Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности выборов в разных странах

В разных странах по-разному формируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Остановимся на особенностях этого процесса.

Органы законодательной власти.

Любой парламент представляет собой собрание представителей народа (членов парламента, сенаторов), которые в коллегии (на пленарном заседании) обсуждают и принимают решения, прежде всего законы.

Число членов верхней и нижней палат, в настоящее время в подавляющем большинстве государств представляет фиксированную величину и не изменяется с ростом численности населения. Как правило, верхняя палата по своему количественному составу значительно меньше нижней (например, 315 сенаторов и 630 депутатов в Италии, 81 сенатор и 200 в Чехии, 252 члена Палаты советников и 511 членов Палаты представителей в Японии, 100 сенаторов и 435 Палаты представителей США и т.д.). Лишь в Великобритании Палата лордов, не имеющая фиксированный состав (в настоящее время 1187 членов), почти вдвое превосходит количество членов Палаты общин (650). Ограничение численности палаты фиксированным количеством членов имеет большое значение. В многочисленных коллегиях невозможно вести эффективную законодательную работу.

Верхняя палата формируется различными способами: путем наследования членства, назначения, прямых и косвенных выборов

Наследование членства имеет место только в Палате лордов в Великобритании. Среди ее членов наследственные пэры (имеющие титул не ниже барона) составляют более трети. Титул вместе с местом в Палате лордов переходит к старшему сыну, но если сыновей нет, то с 1963 г. наследуют и женщины. Кроме того, в составе палаты есть 16 шотландских лордов, которые избираются шотландскими дворянами на срок легислатуры парламента, 28 ирландских лордов, избираемых пожизненно, и лорды, назначенные монархом (фактически правительством) пожизненно (они составляют приблизительно треть палаты, являются выходцами из среды профессиональных политиков, профсоюзных деятелей, бизнесменов, лиц свободных профессий). В составе палаты имеются 11 лордов апелляции, назначенных короной до достижения ими 75-летнего возраста. Они образуют высшую судебную инстанцию. Кроме этих четырех категорий «светских лордов» есть еще и духовные лорды – 2 архиепископа и 24 епископа.

Назначаемые члены верхних палат, как правило, в очень небольшом количестве (например, не более 5 в Италии, 12 из 244 в Индии) имеются во многих странах. Обычно это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства, другие известные в стране лица, которых назначает членами верхней палаты президент (во многих странах он действует по решению правительства). Полностью назначаемые палаты существуют в Иордании, Таиланде, Канаде.

В федеративных государствах верхняя палата избирается либо путем равного представительства от субъектов федерации (Бразилия, Россия, США и др.), либо с учетом численности населения того или иного штата, земли и т.д. В ФРГ земли имеют представительство от 3 до 6 человек, но самая маленькая земля не может иметь менее 3 представителей. В Индии самый крупный штат Уттар-Прадеш имеет 34 представителя, а самый маленький – Мегхалая – 1. Оба варианта представительства в федерации создают преимущества для мелких штатов. Особенно большое неравенство наблюдается в первом варианте: в США Калифорния, имеющая 20 млн. населения, как и Аляска, насчитывающая 300 тыс. человек, представлены двумя сенаторами.

Большинство верхних палат формируется только путем выборов или подавляющее большинство членов в них – избранные члены.

В унитарных государствах выборы в сенат проводятся по особым избирательным округам, совпадающим, как правило, с наиболее крупными административно-территориальными единицами (областями в Италии, префектурами в Японии), в зависимости от численности населения. Поэтому хотя иногда устанавливается представительство от областей, сами области делятся на такое число округов, которое соответствует численности населения. Часть сенаторов, кроме того, может избираться по общегосударственным спискам (Япония). В этом случае избиратели получают два бюллетеня: один – для голосования по округу, другой – в масштабах всей страны.

Выборы могут быть прямыми и косвенными. При прямых выборах его члены избираются непосредственно гражданами. Косвенные выборы проводятся различными коллегиями. Во Франции такая коллегия состоит из членов нижней палаты, представителей областных и общинных (коммуны) органов самоуправления, в Индии – из выборных членов парламента и законодательных органов штатов.

На выборах в верхнюю палату, если имеют место прямые выборы, действуют универсальные принципы: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Однако эти принципы применяются лишь частично или получают особое истолкование. При косвенных выборах не действует принцип всеобщности, поскольку сенаторов избирают особые избирательные коллегии, нет равенства по отношению к численности населения субъектов федерации, в том числе и при прямых выборах (например, в США), при неравном представительстве от штата (в Индии) нет равенства между субъектами федерации, и равенство по отношению к численности населения весьма условно.

При прямых выборах в сенат для избирателей иногда установлен повышенный возраст (в Италии на выборах в нижнюю палату участвуют лица, достигшие 18 лет, а в верхнюю – 25). Но в США. Японии и других государствах возраст избирателей одинаков для участия в выборах в обе палаты. Что же касается права быть избранным сенатором, то в этом случае, как правило, установлен повышенный возраст (в Италии с 25 лет в Палату депутатов, но с 40 в Сенат, в США - соответственно с 25 лет и 30; во Франции – с 23 лет и 35)

Механизм выборов и система подсчета голосов в обе палаты могут совпадать (например, в Японии, США), но нередко они различны (например, пропорциональная избирательная система на выборах в нижнюю палату и мажоритарная система в первом туре на выборах в Сенат Италии до реформы 1993 г.)

Нижние палаты и однопалатные парламенты в развитых и большинстве развивающихся стран полностью избираются.

В развивающихся странах нередко используются и другие подходы к выборам нижней палаты и однопалатного парламента. В ряде стран они проводятся на беспартийной основе (Кувейт, Бахрейн). Одно время это имело место и в Пакистане, Индонезии, Филиппинах. Иногда часть членов парламента замещается путем косвенных выборов: 40 депутатов и 20 сенаторов избираются выборщиками в Свазиленде, 20 женщин в Пакистане и 30 в Бангладеш избираются самим парламентом. Нередко резервируются несколько мест по религиозному признаку, которые тоже замещаются путем косвенных выборов (для европейцев, христиан-армян, христиан-халдеев и др. в Иране, для христиан, индусов и др. в Пакистане).

Депутаты в нижнюю палату и однопалатный парламент избираются обычно на 4-5 лет и в отличии от депутатов верхних палат многих государств не подлежат ротации.

Кандидаты в депутаты выдвигаются политическими партиями, избирателями и их группами. Заявление о выдвижении кандидата должно быть подписано в некоторых странах всего лишь одним избирателем (Франция, Япония), в Канаде не менее чем двумя, в Великобритании, Австралии – 10, Швейцарии – 15, ФРГ – 200.

Как правило, за очень редким исключением, выборы членов нижней палаты и однопалатного парламента – прямые: избиратели непосредственно голосуют за определенных кандидатов. Используются разные избирательные системы: пропорциональная (Италия, Япония, Бразилия), мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (Франция), относительного большинства (Великобритания, Индия), смешанная (Россия, ФРГ). Многостепенные выборы, когда депутаты нижестоящих представительных органов избирают депутатов вышестоящих, являются исключением. Они имели место в СССР до 1936 г., в 80-х гг. в Анголе и Мозамбике, применялись до 1993 г. на Кубе, используются в Китае.

Косвенные выборы также крайне редки. Путем косвенных выборов был образован Съезд народных депутатов СССР в 1989 г., когда треть депутатов избиралась центральными партийными, комсомольскими, профсоюзными и иными органами, собраниями или расширенными правлениями других общественных организаций, Академией наук. Недостатки косвенных выборов те же, что и у многостепенных, но по сравнению с последними они путем представительства от общественных организаций, представительства территориальных коллективов, штатов позволяют им выражать различные территориальные, групповые и профессиональные интересы. Правда эти интересы выявляются не в ходе политической борьбы, а нередко арифметическим образом, когда законом определяется число представителей от той или иной общественной организации. Это число не всегда соответствует весомости, влиянию этой организации в обществе. Голосование на выборах в нижнюю палату или однопалатный парламент всегда тайное, хотя и осуществляется различными способами. Используются бюллетени, избирательные машины (в США при помощи машин голосует половина избирателей), а при значительной неграмотности избирателей – иные способы (например, в Афганистане на выборах 1988 г. в особой комнате устанавливались урны с портретами кандидатов). В ФРГ около 10% избирателей голосуют по почте.

Органы исполнительной власти

Главное в деятельности органов исполнительной власти – исполнение законов, проведение их в жизнь, осуществление правительственной власти. Именно с этой целью они наделены и распорядительными полномочиями.

В ряде стран исполнительная власть принадлежит монарху.

Во многих государствах главой исполнительной власти является президент. О нем более подробно.

В организации этого института в разных странах используются три формы: единоличная, коллегиальная и смешанная. Первая характерна для подавляющего большинства государств. Вторая форма в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов применялась и применяется главным образом в некоторых социалистических странах – в СССР, в Венгрии, Польше до 1980-90гг., на Кубе (частичным исключением из этого правила является Швейцария и Мексика, но существующие в этих странах постоянно действующие органы существенно отличались от тех, что действовали в социалистических странах). Третья, гибридная форма появилась первоначально в Китае в 1954 году, а затем и в некоторых других социалистических государствах и представляла собой сочетание единоличного президента (председателя республики) с коллегиальным постоянно действующим органом государственной власти (постоянным комитетом, государственным советом и др.), председателем которого был по должности президент.

Согласно конституциям многих стран президент – глава государства, ему принадлежит исполнительная власть. В отличии от монарха (в том числе выборного) президентом может быть избран в разных странах сроком от 4 до 7 лет любой гражданин, удовлетворяющим указанным в конституции (в некоторых странах – законом о выборах президента) квалификациям (цензам). К их числу относятся возраст, гражданство, определенный срок проживания в данной стране, иногда и такие дополнительные требования, как наличие высшего образования (например, в Турции).

Выборы президента осуществляются разными способами: прямым голосованием избирателей, косвенными выборами, парламентом, высшим партийным органом правящей партии, а в условиях военных или полувоенных режимов - военными революционными советами, хунтами.

Прямые выборы проводятся путем голосования избирателей (Франция, Болгария, Польша, Финляндия, большинство стран Латинской Америки и Африки, Российская Федерация). Подсчет голосов осуществляется по мажоритарной системе, как правило, абсолютного большинства в два тура. Однако имели место и выборы президента путем относительного большинства голосов.

Косвенные выборы возможны двумя путями: выборщиками и особой избирательной коллегией. Первый способ, используемый в Аргентине и США (до изменения Конституции в 1990г. он применялся и в Финляндии), заключается в том, что избиратели голосуют за выборщиков от определенной партии (в США каждый штат имеет столько выборщиков, сколько он избрал членов конгресса), а в бюллетене указан также кандидат в президенты (часто и в вице-президенты) от данной партии. Выборщики связаны партийной дисциплиной и морально руководствуются принадлежностью к своей партии. В США, собравшись в столицах своих штатов, они подают свой голос за президента.

Вторым способом, то есть специальными избирательными коллегиями, президенты выбираются в Италии, ФРГ, Индии. В первых двух странах основу коллегии составляет парламент (в ФРГ нижняя палата, в Италии – обе), в коллегию входят также делегаты, избираемые в ФРГ ландтагами земель (избираются на основе пропорционального представительства в них партий, их общее число должно быть равно числу членов бундестага), в Италии – делегаты, избираемые советами областей (каждая область избирает три делегата, за исключением двух небольших, посылающих по одному). В Индии избирательную коллегию составляют лишь избранные (а не назначенные) члены законодательных собраний парламента и штатов. В отличии от выборщиков в США, в ФРГ и Италии избирательные коллегии заседают вместе. В ФРГ, чтобы быть избранным, необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирательной коллегии – Федерального собрания – для двух первых туров и относительное в третьем туре (на практике избирались президенты от всех трех основных партий – Христианско-демократического союза, Свободной демократической партии и Социал-демократической партии). В Италии для того, чтобы быть избранным в первых трех турах, необходимо набрать квалифицированное большинство голосов (2/3 избирательной коллегии), затем достаточно абсолютного большинства (50% + 1 голос). Эта норма введена для того, чтобы президент опирался на консенсус различных политических сил, но на практике она ведет к долгим и трудным выборам. Из восьми президентов, сменившихся в Италии после второй мировой войны, только у двух был один тур выборов (в 1946 и 1985 гг.), двое избраны, пройдя более 20 туров, остальные от 4 до 16 туров.

Парламентские выборы президента используются только в некоторых страна (Турция, Ливан, Греция, Чехия, Словакия, Венгрия и др.). Конституция Турции 1982 г. устанавливает следующий порядок: в двух первых турах кандидатам необходимо набрать квалифицированное большинство всех членов парламента, в третьем туре – абсолютное большинство голосов. На четвертый тур предлагаются две кандидатуры, набравшие в третьем туре относительное большинство, и теперь требуется получить абсолютное большинство всего состава парламента. Если в этом туре не удается избрать президента, парламент распускается, проводятся выборы его нового состава, где опять начнется описанная процедура.

Теоретически способ избрания президента парламентом является демократичным, так как лишает президента возможности противопоставлять себя парламенту, что имеет место при избрании его путем голосования избирателей. Однако и этот способ может привести к затяжным, тупиковым выборам.

Выборы президента высшим органом правящей (единственной) партии практиковались в странах социалистической ориентации – Анголе, Бенине, Конго, Мозамбике в 1970-80-х гг. Неизбежно избирался лидер партии, его избрание подтверждалось парламентом. Это была, по существу, инвеститура – введение в должность, поскольку избрать нового кандидата или отказать в утверждении избранному парламент в соответствии с конституцией не имел права.

Коллегиальная президентура – более редкое явление. Прообразом ее был Всероссийский, а позже Центральный Исполнительный Комитет в СССР. На основе Конституции 1936 г. был создан Президиум Верховного Совета СССР, в союзных и автономных республиках учреждены президиумы верховных советов республик. В конституционной доктрине они сначала рассматривались как некоторые одно-порядковые с парламентами органы и в отличии от последних, работавших в сессионном порядке, характеризовались как высшие постоянно действующие органы государственной власти. Президиумы (государственные совета и др.) избирались парламентами на срок полномочий последних. По конституции председатель президиума не имел официального титула президента, не имел властных полномочий, отдельных от этого органа. Все полномочия закреплялись за коллегией, и председатель выполнял только представительные функции как член коллегии. В настоящее время такая форма главы государства существует на Кубе (государственный совет).

В некоторых социалистических странах существует гибридная форма высшего органа государственной власти. Впервые она была введена конституцией Китая 1954 г. Соответствующий китайский иероглиф может быть переведен на русский и другие европейские языки и как «президент», и как «председатель». Одновременно был предусмотрен и коллегиальный орган – Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, вместе с которым председатель-президент осуществлял высшую государственную власть между сессиями парламента. В 1960-70-х годов пост президента был введен новыми конституциями КНДР, Румынии и некоторых других стран. Форма гибридного постоянно действующего коллегиального органа, возглавляемого президентом, заслуживает изучения. Создание такого органа, сосредоточивающего в своих руках некоторые полномочия главы государства, имеет много плюсов. Это – определенная преграда авторитаризму президента. То, что председательствует в нем президент, а свои решения они принимают совместно, содействует поискам консенсуса, в идее такого органа заложена концепция согласия, и при высоком уровне политической культуры в обществе она может быть осуществлена.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные типы избирательных систем, их характеристика | Особенности избирательного процесса в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.