КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура Древнего Египта
Древний Египет - первая великая могущественная держава, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство. Основные принципы, на которых строилась верховная власть Египта, — её незыблемость и непостижимость. История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н.э.), Раннее царство (ок. 3000 - 2000 до н.э.), Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI - XI вв. до н.э.), Поздний период (XI - IV вв. да н.э.). Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубокой символичности. Главные символы: сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх. Сфинкс как олицетворение тайной мудрости - универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянинами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Ocириса), сфинкс словно говорит: человеческая жизнь - это кратковременный промежуток между двумя несоразмерными пространствами - прошедшего и будущего. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине I тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м. Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. В Древнем Египте фараон считался потомком и наместником богов, призванных устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Человек не вправе нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться им. Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами - божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне - тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы - пирамиды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа обладал вечной жизненной силой - «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий и бальзамирования. Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях архитектуры (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта - рисуночное символическое письмо (иероглифы). Характерно, что в дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетских иероглифов разгадана лишь в XIX в, французским ученым Фран суа Шампольоном. В духовной культуре особое значение приобретают просвещение
3. АНТИЧНОСТЬ Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus - древний) для определения и греко-римской культуры, древнейшей из известных в то врёмя. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влитие на историю народов юны оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим. Культура Древней Греции С великолепных образцов греческого гения, проявившихся во всех сферах духовной и социально-политической жизни - в пони, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве, начинается наше знакомство с мировой культурой. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: писатели и поэты Гомер, Гесиод, Эзоп, драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, математики Евклид и Пифагор, философы Сократ, Платон, Аристотель... Этот список - только небольшая часть интеллектуальной элиты Древней Греции. В истории античной Греции вы деляют следующие периоды: гомеровский и раннеархаический (IX-VIII вв. до н.э. - распад родоплеменного общества); (VII - VI вв. до н.э. - становление рабовладельческих государств - полисов); классический (V в. - до последней трети IV в. до н.э. - расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. - до сер. II в. до н.э. - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства). Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, - прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV - XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры - дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность. В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация. Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории и обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в I в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело косное обновление технической базы - широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 - 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества сот культурного и социального прогресса, оставив далеко позиции своих соседей, как на Востоке, так и на Западе. Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземно, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру. В VIII - VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис - основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы - Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII - VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. В эпоху архаики возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители (Фалес; Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования пер причины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. В VIII - VI вв. до н.э: зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра. Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между дельными полисами вели к формированию этнического самосознания - греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые - 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины. Классический период (от рубежа VI - V вв. до н. э. до 339 г. н.э.) - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни - особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом». Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490 - 429 до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждали благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Сложилось убеждение, что быть гражданином - значит быть прекрасным. Ощущение близости перспектив нашло отражение в другом важнейшем (наряду с агонистикой - состязательностью) элементе древнегреческого бытия и культуры - принципе калокагатии (от слова «калос» - прекрасный и «кай агатос» - доблестный), объединяющем физические и нравственные добродетели. Вырабатывалась и полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человеческих рамок невозможно, а благополучие отдельного лица благополучия полиса. К его ценностям относились и превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта), стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни полиса, приоритет традиций. Особую отличительную черту от других цивилизаций составляли антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», а в софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями человека. Для греков человек - олицетворение всего сущего, прообраз (энного и создаваемого; он стал не только преобладающей, единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий – величайшие скульпторы этой поры - изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого если и не достиг, то достичь может и должен. Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причём сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками. В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454 - 430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн, Великий историк античности Фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа - правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе (который, как в apxaическую эпоху, раскрашивали) и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона Афинах, «Зевс» - для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол» Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»). Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры - важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» - учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и не греками. Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287 - 212 до н.э.). В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры. Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек. Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э. Культура Древнего Рима Древнеримская культура - совокупность достижений в области духовной и материальной культуры Римской республики (V - I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Понятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья. Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройств, права, градостроительства и многое другое. Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский (510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.). Если для греков в духовной жизни главная ценность - человек - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом избранное предназначение. Гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умеренным в образе жизни. В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозренным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, особенно знатного, признавались только политика, война, разработка права. Науки были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упрекал греков за их увлечение умозрительными науками, в частности математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний». Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I - II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 - после 161), историки Тацит (ок. 58 - ок. 117), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. П в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и философа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора «Писем к Луцилию», трагедий «Эдип» и «Медея», а также писателя и историка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения которого объединены под условным названием «Моралии». Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или с самыми прославленными; но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя государства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д. Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Римляне были не только народом солдат, но и строителей и устроителей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права. В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70 - 19 до н.э.), автор эпической поэмы «Энеида». Совершенной формой стиха обладали Гораций Флакк (65 - 8 до н.э.), Овидий Назон (43 до н.э. - 18 н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 - ок. 127), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 -?), автор своеобразного фантастического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», не потерявшего интереса и у наших современников. Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили право на частное, то есть относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства». В непосредственной связи с особенностями политической жизни развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноречие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Подлинная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, - не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она - государство культуры. Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию, европейца как культурный феномен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и практики, гармонии и пользы - вот то драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше, привлекает к себе восхищенные взоры. Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали: основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль современного западного искусства и архитектуры по сравнению с отнюдь не похожими на них восточными образцами; основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.
Лекция 3.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Средневековье. Возрождение (ренессанс) и реформации. Византийская культура. Европейская культура.и цивилизация Нового времени. Переход к Новому времени. XVIII век — век Просвещения: XIX век — век Романтизма.
1. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Средневековая культура - европейская культура в период с Vв. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V - XI вв.; средневековая культура XI –XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV - XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время. Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители («третье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Средневековье - это эпоха многочисленных войн. Только «крестовых походов» (1096 - 1270) официальная история насчитывает восемь. Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям. В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем. Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религиозность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Ав густином «Блаженным» (354 - 430) в его работе «О граде Божьем» (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построен на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин двинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных в деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга. Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом (1285 – 1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга. Средневековая наука выступает как осмысление авторитет данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (X1-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднее го Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теологии, права и медицины. В позднее Средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, разработка новых конструкций подъемников для строительства храмов, появление первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились Менялась и духовная жизнь общества; художественная литература приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талантливые произведения, как французская поэма «Песнь о Роланде» и немецкая - «Песнь о Нибелунгах». Растущее внимание к человеку, его страстям, блестяще выражено Данте Алигьери (1265 - 1321) в «Божественной комедии». В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало Зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный городской европейской жизнью готический стиль. Средневековая культура позднего периода выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры. Однако в сравнении с динамикой античного мира тысячелетие, названное средневековьем (а иногда и «темными веками»), не лучший этап в развитии европейской, да и мировой цивилизации.
2. ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) И РЕФОРМАЦИЯ Возрождение - это переходный от Средневековья к культуре Нового времени период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV - XVI вв., в других странах - конец XV - начало XVII вв.), эпоха великих географических открытий, возрождения гуманистических идеалов и духовных ценностей античности. Хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кватроченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в, - 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение - до конца XVI в. В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от гр. anthropos — человек) нового мировоззрения. Центром мироздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наиболее совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства. Было определено новое отношение человека к самому себе - у гуманистов сформулированное Рабле: «Делай, что хочешь - твори добро», в протестантизме закрепившееся в двух девизах: «личного спасения» и «всеобщей полезности людей друг другу». Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек - творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность; важнейшей чертой гуманистического Подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом. В конце концов люди вступят на территорию небесных светил, обоснуются там и сами станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения. У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигъери, автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили Сонеты Фрднческо Петрарка (1304 - 1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313 - 1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаменитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456 - 1519), Рафаэль Санти (1483—1520),- Ми-келанджело> Буонаротти (1475—1564). Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским.странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-^* 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей — магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494—1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков'и др. Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471— 1528) — основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497—1543), Лукас Кранах Старший (1472—1553). Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496—1536). Значение произведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя. В Англии средоточением гуманистических идей считался Оксфордский университет, в котором читали лекции передовые ученые того времени — Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478—1535), автора «Утопии», представившего на Суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения <— Вильям Шекспир (1564—1616), создатель всемирно'известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов. Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь ' Шванк — жанр немецкой городской средневековой литературы. Короткий, полный комизма рассказ (иногда пьеса)1 в стихах или прозе, Часто сатирического или назидательного характера.
ыступали против католицизма и Naiu^... >е распространение получили рыцарские романы, а также плу-:кие. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, ав-известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492— 7). Эту линию продолжил и развил великий испанский атель Мигель де Сервантес (1547— 1616) | автор бессмертного •и Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580— 5), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи», ^овоположник испанской национальной драмы — великий Лапе Вега(\562—1635), авторболее чем 1800литературных произве-шй, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха "достигла испанская живопись. Особое сто в ней занимают Эль Греко (1541—1614) и Диего Веласкес 599—1660), чье творчество оказало огромное влияние на разви-е живописи в европейские странах. Во Франции гуманистическое движение начинает распространен только в начале XVI в. Выдающийся представитель фран-'зского гуманизма — Франсуа Рабле(1494—1553), автор сатири-:ского романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтичес-)й тематики — романтические чувства, воспевание любви, оказательны в этом, плане сонеты Пьера Ронсара (1524—1580), розванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влия-ие на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем ультуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533—1592).)сновное его произведение — «Опыты» — представляло собой раз-(ышления на философские, исторические, этические темы. Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огром-гую плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искусства. Среди них: философы и ученые — Николай Кузанский, Ликоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанел-ia, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели л поэты — Данте, Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпторы, живописцы — Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.. Однако в культуре Возрождения наряду с прогрессивными элементами гуманизма и реализма присутствуют средневековые пережитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в течение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты,.из которых она соткана, -г противоречия свободы и рабства, рац лизма и магйи, чувственности и аскетизма. Реформация (лат, reformatio — преобразование) — важне этап в культурно-историческом развитии Западной и Цент ной Европы, Это религиозно-идеологическое и социально-г тическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в мании с выступления М. Лютера и направленное на преоб] вание и исправление христианской религии, сложившейся в ф католического вероисповедания. Реформация выразила идеош новых социальных и политических процессов в форме протее, тизма. Главный идеологический тезис сторонников Реформации — бование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в каче посредника Бога на земле, а также утверждение, что спасение ей души достигается лишь внутренней верОй каждого. Объя! причиной Реформации «порчу церкви», ее идеологи говорил! искажении учения Христа и целью Реформации считали возе щение к «истинному» христианству апостольских времен. В Реформации можно выделить три основных направлен бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин), королевско-к; жеское и народное (7". Мюнцер). Первое характеризуется стрем, нием утвердить власть буржуа, второе — борьбой за сохранеЕ власти богатых феодалов за счет захвата церковных земель, m тье — попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддер» ваемую католической церковью, и установить социальное раве ство. В результате Реформации католическая церковь в ряде стр утратила свое монопольное положение и оказалась в большей: висимости от государственной власти. Духовная диктатура бы сломлена. Реформация способствовала появлению человека буржуазно общества — автономного индивида со свободой нравственно! выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человек В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазны тип личности с новым отношением к миру.
3. ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В период Средневековья особенно важно подчеркнуть рол Византии (IV — сер. XV вв.). Она оставалась единственной храни тельницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала
художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу Средневековья. Причем в средневековом европейском ве именно византийское было в наибольшей степени ор-льно христианским. тории византийской культуры выделяются следующие пе- чериод (IV — сер. VII вв.) — Византия становится преем-?имской империи. Происходит переход от античной к средой культуре. Протовйзантийская культура этого периода ще городской характер, но постепенно центрами культур-:зни становятся монастыри. Становление христианского эвия происходит при сохранении достижений античной й мысли. период (сер. VII — сер. IX вв.) — происходит культурный вязанный d экономическим упадком, аграризацией горо-отерей ряда восточных провинций и культурных центров хии, Александрии). Центром промышленного развития, ш, культурной жизни, «золотыми воротами» между Восто-5арадом для византийцев стал Константинополь. период (сер. X—XII вв.) — период идейной реакции, обу-нный экономическим и политическим упадком Византии, г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществи-1ел Византии. Константинополь становится столицей но.-; юударства — Латинской империи. Православное патриар-»заменяется католическим. провой культуре византийской цивилизации принадлежит место. В течение всего тысячелетнего существования Ви-ская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского эллинистического Востока, представляла собой центр серной и поистине блестящей культуры. Для византийской ры характерны расцвет искусства, развитие научной.и фи-ской мысли, серьезные успехи в области образования, ад X-XI вв. в Константинополе получила распространение светских наук. Вплоть до ХШ в. Византия по'уровнюГраз-^ образованности, по напряженности духовной жизни и крану сверканию предметных форм культуры, несомненно, 1лась впереди всех стран средневековой Европы. эвые византийские концепций в сфере культуры и эстети-эрмировались в ГУ—VI вв. Они представляли собой сплав •ллинистического неоплатонизма и ранней средневековой;тики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст; Псевдо-Диони->еопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красе Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григ го, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундам< кового христианского богословия и философии. В 1 софских исканий находится понимание бытия как б. своеобразное оправдание космоса, а следовательно, века. В поздневизантийский период широчайшие пс славленных философов, богословов, филологов, ритс гий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хр«сарион Никейский и др. — вызывали восхищение i гуманистов. Многие из них стали учениками и после византийских ученых. Особенности византийской культуры включают: 1) ci ных и восточных элементов в различных сферах мате духовной жизни общества при господствующем поло ко-римских традиций; 2) сохранение в значительной с диций античной цивилизации; 3) Византийская импе] чие от раздробленной средневековой Европы сохрани, ственные политические доктрины, что наложило oti различные сферы культуры, а именно: при все возраста] янии христианства никогда не затухало светское худоя творчество; 4) отличие православия от католичества,1 лялось в своеобразии философско-богословских воззреь славных теологов и философов Востока, в системе хри< этических и эстетических ценностей Византии. Признавая свою культуру как высшее достижение чел< византийцы сознательно ограждали себя от иноземных лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской м< переводить памятники восточной литературы; поздне интерес к,арабской и персидской математике, клатинск» стике и литературе. Среди ученых энциклопедического ра, пишущих по.широкому'Кругу проблем — от матем-. богословия и художественной литературы, следует выдели на Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), НикифО! мида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.). Стремление к систематизации и традиционализм, xapai для византийской культуры, особенно отчетливо прояв юридической науке, начало которой положено системам римского права, составлением сводов гражданского права, лее значительный из которых — Кодификация Юстиниана Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие л культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византи
гым мостом» между западной и н^учпип ivj,.„.— па глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур к стран средневековой Европы. Ареал распространения вли-византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная ля, Далмация, государства Балканского полуострова, Древ-усь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той 1ной степени соприкасались с византийской образованнос-тго способствовало дальнейшему прогрессивному развитию: льтур.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ереход к Новому времени ля Европы Новое время (XVII—XIX вв.) — единый простран-щый континуум[1] культуры. У него единый базис — буржуазный об производства, единый ориентир — развитие человеческой шидуальности. Новое время — время восходящего развития еменной, промышленной цивилизации. Вместе с тем XVII, I и XIX вв. качественно своеобразны. XVII в. — эпоха зарож-!Я, становления рационализма («век гениев»); XVIII в. — век:вещения; XIX столетие — век классики, когда основные тенден-предшествующих столетий проявили себя наиболее всесторон-полно. VII в. для Западной Европы — период становления капита- Интенсивное совершенствование науки, все более ориентиру-,ейся на решение задач экономического и политического разня европейского общества, по сути ознаменовало начало научной революции. Рационализм эпохи Возрождения создал пре сылки для принципиальных открытий в области математ! Р. Декарт (1596—1650) закладывает основы аналитическойтес рии, П, Ферма (1601—1665) создает теорию чисел, Г.В. Лей((1646—1716) выпускает труды по дифференциальному и т ральному исчислению. Достижения математики способствую вершению важных физических открытий: И. Ньютон (1643—1 выдвигает корпускулярно-волновую теорию света, формули основные законы механики, открывает закон всемирного тяг ния; X. Гюйгенс (1629—1695) раскрывает тайну кольца Сату] а Э. Торричелли (1608—1647) выступает создателем гидравл и метеорологии. Развиваются астрономия, естественные и ту нитарные науки. Вот почему это время называют «веком генш В этот период изменяется и понимание задач туки и фил(фии. Девиз материалистов-философов и естествоиспытате. нового времени — не^наука для науки», а увеличение власти ловека над природой, совершенствование, рост силы, здоров красоты человека. Ф. Бэкон в Англии, Р. Декарт во Францу Б. Спиноза в Голландии — при всех различиях между ними — с: дятся между собой в этом новом понимании целей,и задач з\ ния. Следует отметить и особенности подхода к изучению обществ! ного развития. Общество рассматривается как единая еисте* действующая по своим законам. Появляются теории «обществ*, ного договора», согласно которым люди передали свои «естестве ные права» государству полностью (по концепции Т. Гоббса) ш частично (по концепции Дж. Локка), с тем чтобы государстве! ная система обеспечила им безопасность. Вкупе с формуле Ф. Бэкона «знание — сила» антропологический рационализм koi цепции естественного права являлся огромным шагом eeponei ской культуры по пути утверждения гражданского общества, npt воЬого государства, что*делает XVII в. во многом близким,и се тучным нашему времени. Для литературы и искусства того времени характерен кульп человека. В первой половине столетия в европейской литератур» продолжают сохраняться ренессансные тенденции, проявляющиеся не только в творчестве поздних гуманистов (Сервантеса, Шекспира, Мольера), но и в социальной утопии Томмазо Кампанеллы («Город Солнца»). Классицизм и барокко — два главных направления XVII в., но к концу века проявляется усиление революционной публицистики. Изобразительное искусство подарило нам таких выдающихся мастеров, как Караваджо, Рубенс и др.
CVI1 в. в европейских государствах происходит окончатель-йграничение светской и духовной власти и правовое офор-ie положения человека в обществе. III в. — век Просвещения •освещение — политическая идеология, философия и культу-югрессивное идейное течение эпохи крушения феодализма грждения капиталистического общества. Главные центры — ция, Германия, Англия, а хронологически оно охватывает 1XVII—XVIII вв. wm предлагал рассматривать Просвещение как необходимую жческую эпоху развития человечества, цель которого он ви-щироком использовании человеческого разума для осуще-:ния социального прогресса. Гегель характеризовал Просвещен сак рационалистическое движение XVIII в. в области куль-ой и духовной жизни, основанное на отрицании ствующего способа правления, государственного устройства, [тической идеологии, права и судопроизводства, религии, сства, морали. Французский просветители XVIII в. (Вольтер, Ьрсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического tecca к развитию духовности человека. История общества по-алась как постепенное его развитие от ступени варварства и;жества к просвещенному и культурному состоянию. Невеже-| — «мать всех пороков», а просвещенность человека — выс-благо и добродетель. Культ разума становится синонимом >туры. )сновные черты идейно-культурного движения Просвещения: ;мление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, по-гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в усство как средство достижения такой гармонии. Большинство светителей воспринимало искусство в его целостности, что рвые позволило рассматривать вопрос о развитии искусства, >грессивных и регрессивных тенденциях его как социального ения. В идеологии эпохи Просвещения как социального про-га выделялись следующие направления: антикрепостнйчество, ифеодализм, антирелигиозность, критика идеализма, критика сусства классицизма и борьба за реализм, критика догматизма, -ггика правовой системы и развращенности двора. Наиболее»естные представители Просвещения: Вольтер, Ш. Монтескье, -Ж. Руссо, Д. Дидро — во Франции, Г. Лессинг, И. Гердер, Шиллер, И. Гёте — в Германии, М. Ломоносов, Н. Новиков, Фонвизин — в России и др. Идеология Просвещения, материалистическая и атеистичеи по преимуществу, стала теоретической, духовной предпосыл великой революции 1789—1793 гг. во Франции, а затем начав гося широкого реформистского движения на континенте. Де тилетием ранее на идеях Просвещения создавалось государе Северо-Американских Соединенных Штатов. XVIII в. продолжил поступательное движение науки. Не С. чайно на знамени просветителей написаны два главных лоз; га: наука и прогресс. Каковы же Здесь достижения? В области к тематики — труды Л. Эйлера (1707—1783) и Ж. Д'Алам(ра (1707—1783); механика И. Ньютона создает предпосылки д создания паровой машины Дж. Уатта (1736—1819); выдающие открытия в области химии делает-А.Л.. Лавуазье (1743—1794); биологии появляются теория классификации видов К. Ли нея (1707—1778) и труды Ж. Кювье (1769—1832). Ученые не толы совершают научные открытия, они стремятся к ейстематизащ накопленных человечеством знаний. Научный прогресс созда предпосылки для свершения в XVIII в. промышленнойреволюци, Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало и: дание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств й реме сел», Начатое Д.Дидро (1713—1784) и Д 'Аламбером. В «Энциклс педии» систематизированы важнейшие научные достижения че ловечества и утверждена система культурных ценностей отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени. Эпо ху Просвещения называют еще и «Веком Разума»: научное знани из достояния узкого круга ученых стало распространяться за пре дблами университетов и лабораторий в светские салоны Париж; и Лондона, обсуждаться среди публицистов, литераторов, популярно излагавших достижения науки и философии. Дух, мироощущение эпохи самым ярким и выразительным образом запечатлены в литературе и искусстве. Самые выдающиеся художники века 1 — писатели Д. Дефо (1660—1731), Д. Свифт (1667-1745), ИВ. Гете (1749-1832), И.Ф. Шиллер (1759—1805), композиторы Л. Бетховен (1770—1827), И.С. Бах (1685-1750), В.А. Моцарт (1756-1791), драматурги П. Бомарше (1732-1799), К. Гольдони (1707-1793) и К. Гоцци (1720—1806), Лессинг (1729—1781) — говорили с современниками и будущими поколениями людей языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями и правилами «стиля». В понятии культуры все большее воплощение находит идея о том, что человек играет в действительном мире особую самостоятельную роль. Эта, только ему свойственная активность, не сво- XIX в. — век романтизма XIX в. называют веком романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов, вызванных противоречиями становления капиталистического способа производства и обусловивших рост классовой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влияния, развития промышленной революции. Таковы главные особенности формиро'вания цивилизации нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей. Разнообразны научные достижения XIX столетия. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют выражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания цают возможность Ж.Ф. Шампольону (1790—1832) расшифровать египетские иероглифы. Складывается комплекс гуманитарных научных дисциплин; получают серьезное развитие экономические теории (Д. Рикардо, К. Маркс) и зарождается социология (О. Конт, Г. Спенсер). Новых высот достигают и физико-матема-гйческие науки, на основе которых преобразуется материальная культура столетия (Р. Дизель, Н, Карно, М. Фарадей и Др.). Исключительны успехи в естественных науках. Ч.Дарвин выдвигает теории происхождения человека и естественного отбора в приводе, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и И ванн). Подготовленный идеями Канта и Фихте новый взлет мысли фоисходит в философии. Гегель и Шеллинг разрабатывают кон-хепцию поступательного развития человечества и принципа ис-юризма, сформулированы основные законы диалектики. В сере-шне столетия К. Марксом и ф. Энгельсом создается материали-тическое учение, получившее дальнейшее развитие под {азванием «марксизма». В XIX в. зародился позитивизм — учение, тверждающее, что подлинным знанием может быть, только на-чно обоснованное эмпирическое знание (основоположник этого «етода О. Конт). Поскольку душой любой кул ьтуры является^искусство, то важ-ю проследить климат эпохи через-его развитие. В искусстве это-о/периода можно выделить две основные вехи: эпоху романтцз-\а (первая половина XIX в.) и эпоху декаданса (с конца 50-х гг. о первой мировой войны). Утверждение и развертывание преvi^na риман гизма. Для романтизма этого периода были характерны: во-пер уход в природу, которая была либо камертоном бурных душев - переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты. Рок тизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (вое ная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструк (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, j от действительности - переход в иное время (рыцарские ром; В. Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Ке ридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутр ний мир (сказки Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа, X. К. Андерсена, п третный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.). Устремлениям романтиков к отображению эмоционалм жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позво. ла обращаться к внутреннему миру психологически сложного; рического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Ваг» и др.). Прослеживаются в музыке XIX в. и реалистические т< денции (Ж. Визе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они переш таются с романтическими (оперы Дж. Верди). Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и з На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (бр: тья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм был пропита «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-лиС идеальной поэзии человеческих ценностей. Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданс* Декаданс (франц. decadence — упадок) — в своем генезисе явлени сложное и противоречивое. Этот термин употребляется в качеств обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX -начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимиз ма, упадничества (Д. Рескин, А/ Рембо, О. Уайльд и др.). В определенных кругах пользуются повышенным спросом иде«иррационалистической философии. Эти процессы выражаются i разнообразии стилей. Один из ведущих стилей — импрессионизм
(франц. — впечатление). Импрессионист Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалось преимущественно к «зрительной сущности» вещей. Наметившийся кризис реалистической традиции более отчетливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выраженного субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности. Эти же качества последовательное воплощение нашли в символизме, у истоков которого стоит Ш. Бодлер с его книгой «Цветы зла». К концу XIX — началу XX вв. идеи романтизма, вдохновлявшие общество в первой половине века, сменяются нигилистическим отношением к идее технического прогресса. Один из авторитетнейших культурологов XX в. X. Ортега-и-Гассет называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры. Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация, несущая ей смерть, — эта проблема со всей остротой встала уже в конце XIX в. И то, что такая постановка вопроса имела под собой весьма серьезные основания* подтвердил не только опыт грядущих десятилетий, но и ближайшее будущее — август 1914 г. — начало первой мировой войны, а вместе с тем — новой эпохи великих потрясений и действительно грандиозных Переоценок'всех человеческих ценностей. Лекция XII; оеоБЕндасти культуры XX ВЕКА
, ' 1. Ценности и противоречия культуры XX в. «Массовая культура»: сущность и проявления: Элитарная культура. х > Человек в аспекте глобальных проблем у современности.
1. ЦЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРЫ XX в. XX в. сконцентрировал в себе все особенности сосуществоваш природы и человека, имеет огромный потенциал равно для дал нейшего прогресса и для уничтожения природной среды, само; человеческого общества. G таким противоречивым багажом води человечество в третье тысячелетие от Рождества Христова. Рассматривая особенности развития культуры XX в., мы буде употреблять понятия «культура» и «цивилизация», как тождестве1 ные — именно в XX в. они стали тесно переплетаться. В то же время — культура и цивилизация — два различных спс соба реализации творческих сил человека. В культуре все матери альное и практическое служит духу. В рамках цивилизации ду служит материальному и практическому. Цивилизация характе ризуется способом и уровнем овладения силами природы, а куль тура возникает в результ
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |