КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие, в свою очередь, может быть выполнено различными способами, и способ выполнения действия носит название операция
Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическими действиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает эти предметы. Практические действия с. предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия— действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь — мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): 1 этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи); 2этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия 3 этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; 4далее следует проверка результатов, исправление ошибок, если они были, 5 сопоставление полученных результатов с за планированными 6 подведение итогов работы и ее оценка. В структуре любой деятельности можно выделить ее внутренние и внешние компоненты. В качестве внутренних компонентов деятельности обычно выступают связанные с ней и регулирующие ее психические процессы, а также движения, совершаемые внутри организма и тоже принимающие участие в деятельности. В роли внешних составляющих деятельности обычно выступают движения, осуществляемые скелетными мышцами и наблюдаемые извне. И здесь, как в общей структуре деятельности, могут наблюдаться взаимные переходы внешних компонентов деятельности во внутренние и обратно: внутренних составляющих деятельности во внешние ее компоненты. Поясним сказанное на конкретных примерах. Допустим, что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста разучивает счет. Вначале он учится пересчитывать предметы с помощью пальцев рук, затем — соединять вместе и пересчитывать их, разъединять и вновь пересчитывать. В данном случае мы имеем дело с освоением элементарных математических действий в виде практических действий с реальными материальными предметами, то есть с представленностью деятельности в ее внешней форме. Затем, когда эти действия хорошо освоены и могут быть заменены внутренними действиями с символами, представляющими количество предметов, — числами, когда ребенок научается выполнять те же самые действия с символами в уме, мы имеем дело с переходом соответствующей деятельности из внешней ее формы во внутреннюю. Данный процесс в психологии получил название интериоризации деятельности.
Примером перехода внутренней деятельности во внешнюю ее форму может быть следующий. У человека, который умел хорошо считать в уме, в результате ранения или заболевания оказались серьезно нарушенными мозговые процессы, связанные со способностью считать в уме, и остались лишь некоторые фрагменты этой деятельности. В этом случае для восстановления полноценной деятельности требуется ее полностью перевести во внешнюю форму и сформировать вновь. Этот процесс получил название экстериоризации деятельности. Экстериоризация деятельности может происходить и частично, в случаях, когда соответствующая ей внутренняя деятельность встречается с определенными трудностями или же неправильно сформирована. В данном случае экстериоризация деятельности помогает преодолению препятствий, возникших на пути деятельности, или ее коррекции.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |