КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 2
ЛЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Литература и искусство.
Советская эпоха не была обделена талантливыми художниками, писателями, музыкантами, режиссерами и артистами. ХХ столетие стало веком рождения многочисленных художественных школ, направлений, течений и стилей. Вопреки цензурному прессу отечественная культура была разнообразна на протяжении всего советского периода. Были отрыты новые имена и созданы произведения, вошедшие в копилку мировой классики. Художественная литература Литература советского периода была представлена творчеством Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычев и другие»), Алексея Толстого («Петр I»), Михаила Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»), Александра Фадеева («Разгром»), Леонида Леонова («Вор», «Соть», «Пирамида»). Огромную популярность среди читателей снискал роман Николая Островского «Как закалялась сталь» (1934). Существенную роль в развитии культуры и вкусов читательской аудитории сыграла проза Михаила Пришвина, Юрия Олеши, Михаила Зощенко, Константина Федина, Андрея Платонова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Константина Паустовского, Валентина Катаева, Аркадия Гайдара, Эммануила Казакевича, Константина Симонова, Василия Шукшина, Бориса Васильева, Валентина Распутина, Виктора Астафьева, Юрия Трифонова, Юрий Нагибина, Даниила Гранина. Литературу ХХ столетия отличало жанровое разнообразие. За десятилетия были созданы классические произведения в жанре научной фантастики, исторической прозы и детской литературы. На поприще драматургии заявили о себе Михаил Булгаков («Дни Турбиных», «Бег»), Николай Эрдман («Самоубийца»), Всеволод Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Александр Афиногенов («Машенька»). Классику отечественной драматургии составили пьесы Евгения Шварца, Алексея Арбузова, Виктора Розова, Александра, Вампилова, Михаила Шатрова и Григория Горина. Поэзию представляло целое созвездие имен: Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Михаил Светлов, Ольга Бергольц, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и мн. др. Сценические искусства Лучшие традиции русского драматического театра были продолжены и обогащены труппами Большого и Малого театра, Камерного театра и МХАТа (в 1987 г. он разделился на МХАТ им. Чехова и МХАТ им. Горького), Театра им. Е. Вахтангова и Театра «Современник», Театра на Таганке и Ленкома, Театра «Сатирикон» и т.д. В СССР создается первый в мире Театр юного зрителя (художественный руководитель Наталья Сац) и Центральный театр кукол под управлением Сергея Образцова. Своим мастерством выделялись многие провинциальные театры. История драматического театра связана с постановками и художественным руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова и Николая Акимова, Юрия Завадского и Николая Охлопкова, Рубена Симонова и Виктора Плучека, А. Эфроса и Олега Ефремова, Татьяны Дорониной и Юрия Любимова, Галины Волчек и Марка Захарова, Льва Додина и др. Своим расцветом оперный театр был обязан дирижерам В.И. Суку, А.В. Гауку, Н.С. Голованову, С.А. Самосуду, Ю.Ф. Файеру, Б.Э. Хайкину, Е.Ф. Светланову и В.И. Федосееву. Среди ведущих солистов оперной сцены следует назвать Леонида Собинова, Михаила Михайлова, Надежду Обухову, Михаила Рейзена, Ивана Козловского, Николая Печковского, Сергея Лемешева, Галину Вишневскую, Ирину Архипову, Елену Образцову, Зураба Соткилаву, Владимира Атлантова и др. В балетном искусстве складывается знаменитая система обучения классическому танцу педагога Агрипины Вагановой. Среди хореографов необходимо отметить К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, В.П. Бурмейстера, Л.В. Якобсона и Ю. Григоровича. Отечественный балет своим мастерством прославили Тамара Вечеслова, Мария Семенова, Надежда Дудинская, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Нажежда Бессмертнова, Асаф Мессерер, Леонид Лавровский, Вахтанг Чабукиани, Владимир Васильев, Михаил Барышников, Марис-Рудольф Лиепа и др. Десятилетиями советская балетная школа занимала ведущие позиции. Отдельно необходимо упомянуть искусство народного танца в исполнении Государственного ансамбля под руководством Игоря Моисеева и Хореографического ансамбля «Березка». Кинематограф Именно в советскую эпоху кинематограф приобретает в стране широкую популярность и доступность. Появляется плеяда выдающихся режиссеров и кинооператоров, обогативших мировую культуру. Всеобщее признание получило теоретическое наследие Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова, Александра Довженко и Дзиги Вертова. В течение ХХ столетия советские кинематографисты осваивают звук и цвет (первые звуковые и цветные фильмы были поставлены Константином Экком в 1931 и 1936 годах – «Путевка в жизнь» и «Груня Корнакова» соответственно), позже – стереоскопическое (объемное) кино. Развитие художественного кинематографа связано с именами Сергея Эйзенштейна («Броненосец Потемкин», «Иван Грозный»), Всеволода Пудовкина («Мать»), Александра Довженко («Земля»), Сергея и Григория Васильевых («Чапаев»), Марка Донского («Радуга»), Михаила Калатозова («Летят журавли»), Сергея Герасимова («Тихий Дон»), Григория Чухрая («Сорок первый», «Баллада о солдате»), Сергея Бондарчука («Судьба человека», «Война и мир»), Марлена Хуциева («Застава Ильича»), Андрея Тарковского («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис»), Элема Климова («Агония», «Иди и смотри»), Петра Тодоровского («Военно-полевой роман»), Ларисы Шепитько («Восхождение»), Алексея Германа («Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин»), Василия Шукшина («Калина красная»), Динары Асановой («Пацаны»), Семена Арановича («Торпедоносцы»), Тенгиза Абуладзе («Покаяние»), Юрия Кары («Завтра была война»,), Владимир Бортко («Собачье сердце») и многих других. Огромной популярностью у зрителя пользовались комедии Григория Александрова, Ивана Пырьева, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Георгия Данелии. Развитие телевидения привело к появлению новой формы – телевизионных сериалов[2]. Документальное кинематограф был представлен именами Дзиги Вертова и Романа Кармена, мультипликация – Ивана Иванова-Вано, Федора Хитрука, Романа Кочанова, Юрия Норштейна. С 1959 г. стал регулярно проводиться престжный Московский международный кинофестиваль. Советский кинозритель, как впрчем и театральная аудитория, был избалован обилием прекрасных артистов экрана и сцены[3]. Музыкальное искусство Классические музыкальные произведения были сочиненны Дмитрием Шостаковичем (легендарная 7-я симфония), Сергеем Прокофьевым, Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым, Дмитрием Кабалевским, Георгием Свиридовым, Альфредом Шнитке, Родионом Щедриным. Мировую и отечественную музыкальную классику исполняли выдающиеся скрипачи Давид Ойстрах и Лев Коган, пианисты Станислав Рихтер и Эмиль Гилельс. Международный статус получил Международный конкурс исполнителей имени Петра Чайковского (с 1958 г.). Эстрада На пересечении музыкального и вокального искусства складывется песенная классика советской эпохи, широко представленная творчеством Василия Соловьева-Седого, Матвея Блантера, Дмитрия и Даниила Покрасс, Исаака Дунаевского, Марка Фрадкина, Тихона Хренникова, Никиты Богословского, Арно Бабаджаняна, Надежды Пахмутовой, Давида Тухманова, Раймонда Паулса. В разные годы у слушателей были популярны песни в исполнении Александра Вертинского, Лидии Руслановой, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Ирмы Яунзем, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Майи Кристалинской, Владимира Трошина, Герога Отца, Муслима Магамаева, Анны Герман, Эдиты Пьехи, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Валентины Толкуновой, Людмилы Сенчиной, Леонида Леонтьева, Аллы Пугачевой, Софии Ротару. Мировую известность приобрел Ансамбль песни и пляски Советской армии имени А. Александрова и Русский народный хор имени М. Пятницкого. Среди эстрадных коллективов любовью слушателей пользовались Джаз-оркестры Леонида Утесова, Эдди Рознера, Олега Лундстрема (1930-1960-е), вокально-инструментальные ансамбли «Песняры», «Ариэль», «Самоцветы», «Машина времени» (1970-1980-е). Расцвет отечественного рока пришелся на 1980-е годы, когда известность получили рок-группы «Аквариум», «ДДТ», «Наутилус-Помпилус», «Кино», «Чайф». «Магнитофонная революция» 1960-1970-х гг. сделала широкоизвестной бардовскую песню Булата Окуджавы, Александра Галича, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Юрия Кима. Живопись и скульптура Изобразительные искусства отличались стилистическим и жанровым разнообразием, техникой исполнения, хотя цензура и самоцензура сдерживали художественный поиск. Из живописцев ХХ столетия стоит отметить В.В. Кандинского, В. Е. Татлина, К.С. Петрова-Водкина, А.А. Рылова, К.Ф. Юона, М.Б. Грекова, И.И. Бродского, АА.. Дейнеку, Б.В. Иогансона, П.П. Кончаловского, М.В. Нестерова, А.А. Пластова, П.Д. Корина, И. Глазунова, А. Шилова; из скульпторов - С.Д. Меркурова, И.Д. Шадра, Л.В. Шервуда, Н.А. Андреева, С.Д. Лебедеву, А.С. Голубкину, А.Т. Матвеева, Е.В. Вутечича, В.И. Мухину, М.Г. Манизера, М.К. Аникушина, Н.М.Томского. В советскую эпоху распространение получает монументальная скульптура. Символами эпохи становятся памятник «Рабочий и крестьянка», а также ансамбли в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде, Пискаревское кладбище в Ленинграде и мемориал в Брестской крепости. Архитектура До начала 1930-х гг. в советской архитектуре господствовал конструктивизм с его футуристическими мотивами (архитекторы Виктор и Александр Веснины, К.С. Мельников, И.И. Леонидов). Конструктивисты стремились создать функционально оправданные и целесообразные здания за счет применения железобетонных конструкций и обширных стеклянных поверхностей[4]. С 1930-х гг. конструктивизм вытесняется эклектичной неоклассикой («сталинским ампиром»), сочетавшим помпезные традиции античной архитектуры, Ренессанса, русского классицизма и других национальных стилей, например, зодчества Средней Азии и Кавказа (архитекторы С.Е. Чернышев, И.В. Жолтковский, А.В. Щусев, Б.М. Иофан, К. Алабян)[5]. С 1955 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров ССССР «Об устранении излишеств в архитектуре….», советская архитектура в формальном плане возвращается к универсальной эстетике модернизма с его утилитаризмом и отсутствием всякого декора. Архитекторы нацеливаются на массовое строительство крупных селитебных районов за счет дешевого стандартного жилья. Такой подход привел к монотонности новой застройки. Возникшая в 1980-е гг. творческая волна «бумажной» архитектуры выразила эстетическую позицию поколения архитекторов-нонконформистов, и легла в основу постсоветской архитектурной деятельности. [1] Произведения Виктора Некрасова, Булата Окуджавы, В. Шаламова, Беллы Ахмадуллиной. [2] «Вызываем огонь на себя», «Адъютант его превосходительства», «Рожденные революцией», «Тени исчезают в полночь», «Хождение по мукам», «Строговы», «Вечный зов», «Семнадцать мгновений весны». [3] Иван Москвин, Анна Тарасова, Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Фаина Раневская, Николай Черкасов, Борис Ливанов, Николай Хмелев, Николай Баталов, Игорь Ильинский, Михаил Царев, Михаил Яншин, Елена Гоголева, Наталья Ужвий, Юрий Яковлев, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов, Олег Табаков, Инна Чурикова, Нона Мордюкова, Василий Шукшин, Кирилл Лавров, Олег Даль, Алексей Петренко, Анатолий Папанов, Николай Гринько и многие другие. [4] Жилые массивы в Ленинграде и Москве 1920-х гг., Дворец культуры им. Лихачева (Москва), Мавзолей Ленина. [5] Станции московского метрополитена, ансамбль ВДНХ, московские высотки (здания МГУ и МИД). 1. ЗАРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «Возраст» человечества, поданным современной науки, равняется примерно одному миллиону лет. Однако история культуры никак не совпадает с этим гигантским сроком; прошло 9/10 этого времени, то есть свыше 900 ООО лет, прежде чем человек природный, естественный (можно сказать, младенческий) вырос до со стояния первоначальной культуры, а из этих оставшихся ста тысяч лет только самые последние 6 тысяч приходятся уже на сохранившуюся в письменных источниках историю цивилизации как таковой, перешедшей в третье тысячелетие так называемой новой эры. Исходя из определения культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, выработанных в процессе исторического развития человечества, целесообразно ее рассмотрение начать с материальной сферы. Каменный век - древнейший период в развитии человечества, Мезолит – средний каменный век, переход от древнего к каменному веку (около X – V тыс. до н.э.). В этот момент появились лук и стрелы, приручена собака. Мезолит иногда называли также протонеолитом (гр. protos - первый и неолит) или эпипалеолитом (гр. epi - после и палеолит). Медный век -переходный период от каменного к бронзовому веку (IV-III тыс. до н.э.; иначе называется халколитом (гр. chalkos - медь и litos - камень) или энеолитом (лат. aeneus - медный и гр.Iitos - камень). Наряду с каменными, деревянными и костяными судиями появляются медные орудия и изделия, как результат зарождающейся металлургии; вместе с охотой и скотоводством расширяется мотыженное земледелие и, что особенно важно с очки зрения семиотической теории культуры, развиваются элементы пиктографии - рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность между поколениями. К медному веку относится и такое величайшее для судеб цивилизации завоевание, как изобретение колеса. Бронзовый век - исторический период в развитии человечества, характеризующийся открытием и распространением бронзовых орудий и изделий. Датировка/колеблется в зависимости от территории. В районе Средиземноморья ранний бронзовый век - 2500-2000 гг. до н.э. Это время пирамид, период Древнего царства Египта, поздний - Гомеровская Троя. Средний и поздний бронзовый век - хронологические границы библейской истории, время патриархов Ветхого Завета - от Авраама до Моисея. Культура бронзового века охватывает по времени IV - начало I тыс. до н.э. Характеризуется распространением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудии труда и оружия; появлением кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности. Истории известны рабовладельческие цивилизации, относящиеся к этому периоду на Ближнем Востоке, в Китае, Южной Америке и др. Железный век - эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трех веках — каменном, бронзовом и железном — возникло еще в античном мире (Тит Лукреций Кар). Термин «железный век» был введен в науку около середины XIX в. датским археологом К. Томсеном. Период первоначального распространения железной индустрии пережили все страны в разное, время. Железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток. Его хронологические границы: от IX-VII вв. до н.э. и до I в. до н.э. (время появления письменных источников, содержащих сведения о западноевропейских племенах). Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. Духовная сфера культуры формировалась на основе религиозно-мифологичёских представлений. Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с нею. Мифологические представления переплетаются с магическим отношением к окружающему миру, предполагающим способность действия на предметы и людей через символические поступки или словесные заговоры. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Мифология представляет собой философию истории первобытного общества, мировоззрение которого носило по сути дела мифологический характер. Но в духовно-концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли два других пласта его культуры: тотемизм и магия. Предпосылка тотемизма - это миф, утверждающий возможность «обращения», т.е. превращение человека в животное, миф, основанный на одном из древнейших убеждений, что нет принципиальной разницы между человеком и животным. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных - коров в Индии, co6aк и лошадей у арийских народов). Универсальной формой религиозных верований в культуре древнего мира является анимизм - вера в существование души и духов как причины явлений природы, вера в одушевленность природы. Это понятие в культурологию впервые ввёл Э.Тайлор. Анимистическое мировоззрение было своеобразной попыткой понять и объяснить то, что обычно называется причинно-следственной обусловленностью. Вера в способность «вселения» разного рода духовных существ в самые неожиданные вещи привела к тому, что магические предметы стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши. Фетишизм есть поклонение духовным силам, воплощенным в вещах или связанным с ними, действующим через их посредство. В первобытном обществе зародились и основы искусства танцевальный танец, мелкая пластика, древнейшие формы мифологического творчества, наскальные изображения). Первобытный человек был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Искусство сопровождало его всегда – от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений собственной человеческой сущности.
2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК КАК КУЛЬТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
Древним Востоком в литературе обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой - древние греки, проводя активную колонизацию, выходили далеко на восток. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные исторические эпохи проводилась по-разному, сложение в процессе исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять. Древний Восток как культурная целостность включает культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индии и Китая. По мнению исследователей, древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто географическом смысле и не являются «Востоком», типологически должны быть отнесены к древневосточной цивилизации. Представляется, что такая точка зрения не лишена оснований, поскольку типологическое сходство действительно очень велико.
Культура Древней Месопотамии (Двуречья)
В IV - III тыс. до н. э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат - возникла и утвердилась цивилизация высочайшей культуры, один из древнейших очагов человеческой цивилизации. При этом в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемелись, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости города. Динамичной, разнообразной была история и культура Двуречья.
Наследницей шумеро-аккадской цивилизации признана Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792 - 1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Согласно Своду, каждый человек имел определённые обязанности и права в соответствии с положением, занимаемым на иерархической лестнице. В верованиях древних обителей Двуречья огромную роль играл культ воды. Другим важным культом считался культ небесных светил. Внимание к звёздам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, созданная математиками шестидесятеричная система и по сей день существует в исчислении времен (в минутах, секундах). Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Накопленные в течение тысячелетий народами Древнего Двуречья знания о мире и его устройстве, сущности и предназначении человека стали исходным материалом для последующих евразийских цивилизаций. Пафос силы и жестокости характеризует ассирийское искусство (I тыс. до н.э.). В нем примечательны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Беспримерны для мирового искусства изображения царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя, что свидетельствует о невысокой религиозности ассирийского общества. В городах Ассирии преобладали не культовые вооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов - не культовые, а светские сюжеты. Следует отметить архитектуру Вавилона. В городе имелось 24 больших проспекта. Достопримечательности того времени: Вавилонская башня - одно из семи «чудес света»; грандиозный семиярусный зиккурат высотой 90 м.; озелененные террасы Вавилонской башни или «висячие сады» Семирамиды. На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, как полагают исследователи, - более светское и придворное: в нем почти нет той жестокости, присущей искусству ассирийцев. В IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры. Государственная религия Ирана - зороастризм (по имени основателя этой религии Заратуштры - Зороастра в европейской транскрипции). Исходные положения зороастризма - поклонение огню и вера в борьбу добра - света со злом и тьмой, которая лежит в основе мироздания. Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры (ислама) разрушавшими цветущие города. Территория государства получила название Ирак.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |