Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




 

План.

1. Общее понятие, основные свойства.

2. Функции мышления.

3. Процессы мышления.

4. Формы мышления.

5. Операции мышления.

6. Виды мышления.

7. Индивидуальные свойства ума.

8. Мышление младшего школьника.

9. Операции теоретического мышления.

 

Тренинг умений по самопознанию.

Цель: выявить к какому мыслительному типу относится студент.

Выполнить задание: разложите на 3 группы 9 слов, по 3 слова в каждую, найдя в каждой группе что-то общее:


§ карась;

§ орёл;

§ овца;

§ летать;

§ бегать;

§ плавать;

§ перья;

§ шерсть;

§ чешуя.


I способ группировки на основе анализа выделения существенных признаков В: карась, орёл, овца и т.д.

II способ группировки на основе фактических наглядных признаков без глубокого анализа В: карась, чешуя, плавать и т.д.

III - если решается и I и II способом.

 

Процесс чувствительного отражения (ощущения, восприятие) позволяет человеку отражать, познавать, прежде всего, внешнюю сторону предметов и явлений (всё, что поступает через сенсорные каналы ЦНС).

Но психика человека обладает свойством изменяться, развиваться, совершенствоваться. Человек получает информацию на уровне анализаторной системы, но её недостаточно для того, чтобы человек не просто адаптировался, но глубоко осознал окружающий мир, преобразовывая его, изменялся сам.

Психика человека способна понять скрытую внутреннюю суть предмета и явления – способна определить неподвластные ощущению и восприятию свойства, предвидеть развитие, изменение во времени, определить назначение и роль предмета и явления. Всё это возможно при активном взаимодействии высших психических функций: памяти, мышления, воображения. Прежде всего, в этом участвует познавательный процесс мышления.

С древних времён, со времён античности, человечество пытается найти и провести границы между высшими психическими формами. До ныне, учёные не пришли к общей точке зрения по определению этого явления психики. Хотя в отечественной психологии большинство учёных склонны воспринимать мышление как самостоятельный познавательный психический процесс, имеющий свои отличия:

Мышление – это, прежде всего, высший уровень познавательной мыслительной деятельности.

Мышление – это социально-обусловленный процесс (сознание развивается в социальной среде, формируется под влиянием воздействия человеческого общества, природы, зависит от деятельности, обучения и воспитания).

Мышление – неразрывно связано с речью (мысль – продукт мышления, мысль не материальна – необходима словесная оболочка)! Речь – материальная основа мышления.

Мышление – всегда самостоятельный поиск, это открытие новых знаний. Любые системные, обобщённые знания всего человечества становятся достоянием конкретного индивида и открывая, для себя что-то новое, он ищет, решает проблему, мыслит.

Мышление – форма активного, творческого отражения.

Мышление – рождается в проблемной ситуации. Чем больше путей решения проблемы, тем активнее процесс мышления.

Мышление – как форма познания рождается и в практической и в теоретической умственной деятельности человека, но результативность процесса проверяется практикой.

Итак, мышление – это высшая форма познавательной психической деятельности человека, позволяющая отражать обобщённо и опосредованно окружающую действительность: 1) определяя существенные признаки предметов и явлений; 2) устанавливая существенные связи и отношения.

Главные свойства Мышления:

§ обобщённость – выделение существенных свойств, признаков, характеристик и установление между ними связей и отношений. Обобщённость основана частично на восприятии.

§ опосредованность – это отражение познания, заключающее в себя обобщённость. НО! С помощью вспомогательных средств (т.е. может выявить и понять то, что недоступно органам чувств, то, чего нет в личном опыте, то, что доступно разуму, благодаря косвенным признакам).

Итак, мышление – это высший уровень организации мыслительной деятельности, которая характеризуется:

§ ограниченной взаимосвязью с процессом речи (речь – материальная основа мышления);

§ мышление, как психический процесс, присущий только человеку, только высшему разуму;

§ мышление – социально-обусловленный познавательный психический процесс.

 

Функции мышления

1. Понимание – одно из самых основных (в этом процессе человек выделяет существенные признаки, выстраивает связи, отношения, оперирует при этом понятием, обозначенным словом, но это не просто обозначить словом, а выявить роль этого понятия, назначение, определить область, провести классификацию).

2. Мышление направлено на решениепроблем, задач, связанных с жизнедеятельностью человека (чем глубже проблема, тем активнее мышление, тем интенсивнее поиск её решения).

3. Осмысление отражения мира позволяет регулировать поведение и осознанно выстраивать деятельность, а это обязательно ведёт к планированию и продумыванию действий и поведения. Если есть мотив, значит есть цель, поэтому важна функция ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ.

4. Рефлексия – это не только анализ поведения, ощущения, восприятия, это деятельность мышления, направленная на осмысление знаний, на анализ содержания деятельности и её результатов.

Процесс мышления

Различного рода потребности активизируют сознание, приводят к противоречиям, как только возникло противоречие – возникла проблема. Проблема является толчком движения мысли, эта закономерность и лежит в основе процесса мышления. Процесс сложен и состоит из нескольких этапов:

I. Осмысление и формулировка проблемы (проблемной ситуации).

II. Обозначение проблемы. Определение того, что известно. Поиск того, что неизвестно, что необходимо разрешить. Обозначение задачи.

III. Поиск путей разрешения задачи, проблемы в целом. Ограничение зоны поиска решения проблемы.

IV. Появление гипотезы (предположение) – каков будет результат того или иного решения.

V. Действие, реализация гипотезы.

VI. На основе сравнения с первоначальной проблемой проверка гипотезы и анализ результата.

 

А.Р. Лурия предлагал следующие этапы решения:

I. Изучение условий, сути проблемы.

II. Создание общего плана предполагаемых действий (разработать стратегию решения проблемы).

III. Определение тактики решения проблемы: выбор способа, приёма, метода.

IV. Сопоставление найденного решения с исходными данными проблемы и действия.

 

Уоллес:

I. Подготовка (обзор проблемы, подбор относящейся к ней информации).

II. Инкубация (поиск решения, отбор из множества вариантов, а если нет ни одного варианта – взгляд под новым углом зрения для поиска новых элементов, комбинация, связей).

III. Озарение (решение приходит внезапно само собой, элементы мышления фокусируются, организуются, но это подготовлено ранее предшествующими этапами! Но может возникнуть ошибочное решение, поэтому необходимо

IV.! разработка т проверка найденного решения – на сколько реально, в какой степени может выполнить задачу, эффективно ли).

V. Действие.

 

 

Формы мышления

Речевое мышление основывается на формировании понятий.

1. Понятие – это изначальная форма мышления, символическое обобщение, на основе которого обозначается предмет, явление, состояние и т.п., выражение общего, наиболее существенного в предмете или явлении.

Понятия могут быть общими (ученик) и единичными (ученица Маша), конкретные и абстрактные.

Понятие – это категории, которые формируются в сознании благодаря жизнедеятельности, деятельности, обучения.

Чем больше понятий, тем больше знаний, тем глубже понимание.

Необходимо различать процессы формирования понятия и усвоения понятия. Когда мы формируем – мы сравниваем, от чего-то отталкиваемся (исходим из своего опыта). Когда мы усваиваем – мы находим существенное, определили роль, значение, провели классификацию, определи область этого предмета или явления.

Различают простое и сложное понятия.

§ простое – одно главное, характерное свойство.

§ сложное – подразумевается не одно значение, имеется совокупность свойств.

Необходимо отличать понятия в процессе восприятия и в процессе мышления. В процессе восприятия складывается понятие, но в основе – образ, только самое видимое, т.к. этот образ непосредственен. В мышление понятие - обобщённое, часто абстрактное и опосредованное.

 

2. Суждение – это такой мыслительный материал, который позволяет не только усваивать понятия, но и оперировать ими, рассуждая по поводу чего-либо, т.е. это либо утверждение, либо отрицание каких-то связей, отношений.

В суждениях может раскрываться какой-то закон, правило, перечисление фактов, констатация связей. В суждениях выдвигаются предположения.

Суждение – это незаконченная мысль, суждение требует доказательств. Любая гипотеза – яркий пример необходимости проверять и доказывать высказанное суждение. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.

Суждения бывают:

§ общими – это либо утверждение, либо отрицание каких-то связей и отношений относительно всех предметов и явления в рамках какого-то одного понятия (н.р. Все реки имеют течение и текут в одном направлении);

§ частными – это утверждение или отрицание относительно какой-то части предметов и явления в рамках понятия (н.р. Горные реки имеют бурное течение);

§ единичными – это утверждение или отрицание относительно единичного предмета или явления, обозначенного понятием (н.р. Волга – равнинная река).

Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения:

§ истинные, т.е. есть знание об этом предмете (н.р. Москва – столица России);

§ ложные (ошибочные), т.е. выражают незнание (н.р. дважды три - восемь);

§ предположительны, т.е. могут быть истинными и ложными (н.р. Может быть, завтра будет дождь).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 8549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.