Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура 14-15 вв




Банковские операции

Банк – кредитно-денежный институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов.

ЦБ является государственным учреждением и находится в исключительной федеральной собственности. Его основной целью является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы.

Функции ЦБ:

1) эмиссия денег;

2) регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении. Для этого он задействует следующие инструменты: изменение нормы резервирования, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке. Наиболее распространенным способом в развитых странах являются операции на открытом рынке. Это объясняется следующим:

- во-первых, коммерческие банки редко пользуются кредитами ЦБ потому, что вкладывают основные средства в покупку гос. облигаций;

- во-вторых, это быстрый и легкий путь;

- в-третьих, возможен точный расчет – сколько гос. облигаций продать или сколько купить, к тому же сыграть на учетной ставке очень тяжело;

3) аккумуляция денег и хранение кассовых резервов коммерческих банков, хранение золотовалютных резервов;

4) предоставление кредитов коммерческим банкам;

5) надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений и исполнение финансового законодательства;

6) выпуск и погашение государственных ценных бумаг;

7) управление счетами правительства, осуществление зарубежных финансовых операций;

8) представляет интересы страны в международных валютно-финансовых организациях, например в МВФ;

9) клиринг (безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств).

Функции коммерческих банков:

1) аккумулирование депозитов;

2) ведение текущих счетов;

3) оплата выписанных на эти банки чеков;

4) предоставление кредитов.

Коммерческие банки могут быть как государственными, так и частными. Это Промстройбанк, Внешторгбанк, Автодорбанк и т.д. В отличие от коммерческих банков ЦБ не считает основным критерием оценки своей деятельности прибыльность, он стремится стабилизировать кредитно-финансовую сферу.

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход.

Сберегательные банки привлекают мелкие сбережения, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

Помимо банковского сектора существуют и небанковские институты, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками, но в отличие от них они не могут принимать вклады. Это:

- страховые компании осуществляют продажу страховых полисов, полученные доходы вкладывают в облигации, акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они предоставляют кредиты государству и предприятиям.

- инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции), а полученные средства используют для покупки ценных бумаг различных отраслей.

Главная цель коммерческих банков - получение прибыли, поэтому они стремятся к расширению спектра своих услуг. Основным источником прибыли является разница между получаемым и выплачиваемым процентом.

Ресурсы банка формируются из собственных средств (акционерный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль) и привлеченных (соотношение между собственным капиталом и заемным от 1:10 до 1:100).

Различают:

1) пассивные операции – это операции по мобилизации средств (ресурсов). Они связаны с формированием и увеличением собственного капитала банков. Суть их сводится к получению ссуд, которые в дальнейшем будут использоваться для финансирования активных операций.

К пассивным операциям относятся:

- депозиты – все срочные и бессрочные вклады клиентов банков, кроме сберегательных. Их можно разделить на две группы: а) депозиты до востребования (выплачивается низкий процент, можно востребовать в любое время); б) срочные вклады (выплачивается высокий процент, но сумма вклада и время возврата строго оговорены);

- сберегательные вклады;

- привлеченные средства – кредиты, полученные от других банков;

- эмиссия облигаций. Банки получают денежные средства взамен выдачи определенных ценных бумаг;

- факторинг – перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.

2) активные операции – это операции по размещению средств банка. К ним относятся расчетные, кредитные операции (учетно-ссудные) и операции с ценными бумагами (фондовые). Доля собственных активов должна быть не меньше 10%.

До 80% банковских активных операций приходится на ссудные операции и операции с ценными бумагами. Наиболее доходной статьей банковского бизнеса являются ссудные операции. Рассмотрим более подробно несколько статей активных операций.

Кредит – это сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступают ссуды.

Кредитные операции классифицируют по ряду признаков:

1) в зависимости от обеспечения: ссуды без обеспечения; ссуды, имеющие обеспечение.

2) по срокам погашения: онкольные (до востребования), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет);

3) по характеру погашения: единовременный взнос, в рассрочку;

4) по методу взимания процента: в момент предоставления ссуды, в момент погашения ссуды, равномерные взносы на протяжении всего срока кредита;

5) по категориям заемщиков:

- коммерческие ссуды для пополнения временной нехватки оборотного капитала и вложения в основной капитал, расширения производства;

- сельхозссуды, которые делятся на: а) ипотечные (под залог недвижимости, земли) – для покрытия крупных капитальных затрат; б) краткосрочные – на временные нужды (покупку семян, топлива), погашаемые после реализации урожая;

- кредитование конечного потребления, т.е. ссуды населению на приобретение товаров длительного пользования.

Формы кредита:

1) коммерческий – это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Цель: ускорение реализации товаров. Процент по нему входит в цену товара и в сумму векселя (процент по нему меньше, чем по банковскому кредиту);

2) банковский предоставляется владельцам денежных средств (банкам, кредитным учреждениям);

3) потребительский предоставляется частным лицам для приобретения товаров длительного пользования;

4) государственный: заемщиком выступают государственные и местные органы власти. Они заимствуют средства на рынке ссудного капитала путем выпуска займов через финансово-кредитные учреждения;

5) международный кредит – движение ссудного капитала между странами.

В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как:

6) лизинг – безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования. Обычно срок от 1 до 10 лет;

7) факторинг – перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности;

8) форфейтинг – это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, срок взыскания которых наступит через 1 – 5 лет:

9) траст – операции по управлению капиталом клиента.

Банковские услуги:

- инкассовые операции – банк по поручению клиента получает деньги по денежным и товарно-расчетным документам;

- аккредитив – поручение о выплате суммы денег лицу или компаниям на указанных в аккредитиве условиях. Существуют товарные и денежные аккредитивы;

- переводные операции – перевод денег получателю, находящемуся в другом месте;

- доверительные (трастовые) операции, как для частных лиц, так и для компаний. Это временное управление имуществом по поручению клиента с целью получения наивысшей выгоды (вложение денег в акции, недвижимость);

- финансовый лизинг – приобретение дорогостоящих машин и оборудования и сдача их в аренду.

По мнению академика Д. С. Лихачева, «из всех периодов истории российской культуры именно14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался, а лишь приобретал новые черты»

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕДИНЫ XIV-ХV ВВ.
С середины 13 века. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.
Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.Разрушение основных культурных центров привело к сокращению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточной Руси.В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства.
Возрождение русской культуры с конца XIV в. Успехи хозяйственного строительства, начало процесса объединения русских земель и первая крупная победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали началу возрождения русской культуры.
Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.
Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры.
После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. В конце ХV в. это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.

 

ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Былинный эпос.
В 14-15 вв. Сказания о купце Садко (богатый новгородский купец).
Сказания о богатыре Василии Буслаеве –герой новгородского былинного эпоса
"Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся монголам.

2. Летопись
Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.
Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV в.) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственно Московском летописном своде конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы.

3. Исторические повести
Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть "О битве на Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем", повести об Александре Невском, "Повесть о Щелкане", рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: "О побоище на Дону", "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" (автор Софоний Рязанец)

4.Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.
Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

5. Хождения
Дальнейшее развитие получила литература путешествий -"хождения". В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра - светские хождения, наиболее яркий ее образец - записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию ("Хождение за три моря"). Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.

 

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - своеобразной всемирной истории того времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

 

АРХИТЕКТУРА
К началу царствования Ивана III в Москве не было ни одного по настоящему величественного здания. Даже Псков, имевший к этому времени 60 каменных храмов, смотрелся более выигрышно. Начинается активное строительство Московского княжества.
Продолжая традиции северо-восточной Руси. НО!!! Он привлекает итальянских зодчих (Аристотель Фьораванти, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари,) Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, талантливые итальянцы совместно с русскими мастерами работали над созданием русских шедевров


 

 

Какие храмы и здания построены в этот период

Собор Троицы Троице-Сергиевой Лавры. Построен над гробом Сергея Радонежского.
Росписи внутри создавал Андрей Рублев. Главная икона храма Троица

 

Спасский собор Андроникова монастыря
Самое старое здание Москвы. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря.

 

 

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
НАПОМИНАЮ Калита –дубовый Кремль, Донской -белокаменный

В 1485-1495 гг. начинается перестройка Кремля, возводятся кирпичные стены. Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата.

Сердце Кремля -Соборная площадь.является историческим и архитектурным центром Московского Кремля. Её окружают Грановитая и патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого
РАССМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ФОТО (потом нужно опять будет вернуться и понять -- где и что)

 

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Именно в этом храме позднее стали проходить коронации русских царей и императоров

Архангельский собор в Кремле — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.
собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном. В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения Усыпальница правителей России

 

Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения

 

Колокольня Ивана Вели́кого — общеупотребительное название церкви-колокольни св. Иоанна Лествичника, расположенной на Соборной площади Московского Кремля. Колокольня является самым высоким зданием Московского Кремля (81 м) и вплоть до конца XIX века (сооружения Храма Христа Спасителя) была самым высоким зданием Москвы.
В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

 

Благовещенский собор Кремля
Домовой храм русских князей (царей) Служил входом в царский дворец

 

ЖИВОПИСЬ
Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.
Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись
Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий (конец 15-нач 16 века- о нём в следующей теме)

Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. Работал в Великом Новгороде, в Нижнем Новгороде и в Москве
Некоторые искусствоведы считаю его автором Донской Богоматери
В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).
1.Донская икона Богоматери 2. Иоанн Предтеча.

 

 

Андрей Рублев (вместе с ним работал его сподвижник Даниил Чёрный) канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства - икона "Троица", написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
(хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве

1. Святая Троица
2. Спас в силах

 

 

ИТОГИ
Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.
Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
Конец XIV-XV вв. характеризуются началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.