Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: система образования и наука

 

Революция 1917 г., разрушившая сословный строй, привела к демократизации школьного и высшего образования. К бесплатному государственному образованию получают доступ практически все слои населения. Накануне революции 73% населения Российской империи не умело читать и писать. Многие народности вообще не имели родной письменности. Ликвидация неграмотности в таких условиях являлась подлинным социокультурным переворотом, нацеленным на уничтожение социального неравенства. В 1919 г. советское правительство принимает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». При Наркомате просвещения создаются Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (1920-1930 гг.) и общество «Долой неграмотность», объединившее 5 млн. человек.

В 1925 – 1933 гг. в СССР завершился переход к обязательному всеобщему четырёхклассному образованию. Потребности форсированной индустриализации и агротехнического обслуживания сельского хозяйства, необходимость самостоятельно развивать научно-технический прогресс стали фактором интенсивного развития сферы среднего и высшего образования. С 1930 г. в городах вводится обязательное неполное среднее (семилетнее) образование. В стране разворачивается широкое школьное строительство. Только в течение Второй пятилетки (1933-1937) открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. Одновременно расширяется сеть высших учебных заведений, утративших свою автономию. С 1920-х гг. государство начинает выплачивать студентам стипендии. С принятием Конституции (1936) отменяются ограничения для «классово-чуждых элементов» при поступлении в вузы. В середине 1930-х гг. в средней и высшей школе восстанавливается характер обучения, присущий дореволюционной системе образования с регламентированным порядком занятий и достаточно жесткими требованиями к оценке знаний учащихся. Правда, из-за недостатка квалифицированных педагогических кадров, а также по причине сокращенных образовательных программ и ускоренных курсов обучения качество, прежде всего, высшего образования зачастую не соответствовало современным требованиям.

К концу 1930-х гг. в школах всех типов обучалось до 33 млн. учащихся. К концу десятилетия 87% населения страны было грамотным, хотя критерий грамотности был весьма щадящим (например, на селе достаточно было уметь читать по слогам и написать свою фамилию). Накануне войны в Советском Союзе начался переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. В то же время вводится плата за обучение старшеклассников и студентов вузов, что делало проблематичным получение достойного образования выходцами из малообеспеченных семей. В целом же советское общество за межвоенный период резко повышает свой образовательный ценз. Тем не менее, несмотря на очевидный прогресс в области просвещения, Советский Союз отставал от стандартов развитых европейских стран.

Во время Великой Отечественной войны, в ходе которой системе образования был нанесен громадный урон, под новыми названиями были возрождены кадетские ученые заведения - Нахимовские и Суворовские училища.

В послевоенные годы в стране вводится всеобщее обязательное семилетнее образование и осуществляется переход к раздельному школьному обучению мальчиков и девочек. После смерти Сталина отменяется плата за обучение в старших классах и вузах, а также восстанавливается совместное обучение мальчиков и девочек в школе. В 1958 г. вместо семилетнего вводится обязательное восьмилетнее обучение, а полное среднее образование осуществляется на политехнической основе за счет соединения школьного обучения в старших классах с производственным трудом. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Во второй половине 1950-х – 1960-е гг. советские школьные программы имели более высокую интеллектуальную насыщенность, чем в США. На тот момент в учебных заведениях всех видов обучалось 42 млн. учащихся. В СССР получает распространение вечерняя форма получения среднего образования. В городах была достигнута почти 100% грамотность населения. Хуже обстояли дела в области высшего образования: в 1959 г. менее 2% населения России имели вузовские дипломы. Советское правительство, учитывая требования научно-технического прогресса, увеличивает в 2-3 раза численность студентов, специализировавшихся в области электроники, приборостроения и автоматики, радиотехники и химических технологий. По доле расходов на образование и науку в валовом внутреннем продукте СССР в 1950-1960-е гг. занимал одно из самых престижных мест в мире.

Во второй половине 1960-х гг. «политехническая» часть обучения в средней школе была отменена. К 1975 г. в стране осуществляется переход к всеобщему среднему образованию на десятилетней основе. Появились специализированные школы: физико-математические, с лингвистическим, эстетическим и спортивным уклонами. К концу 1970-х гг. 96% советской молодежи к восемнадцати годам имело полный курс средней школы или специального учебного заведения. С 1984 г. всеобщее среднее образование школьников предполагалось дополнить обязательным компьютерным обучением, однако настоящая задача по техническим и кадровым причинам не была осуществлена в предусмотренные сроки. В 1988 г. была разработана программа реформирования системы образования, в которой среднее образование рассматривалось как базовое для получения затем среднего специального или высшего образования. Новая школьная реформа также не была реализована. Продолжался количественный рост и дальнейшая специализация высших учебных заведений. К 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов и около тысячи вузов (в 9-10 раз больше, чем в дореволюционной России). В итоге - если к 1917 г. в Российской империи 73% населения не умело читать и писать, то ко времени распада СССР только 0,2% населения было неграмотным, что было меньше, чем в США, Японии, Англии и в других развитых странах.

История советской школы тесно связана с теоретической и практической деятельностью талантливых педагогов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

Последовательное развитие и демократизация системы школьного и высшего образования стали предпосылкой для создания в СССР мощного научно-технического потенциала. Средства на развитие науки выделялись государством, и именно государство определяло приоритетные исследовательские направления. Соотношение бюджетных средств, выделяемых государством на развитие науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технических и естественных наук. Академия наук была подчинена правительству и поставлена под контроль ЦК коммунистической партии. Государство создает крупные научные центры, например, Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук, Институт органической химии и т.п. К концу 1930-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников достигло почти 100 тыс. человек, что превышало уровень 1913 г. почти в 10 раз. После Великой Отечественной войны в СССР были образованы Сибирское отделение Академии наук СССР, Институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье) и т.д. К середине 1970-х гг. число научных работников в СССР составляло 1/4 часть научных работников мира. Благодаря им Советский Союз по количеству изобретений и открытий почти в 2 раза превзошел США и Японию.

В течение ХХ столетия советские ученые совершали открытия мирового значения. В области ядерной физики и электроники выделялись Н.Н. Семенов, П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, И.Е. Тамм, Л.Д. Ландау, А.Д. Сахаров, А.П. Александров, А.И. Берг, Е.П. Велихов. Благодаря их усилиям в 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба; в 1954 г. вошла в строй первая в мире атомная электростанция, в 1959 г. – атомный ледокол «Ленин». Во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение: в области астрономии (В.А. Амбарцумян), математики (И.М. Виноградов, М.В. Келдыш, М.А. Лаврентьев), оптики (С.И. Вавилов), аэродинамики (Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин), термодинамики (В.А. Кириллин), геологии (А.Е. Ферсман), геохимии (В.И. Вернадский), биологии (К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов), гелиобиологии (А.Л. Чижевский), химии (А.И. Несмеянов), энергетики (Г.О. Графтио), кораблестроения (А.Н. Крылов), металлургии (И.П. Бардин), радиотехники (В.А. Котельников), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). Благодаря изысканиям С.З. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана новая научная дисциплина – биохимия. Лучшие интеллектуальные силы сосредоточились в технических науках и оборонной промышленности. К ведущим конструкторам боевой техники, вооружений и боеприпасов относились А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев, Ар.И. Микоян, С.В. Ильюшин (авиация), М.И. Кошкин, Ж.Я. Котин, А.А. Морозов (танкостроение), В.Г. Грабин, В.А. Дегтярев, Г.С. Шпагин, М.Т. Калашников (артиллерийское и стрелковое вооружение) и др.

Советские ученые десятилетиями держали лидерство в освоении космического пространства. Основы теории космических явлений и ракетной техники были заложены К.Э. Циолковским, Ю.В. Кондратюком, Ф.А. Цандером и реализованы на практике С.П. Королевым, Б.Е. Чертоком, М.К. Янгелем и В.Н. Челомеем. В 1933 г. в СССР был создан Реактивный научно-исследовательский институт. В 1957 г. Советский Союз открыл космическую эру в истории человечества, когда на орбиту Земли был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый космический полет вокруг нашей планеты. В 1963 г. Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной, совершившей полет в космос. В 1965 г. космонавт Алексей Леонов осуществил первый выход человека в открытый космос. Визитной карточкой советской космонавтики стали пилотируемые орбитальные станции. В 1986 г. началось создание уникальной станции «Мир», на которой за 15 лет побывало 104 космонавта.

В более стесненных идеологией рамках развивались гуманитарные и общественные науки. Тем не менее, в каждой отрасли научного знания наблюдался прогресс, обусловленный деятельностью многих неординарных ученых (экономисты Е. Варга, С.Г. Струмилин и др.). Например, историческая наука ХХ века была представлена трудами Е.В. Тарле, Б.Д. Грекова, С.Б. Веселовского, Б.А. Романова, М.Н. Тихомирова, М.Н. Дружинина, С.Д. Сказкина, М.В. Нечкиной, Л.В. Милова, Я.М. Гуревича и многих других ярких исследователей.

В целом советская наука снискала широкое международное признание. К примеру, восемь советских ученых стали лауреатами Нобелевской премии: Н.Н. Семенов, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, Н.Г. Басов и А.М. Прохоров. Тем не менее, на этапе «развитого социализма» самим ученым стало очевидным, что советская наука утрачивает свой динамизм и теряет свои позиции. В упадок приходят такие известные во всем мире академические центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок. Виднейшие ученые, например, Петр Капица и Андрей Сахаров с тревогой апеллируют к правительству, обращая внимание на не вполне эффективную систему образования и некомпетентность руководящих органов, ответственных за состояние науки, прежде всего, фундаментальной.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА (1917-1991)

 

ПЛАН

1. Особенности развития культуры и науки в советский период

2. Система образования и наука.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности развития культуры и науки в советский период | Лекция № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.