Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ


МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Процесс планирования стратегии неразрывно связан с разработкой программ и планов реализации стратегии, с доведением целей и задач до подразделений и отдельных исполнителей, с разработкой систем контроля и оценки персонала. Однако самые обоснованные цели, стратегии и планы развития могут быть сведены на нет, если члены организации не будут стремиться к их реализации, не будут справляться со своими обязанностями и способствовать достижению целей организации и реализации ее миссии. В сущности, реализация стратегии и всех планов органи­зации в первую очередь зависит от заинтересованности персонала, людей, которые выполняют в организации кон­кретные задачи и работы, поэтому путь к эффективному управлению человеком в организации лежит через пони­мание его мотивации.

В современном менеджменте существует несколько подходов к определению понятия мотивации, отличаю­щихся своими акцентами и степенью детализации.

Мотивация:

• совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий;

• совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, зада­ют границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;

• процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации;

• деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в орга­низации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах;

• органическая часть процесса управления, посредс­твом которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом этого поведения являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации.

Основные понятия теории мотивации — это потребнос­ти, мотивы, стимулы и вознаграждение.

Специалисты по психологии говорят, что человек ис­пытывает потребность,когда физиологически или психо­логически ощущает недостаток чего-либо. Потребности человека крайне трудно поддаются изучению, так как их невозможно наблюдать или измерить, о существовании потребностей можно судить лишь по поведению людей. Потребности имеют индивидуальное проявление, т.е. воз­никают и находятся внутри конкретного человека. Потреб­ности имеют огромное влияние на человека, но при этом возникают они как осознанно, так и неосознанно, и далеко не все потребности осознаются индивидом.



Следом за потребностью у человека возникают мотивы. Мотив— это то, что побуждает человека действовать опре­деленным образом. Мотив, так же как и потребность, нахо­дится внутри человека, имеет индивидуальный, персони­фицированный характер и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Но в отличие от потребностей мотивы поддаются осознанию и человек может воздейс­твовать на свои мотивы вплоть до их устранения.

Вызвать действие определенных мотивов способны сти­мулы. Стимулы— это своеобразные рычаги воздействия на человека, которые в значительной мере предопределяют поведение работников в организации. В качестве стимулов

могут выступать различные ресурсы, обещания, предостав­ляемые возможности и многое другое.

Все виды стимулов, используемых в современных ор­ганизациях, можно разделить на две группы:

1) материальные;

2) нематериальные.

Материальные стимулы:

• денежные стимулы (заработная плата, премии, учас­тие в прибылях и т.д.);

• неденежные стимулы (организация рабочих мест, медицинские страховки, предоставление льготных путевок и т.д.).

Чем ниже уровень жизни и социальных притязаний ра­ботников, тем действеннее для них материальные стимулы.

Нематериальные стимулы:

• награда;

• благодарность начальства;

• продвижение по карьерной лестнице;

• принятие участия в управлении;

• приобщение к целям организации;

• развитие творческих навыков и умений;

• приобщение к корпоративной культуре и др.

Особое внимание нематериальным стимулам уделяется в организациях, в которых к человеческим ресурсам отно­сятся не как к издержкам производства, а как к человечес­кому капиталу и источнику конкурентных преимуществ.

Процесс использования различных стимулов для мо­тивирования персонала называется стимулированием.Пра­вильно стимулированный, мотивированный персонал яв­ляется залогом успешной работы организации, реализации ее стратегии и целей.

Стимулы всегда должны носить характер вознагражде­ния, т.е. представлять определенную ценность для конк­ретного работника. Вознаграждениеимеет более широкий смысл, чем просто деньги или то, что можно на них купить. Это все то, что человек считает ценным для себя:

• внутреннее вознаграждение — дает сама работа, чувс­тво удовлетворения от достигнутых результатов;

• внешнее вознаграждение - дается организацией.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ОРГАНИЧЕСКИЕ | РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2251; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.023 сек.