Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Дифференциация продукта. Олигополия и ее характерные признаки. Основные модели олигополии




Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция – случай, когда «много конкуренции и мало монополии», монополистическая власть на рынке относительно невелика.

Основные черты:

· на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

· фирмы производят разнообразную специфическую продукцию;

· потребители могут легко найти товары-заменители и переключиться на них;

· новые фирмы могут достаточно легко войти в данную отрасль;

· монопольная власть таких фирм на рынке незначительна.

Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта,где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т.д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д.

Олигополия рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Основные черты:

· наличие на рынке небольшого числа продавцов,

· вступление фирм в отрасль затруднено в связи с крупными масштабами производства уже существующих фирм;

· фирмы, работающие на этом рынке, выпускают однородную или слабо дифференцированную продукцию;

· взаимозависимость конкурентного поведения фирм.

Число фирм на олигополистических рынках может быть разным, но обычно 5–7.

В зависимости от характера реагирования на действия конкурентов в условиях олигополии могут сформироваться различные модели взаимодействия фирм:

· при сознательно реализуемой фирмами кооперативной стратегии рынок организуется в виде картеля, который характеризуется ограничением рыночного предложения и установлением монопольно-высоких цен;

· в условиях доминирования отдельной фирмы на рынке возникает модель ценового лидерства, при которой фирма-лидер устанавливает цену исходя из спроса на свою продукцию, а остальные фирмы отрасли принимают ее как заданную и действуют как совершенно конкурентные фирмы;

· когда фирмы вступают в сознательное соперничество за объем продаж, отрасль будет дрейфовать к установлению долгосрочного конкурентного равновесия;

· взаимодействие фирм может принять форму модели блокирующего ценообразования, если фирмы стремятся к сохранению сложившегося в отрасли положения путем повышения барьеров проникновения в отрасль, реализуя продукцию по ценам близким к уровню средних долгосрочных издержек;

· когда взаимодействующие фирмы производят стандартизированную продукцию, то они могут строить свою стратегию исходя из заданности объема выпуска конкурентов (модель Курно) или неизменности их цен (модель Бертрана);

· в случае неопределенности рыночных условий и целевых предпочтений фирм, взаимодействие фирм может приводить к нескольким, притом разным, равновесным положениям в зависимости от избранной стратегии поведения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.