Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческие ситуации и проблемы




Проблема — один из основных элементов процесса уп­равления, выявление проблемы и описание проблемной ситуации — первый этап процесса принятия управленчес­ких решений.

Необходимость принятия того или иного управленчес­кого решения возникает при следующих определенных условиях:

1) существует разрыв между желаемым и существую­щим уровнями развития организации, т.е. определенное несоответствие деятельности организации ее целям;

2) разрыв достаточно большой, чтобы быть замечен­ным, а следовательно, заслуживает внимания;

3) лицо, принимающее решение, уверено в возможнос­ти сокращения разрыва;

4) лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв.

Иными словами, необходимость принятия управленче­ского решения возникает при наличии проблемы, под ко­торой понимается несоответствие фактического состояния объекта управления (например, производственной подси­стемы) желаемому или заданному (запланированному).

На промышленных фирмах выявление и определение проблемы, требующей решения, осуществляется, как пра­вило, в следующих случаях:

• эффективность фирмы или подразделения снижает­ся по сравнению с прошлым периодом;

• результаты не соответствуют запланированным це­лям;

• результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию.

Описание проблемной ситуации:

1. Характеристика проблемы:

• сущность и содержание проблемы;

• место и время ее возникновения;

• границы распространения ее воздействия на работу организации.

2. Ситуационные факторы, которые привели к появ­лению проблемы:

• внутренние факторы;

• внешние факторы.

Внутренние факторы в наибольшей мерезависят отса­мого предприятия. К ним относятся:

• стратегия и цели развития;

• состояние портфеля заказов;

• производственные мощности;

• организационная структура;

• организационная культура;

• финансовые и трудовые ресурсы и др.

Эти факторы формируют предприятие как систему, по­этому изменение одного или нескольких факторов влечет за собой изменение свойств системы как целостного об­разования.

Внешние факторы формируют среду, в которой работа­ет организация, и в гораздо меньшей степени поддаются воздействию с ее стороны. Внешняя среда организации, как деловая, так и макросреда, в современных условиях характеризуется высокой степенью сложности, динамич­ности и неопределенности, что существенно затрудняет учет ее факторов при разработке и принятии управлен­ческих решений.

Выявление и описание проблемы — первый шаг на пути ее решения. Но если проблема сложна и охватила боль­шее число подразделений или всю организацию, перед руководителем встает нелегкая задача по диагностированию сложной проблемы. На этом этапе очень важно осознать и установить симптомы затруднений или имеющихся воз­можностей. Наиболее общими симптомами болезни орга­низации являются:

1) низкая производительность;

2) низкое качество;

3) высокие издержки;

4) многочисленные конфликты;

5) высокая текучесть кадров;

6) низкий сбыт;

7) низкая прибыль и т.д.

Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде, при этом необходимо помнить, что обычно несколько симптомов дополняют друг друга, например высокие издержки и низкая прибыль.

Диагностика проблемы во многом зависит от личности руководителя, от его знаний, опыта и компетентности, деловой интуиции и умения видеть проблему, когда она еще находится в стадии зарождения.

Существуют два способа рассмотрения проблемы.

1. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, имеются отклонения от запланиро­ванных показателей. За этим должна последовать реакция руководителя в виде управленческих решений, и такое уп­равление называют реактивным управлением.

2. Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность проблемной ситуации. Например, если руко­водитель ведет активный поиск путей повышения эффек­тивности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, это будет превентивное, упреждающее управление. Превентивное управление способны осуществлять менед­жеры предпринимательского типа.

Для диагностики проблемы необходимо собрать и про­анализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Внешнюю информацию можно собрать, используя данные анализа рынка. Внутреннюю информацию обычно собирают, используя формальные методы, такие, как данные финансовых отчетов, интервьюирование и опросы работников, приглашение консультантов по уп­равлению и т.д. Информацию можно собирать и нефор­мально, ведя частные беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.