Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития культуры и науки в советский период

Культура Киевской Руси 9-11 века (до монголов)+ первая четверть 13 века

Черты периода
Религиозное мировоззрение
Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества
Традиционализм
Культурное единство народа (нет четко выраженного разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)
Анонимность большинства произведений искусства

 

ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов.
Кирилл и Мефодий- просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык
Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д.

Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины ("старины"), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал "ласковый князь" Владимир Красное Солнышко.

Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ("Остромирово Евангелие" XI в. и "Мстиславово Евангелие" XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

"Остромирово Евангелие" -первая рукописная книга на Руси

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную

Переводились в основном Священные писания, также исторические произведения и хроники

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.
Летописи представляют собой погодные ("по летам") записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение
Древнейшая русская летопись - "Повесть временных лет", составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. "Повесть временных лет"
в 1118 г по заказу В. Мономаха была отредактирована Выдубицким игуменом Сильвестром. Этот вариант дошел до наших дней.

 

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)

Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - "Слово о законе и благодати", которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). "Слово" - первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия - "Поучение Владимира Мономаха" (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

 

Особую группу памятников древнерусской литературы составляют "хождения" ("хожения") - разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - "Хожение игумена Даниила" в Палестину

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является "Слово о полку Игореве", (конец ХII в.)- рассказ о неудачном походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185
Это призыв к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества - мира и войны. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

"Моление Даниила Заточника", памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерусской дворянской публицистики.

 

АРХИТЕКТУРА
Русь долгие годы была страной деревянной и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие | строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная apxитектуpa восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была xapaктерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружения церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры

 

Каменное строительство начинается в конце X в

10 век. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986г. и 996г. в Киеве.
В церкви были два алтаряВ конце 1240г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.

 

 

11 век.
Собор святой Софии (Софийский собор)был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко

 

11 век
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами

11 век
Золотые ворота в Киеве
построены честь победы над печенегамиодин из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы

Плинфа-широкий плоский, обожённый, кирпич, применялся в строительстве в Византии и Южной Руси 10-13 вв.

 

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. Начинают складываться особые местные центры культуры
Рассмотрим две земли Северо-восточную Русь и Новгород

Северо-восточная Русь
12 век
Церковь Покрова на Нерли. Построен Андреем Боголюбским в честь умершего сына. Другая версия Храм был отстроен в 1165 г. в честь победы Владимирских полков над волжскими булгарами

12 век
Успенский собор во Владимире. Фрески Успенского собора и знаменитая «Троица» — единственные произведения, про которые достоверно известно, что писал их Рублев.(естественно позднее)

 

12 век
Дмитриевский собор во Владимире
Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе,посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен.
Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.

 

12 век
Золотые ворота во Владимирепамятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими градодельцами.Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города

 

НОВГОРОД
Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относится церковь Спаса на Нередице

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами.

Мозаика ("мерцающая живопись") как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты - специального стекловидного материала

 

Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках "Владимирская Богоматерь"
Согласно легенде икона была написана при жизни Богоматери евангелистом Лукой на крышке стола, за которым трапезничали Спаситель и Дева Мария.Когда Пресвятая Богородица увидела этот дивный образ, Она сказала: «Отныне будут почитать меня все люди. Благодать Родившегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».

 

Подарена Св Владимиру византийским императором. Хранилась в Вышгороде. Почиталась чудотворной.Похищена Андреем Боголюбским и вывезена в Северо-восточную Русь
Икона чудотворная. Трижды она спасала и помогала Руси (отвернула Тамерлана, помогла в бескровной победе на реке Угре и избавила Москву от хана Махмет-Гирея)
В 1395 г. во время нашествия на Русь монголо-татар под предводительством хана Тамерлана икону принесли в Москву для молитв о покровительстве и спасении города. По молитвам иконе Богородицы Владимирской Москва была чудесно избавлена от разорения. Начался новый этап в почитании иконы. Окончательное перенесение иконы в Москву произошло в 1480 г. В XVI в. Владимирская Богоматерь становится главной святыней Русского государства.

 

РУССКИЕ ИКОНЫ
Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

Спас Нерукотворный
Написанный в Новгороде во второй половине XII века, позднее он был перевезен в Москву.

 

Дмитрий Солунский. Конец XII - начало XIII века.

 

Святитель Николай, Новгород 13 век

 

 

Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского мон-ря. XIII в.

 

 

Архангел Гавриил. (Ангел Золотые Власы). вторая половина XIIв.

Творения новгородских живописцев.

 

 

Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее "рукопись лицевая»

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали.
• Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;
• Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле;
• Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки

Височные кольца 12 век

 

Золотые колты. XII в. Из Десятичной церкви в Киеве.

 

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
2. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
3. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
4. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
5. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.
6. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом

ИТОГИ
1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.
2. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.
3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.
Характерными чертами русской культуры являются: стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянные искания, сомнения, страсти в литературе; слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастия.

ВЫВОД: ОТКРЫТОСТЬ и СИНТЕТИЧНОСТЬ древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют ФЕНОМЕНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

2. Система образования и наука.

3. Литература и искусство.

ЛЕКЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

Большевики изначально были нацелены на культурную революцию. Социалистическая цивилизация мыслилась коммунистами как общество передовой культуры и науки. На её основе должен был сформироваться новый тип личности, физически и духовно развитой и, конечно же, исповедующей социокультурные ценности марксистского толка. Итоги культурной политики, десятилетиями ориентированной на социалистический идеал, по многим аспектам оказались на уровне мировых стандартов, и все-таки, зачастую не такими однозначными, как ожидалось. Культуру советского периода характеризуют следующие черты и итоги.

Во-первых, преемственность в развитии дореволюционной и советской культуры. Советская власть унаследовала достижения «серебряного века» русской культуры. Большевики, отрицавшие традиционные ценности, первоначально взяли курс на уничтожение старой культуры и создание новой «пролетарской». Часть культурного наследия была загнана в спецхраны или запрещена. С другой стороны, Советская власть национализировала учебные заведения и лаборатории, крупнейшие музеи (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата) и частные коллекции Мамонтовых, Морозовых и др. В разное время огромную роль в деле сохранения и популяризации части отечественного культурного наследия сыграли нарком Анатолий Луначарский, Игорь Грабарь, Борис Пиотровский, Дмитрий Лихачев и многие другие представители государственных органов, искусства и науки. На первых этапах советской истории продолжалась деятельность научной и художественной интеллигенции, чье становление и расцвет пришлись на дореволюционную пору. Они во многом обеспечили преемственность между дореволюционной и советской культурой. Постепенно происходит отказ советского руководства от экстремистской программы Пролеткульта и Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), отрицавших классическое культурное наследие.

Тем не менее, именно в течение ХХ века многие художественные сокровища были утрачены. В период Гражданской войны и интервенции по стране уничтожались сотни «старорежимных» памятников. Антирелигиозные кампании советской эпохи привели к разрушению многочисленных церковных сооружений, имевших историческую и художественную ценность. В период сталинской индустриализации, когда государству понадобилась валюта, за рубеж за бесценок продавались музейные экспонаты. В ходе реконструкции городов пострадали многие исторические здания. Только в Москве были уничтожены Сухарева башня и Чудов монастырь, а также взорван храм Христа Спасителя, украшенный скульптурами и фресками работы П. Клодта, В. Верещагина, К. Маковского и В. Сурикова. Невосполнимый урон отечественной культуре и науке нанесла нацистская агрессия. В годы Великой Отечественной войны фашистскими оккупантами были разграблены и разрушены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Захватчиками были разорены дома-музеи Льва Толстого в Ясной Поляне, Ивана Тургенева в Спаском-Лутовинове, Александра Пушкина в Михайловском, Петра Чайковского в Клину, Тараса Шевченко в Каневе, Адама Мицкевича в Белостоке. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, некоторые рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского. Погибли древние архитектурные памятники Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Киева, Полоцка. По настоящее время актуальна проблема реституции художественных ценностей, принадлежащих России.

Во-вторых, традиции русской культуры и науки получили дальнейшее развитие за рубежом. Несколько поколений русской эмиграции обогатили отечественную и мировую культуру. К наиболее выдающимся деятелям культуры и науки относятся, к примеру, один из создателей телевидения Владимир Зворыкин, авиаконструктор Игорь Сикорский, химик Владимир Ипатьев, социологи Питирим Сорокин и Александр Зиновьев, философ Николай Бердяев и экономист Василий Леонтьев, шахматист Александр Алёхин, писатели Владимир Набоков и Иосиф Бродский (наряду с Иваном Буниным Бродскому была присуждена Нобелевская премия в области литературы), художники Илья Репин, Александр Бенуа и Марк Шагал, композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин, театральный режиссер Михаил Чехов, музыкант Мстислав Ростропович и артист балета Рудольф Нуриев, скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

В третьих, советская культура имела многонациональный характер. В соответствии с лозунгом о культуре «национальной по форме и социалистической по содержанию» советская власть поощряла развитие просвещения, науки и искусства во всех советских республиках и регионах, активно способствуя формированию национальной интеллигенции. На этом пути были свои горькие потери и очевидные достижения. Однако бесспорно, что отечественная культура советского периода немыслима без творчества композиторов Арам Хачатуряна и Еужениу Дога, художника Мартироса Сарьяна, кинорежиссеров Александра Довженко, Сергея Параджанова, Отара Иоселиани, театрального режиссера Леся Курбаса, поэзии башкира Мустая Карима и дагестанца Расула Гамзатова, прозы чукотского писателя Юрия Рытхэу, белоруса Василя Быкова, киргиза Чингиза Айтматова, абхаза Фазиля Искандера, грузина Нодара Думбадзе, игры Фаины Раневской, Амвросия Бучмы, Сергея Закариадзе, Донатаса Баниониса, вокального искусства Георга Отца. В течение советской эпохи происходило взаимообогащение и сближение национальных культур.

В четвертых, активная роль советского государства в судьбах науки и культуры. Октябрьская революция 1917 г. положила начало переходу к новому типу огосударствленной культуры. Процесс её развития был поставлен под беспрецедентный контроль государства, которое стремилось руководить духовной жизнью общества. С одной стороны, благодаря государственному финансированию и опеке происходило укрепление материальной базы науки и культуры, что создало благоприятные предпосылки для распространения просвещения и подготовки научных кадров, проведения научно-исследовательской работы и т.п. С другой стороны, усилился идеологический диктат и контроль руководства страны за научным и художественным творчеством. Такая государственная регламентация в рамках недемократической политической системы привела к оскудению отечественной культуры и невосполнимым потерям.

В Советском Союзе с 1920-х гг. складываются специальные цензурные комитеты, осуществлявшие контроль за искусством, художественной литературой, прессой и творчеством – Главлит и Главрепертком (последний орган специализировался на сценических искусствах и эстраде). Цензурные функции также осуществляли аппарат ЦК коммунистической партии, различные государственные ведомства и учреждения, художественные советы. В разное время из-за грубого административного вмешательства были, например, запрещены пьеса Леонида Леонова «Метель», поэма Александра Твардовского «Теркин на том свете», романы Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», Александра Бека «Новое назначение» и Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Даже Михаил Шолохов вынужден был уничтожить рукопись романа «Они сражались за родину», понимая его несоответствие цензурным соображениям. В кинематографе возникает феномен «полочного фильма». Многие игровые картины не были допущены на экран в силу их «идеологической невыдержанности», эстетического своеобразия («Комиссар», «Проверка на дорогах», «Агония») или сняты с дальнейшего проката по идеологическим и даже персональным мотивам («Чистое небо» и другие). К примеру, первоначально цензура запретила широкий прокат фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате». Запасники музеев превратились в долговременные резервации для произведений живописи и скульптуры, стилистически расходившихся с канонами социалистического реализма или утративших тематическую злободневность. Был наложен запрет на исполнение ряда музыкальных произведений композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке.

Из истории советской цензурной политики наиболее известны эпизоды, связанные с официальной кампанией против «формализма» в искусстве (1930-е гг.), оскорбительная казенная критика творчества Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко в первые послевоенные годы, исключение Бориса Пастернака из Союза писателей за публикацию за границей романа «Доктор Живаго» (1957-1958 гг.), погромное поведение Н.С. Хрущева на выставке московских художников в Манеже (1962), травля Александра Солженицына, получившего Нобелевскую премию за «Архипелаг ГУЛАГ» (1970-е), «бульдозерная» атака властей на несанкционированную выставку московских живописцев в Битцевском парке (1974 г.). В первые послевоенные годы из-за малокомпетентного политического вмешательства квантовая механика, генетика и молекулярная биология были объявлены ложными дисциплинами, враждебными материализму. Бесспорно, что такие цензурные ограничения и некомпетентный диктат чиновников подрывали свободу творчества и тормозили развитие отечественной культуры и науки.

Научная и художественная интеллигенция, как часть общества, также пострадала от политических преследований и репрессий. В 1922 г. советское правительство по политическим мотивам выслало из страны видных философов, историков, экономистов и социологов (И.А. Ильин, А.А. Кизеветтер и другие), что, как ни парадоксально, сохранило многим жизнь. Среди жертв политических репрессий находились выдающиеся ученые: экономисты Н.Д. Кондратьев и А.В. Чаянов, специалист в области теплотехники Л.К. Рамзин, авиаконструкторы А.Н. Туполев, В.М. Петляков и Р.Л. Бартини, будущие конструкторы космических аппаратов С.П. Королев и В.П. Глушко, математик Л.Д. Ландау, биолог Н.И. Вавилов. От репрессий пострадали театральные режиссеры и артисты Алексей Дикий, Всеволод Мейерхольд, Соломон Михоэлс, писатели Николай Гумилев, Николай Клюев, Осип Мандельштам, Исаак Бабель, Николай Эрдман, Ольга Бергольц, певцы Вадим Козин и Лидия Русланова. В 1965 г. были осуждены писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. Бесспорно, что государственные репрессии нанесли колоссальный урон интеллектуальному потенциалу страны.

В пятых, художественное творчество поощрялось в рамках государственных институтов культуры. Относительная автономия культурной жизни и творческих объединений периода НЭПа сменилась постепенной ликвидацией независимых изданий, творческих ассоциаций и включением деятелей искусства в огосударствленные творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП (Б) принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные общественные организации: Союз архитекторов (1932), Союз художников (1932), Союз композиторов (1932), Союз писателей СССР (1934), Союз журналистов (1959), Союз кинематографистов (1965) и т.д. Принадлежность к союзам, которые распределяли заказы и предоставляли различные привилегии (мастерские, творческие командировки, тиражи, гонорары, квартиры и дачи, путевки в санатории, официальные награды и регалии), обеспечивала множество финансовых и общественных преимуществ, которыми пользовались члены союза, особенно его номенклатурная часть. За пределами творческих союзов затруднялась профессиональная деятельность и тем более доступ к массовому читателю и зрителю.

В шестых, в художественной жизни сосуществовали два пласта культуры – официальный, поддерживаемый и поощряемый государством, и неофициальный - не признанный и даже гонимый государством. В Советском Союзе литература и искусство рассматривались как социальный институт и средство коммунистического воспитания масс. Если в первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны сохранялся эстетический плюрализм, царил дух творческого поиска, то постепенно наступает эпоха ограничения художественных экспериментов и регламентации творческого самовыражения. Произведя организационную унификацию в виде творческих союзов, советская власть принялась за унификацию стилистическую. Деятели культуры принуждались следовать единому методу отображения действительности - «социалистическому реализму» (соцарту, соцреализму). Идеологически соцреализм предполагал политическую лояльность и социальный оптимизм. Настоящий метод был рассчитан на самоутверждение социалистических идеалов и воспитание общества в коммунистическом духе.

Важнейшей особенностью эстетики соцарта был реализм. Диктатура соцреализма, как ведущего творческого метода, привела к тому, что любая эстетическая система, выходившая за рамки официально признанной, квалифицировалась как формалистическая, регрессивная и антисоветская. В СССР обычно воспрещались или замалчивались авангардные направления в искусстве (символизм, футуризм, акмеизм, конструктивизм, абстракционизм). Поэтому соцреализм консервировал потенциал советской культуры и препятствовал его обновлению, а также частично изолировал отечественную культуру от общемировых художественных тенденций.

Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашенного идеала. Узкие рамки официально допустимых идей, тем и форм соцреализма не могли вместить всё многообразие творческих возможностей и устремлений. Зачастую общепризнанные лидеры соцреализма творили «для себя» или «в стол», поступаясь идеологией и эстетикой соцарта. В Москве, Ленинграде, в Прибалтике возникает искусство андеграуда, которое ориентировалось на зарубежные художественные течения и традиции раннего русского авангарда. Распространяется продукция «самиздата» - так называемые машинописные журналы, в которых печатались произведения, не имевшие шанса на публикацию в официальных изданиях[1]. Ослабление цензурного пресса в годы «оттепели» и кризис соцреализма в годы Перестройки оживили поиски в области средств и форм художественной выразительности, позволив неофициальному искусству выйти из «подполья».

Несомненно, что в рамках официальной и неофициальной культуры, а иногда в обоих одновременно, творили и талантливые и посредственные художники, мэтры и начинающие авторы. Оба пласта отечественной культуры включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения, которые в своей сумме и составили отечественную культуру ХХ века.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА (1917-1991)

 

ПЛАН

1. Особенности развития культуры и науки в советский период.

2. Система образования и наука.

3. Литература и искусство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура 16 века | Лекция: система образования и наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.