Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие, в свою очередь, может быть выполнено различными способами, и способ выполнения действия носит название операция




 

Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришколь­ном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребе­нок начинает овладевать практическими действиями с предмета­ми и способами обращения с ними и тем самым познает эти пред­меты. Практические действия с. предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении матема­тических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами.

На основе практических действий возникают умственные дей­ствия— действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явле­ния действительности.

Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Ре­чевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь — мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятель­ность человека, помогают ему осознавать свои действия, словес­но оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки.

Во всякой деятельности можно выделить следующие компо­ненты (составные части, звенья, этапы):

1 этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи);

2этап планирования ра­боты, выбор наиболее рационального способа действия

3 этап вы­полнения, осуществления деятельности, сопровождаемый теку­щим контролем и перестройкой деятельности в случае необхо­димости;

4далее следует проверка результатов, исправление оши­бок, если они были,

5 сопоставление полученных результатов с за планированными

6 подведение итогов работы и ее оценка.

В структуре любой деятельности можно выделить ее вну­тренние и внешние компоненты. В качестве внутренних компонентов деятельности обычно выступают связанные с ней и регулирующие ее психические процессы, а также дви­жения, совершаемые внутри организма и тоже принимаю­щие участие в деятельности. В роли внешних составляющих деятельности обычно выступают движения, осуществляемые скелетными мышцами и наблюдаемые извне.

И здесь, как в общей структуре деятельности, могут на­блюдаться взаимные переходы внешних компонентов дея­тельности во внутренние и обратно: внутренних составляю­щих деятельности во внешние ее компоненты. Поясним ска­занное на конкретных примерах. Допустим, что ребенок до­школьного или младшего школьного возраста разучивает счет. Вначале он учится пересчитывать предметы с помощью пальцев рук, затем — соединять вместе и пересчитывать их, разъединять и вновь пересчитывать. В данном случае мы имеем дело с освоением элементарных математических дей­ствий в виде практических действий с реальными материаль­ными предметами, то есть с представленностью деятельности в ее внешней форме. Затем, когда эти действия хорошо осво­ены и могут быть заменены внутренними действиями с сим­волами, представляющими количество предметов, — числа­ми, когда ребенок научается выполнять те же самые дейст­вия с символами в уме, мы имеем дело с переходом соответ­ствующей деятельности из внешней ее формы во внутрен­нюю. Данный процесс в психологии получил название интериоризации деятельности.

 

Примером перехода внутренней деятельности во внеш­нюю ее форму может быть следующий. У человека, который умел хорошо считать в уме, в результате ранения или забо­левания оказались серьезно нарушенными мозговые процес­сы, связанные со способностью считать в уме, и остались лишь некоторые фрагменты этой деятельности. В этом слу­чае для восстановления полноценной деятельности требует­ся ее полностью перевести во внешнюю форму и сформиро­вать вновь. Этот процесс получил название экстериоризации деятельности. Экстериоризация деятельности может проис­ходить и частично, в случаях, когда соответствующая ей внутренняя деятельность встречается с определенными тру­дностями или же неправильно сформирована. В данном слу­чае экстериоризация деятельности помогает преодолению препятствий, возникших на пути деятельности, или ее кор­рекции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.