин признавался территорией с особым международным статусом под управлением союзных держав (США, Англии, Франции). Было официально установлено, что Западный Берлин не является частью ФРГ и не будет ей управляться. В 1973 г. ФРГ и ГДР принимаются в состав ООН. Как следствие, германский вопрос, подрывавшийевропейскую безопасность, в значительной степени был разблокирован и утратил свой деструктивный потенциал.

В течение нескольких лет европейская и североамериканская дипломатия была занята подготовкой Общеевропейского совещания. В июле-августе 1975 г. представители 33 европейских стран, включая СССР, а также делегаты США и Канады приняли участие в Общеевропейском совещании в Хельсинки. Делегаты подписали Заключительный акт совещания, сердцевину которого составили принципы отношений между государствами («десять заповедей»):

1. Суверенное равенство, уважение прав присущих суверенитету;

2. Неприменение силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любого государства;

3. Нерушимость границ друг друга, как и всех государств в Европе, и воздержание сейчас и в будущем от любого посягательства на эти границы;

4. Территориальная целостность государств;

5. Мирное урегулирование споров путем переговоров, посредничества, арбитража;

6. Невмешательство во внутренние дела других государств;

7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений [10];

8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

9. Сотрудничество между государствами на равноправной основе с целью содействия взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям, международному миру, безопасности и справедливости;

10. Добросовестное выполнение государствами обязательств по международному праву.

Разрядка 1970-х гг. сформировала, а также политически и юридически закрепила правила международного поведения, руководствуясь которыми сверхдержавы смогли избежать вооруженной конфронтации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.