ТЕМА 1. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
РАЗДЕЛ 4. Основы организации и деятельности местного самоуправления
План: 1. Местный референдум 2. Муниципальные выборы 3. Иные формы непосредственной демократии.
1. Местный референдум.
Местный референдум - голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Конституция РФ (ст.130) закрепляет референдум в качестве одной из форм местного самоуправления. Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме. (ст32) Основными нормативно правовыми актами федерального уровня, регулирующими вопросы организации и проведения местных референдумов являются: - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 28 августа 1995г., согласно которому "порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации."; - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 19 сентября 1997г с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999г., который определяет основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, определяет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. Местный референдум проводится по вопросам местного значения, - т.е. по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенным к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Решение о проведение местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения местного референдума определяется законом субъекта Российской Федерации и устанавливается уставом муниципального образования. Референдум проходит в соответствии с определенными в законе стадиями. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке. 2. Муниципальные выборы. Муниципальные выборы - форма непосредственного волеизъявления граждан, осуществляющегося периодически, в соответствии с требованиями, определенными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, и имеющего целью определение представителей населения соответствующего муниципального образования, которые в индивидуальном порядке или в составе коллегиального органа власти решают от имени населения вопросы местного значения, а также иным образом осуществляют местное самоуправление Нормативно правовая база муниципальных выборов в Российской Федерации включает в себя федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и нормативно правовые акты муниципальных образований. На уровне Российской Федерации: - устанавливается наличие прав граждан участвовать в муниципальных выборах; - устанавливаются федеральные государственные гарантии осуществления местного самоуправления путем выборов; - устанавливаются ограничения прав граждан на участие в муниципальных выборах. На уровне субъектов Российской Федерации: -определяется порядок проведения муниципальных выборов; - устанавливаются региональные гарантии осуществления местного самоуправления путем выборов; На муниципальном уровне: - определяется структура органов местного самоуправления; - устанавливается перечень выборных лиц и сроки их полномочий; - определяется порядок назначения и устанавливается дата проведения муниципальных выборов; - определяются органы (должностные лица) местного самоуправления, принимающие участие в осуществлении избирательных действий Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, как и другие выборы, проводимые на различных уровнях - сложный многогранный институт, базирующийся на определенных принципах и состоящий из следующих стадий: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, должностным лицом решения о назначении даты выборов); 2) образование избирательных округов; 3) образование избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) составление списков избирателей; 6) выдвижение кандидатов (списка кандидатов); 7) сбор подписей в поддержку кандидатов; 8) регистрация кандидатов; 9) предвыборная агитация; 10) голосование; 11) подсчет голосов и определение итогов голосования и результатов выборов. Опубликование результатов выборов. 3. Иные формы непосредственной демократии. Помимо вышеперечисленных способов реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие: - участие в собраниях, сходах граждан; - участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании и/или их организации; - направление обращений в органы местного самоуправления; - реализация нормотворческой инициативы; - участие в органах территориального общественного самоуправления; - другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Собрания (сходы) граждан являются одной из форм непосредственной демократии, одним из самых доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях или на части территории муниципального образования. Право граждан участвовать в местном самоуправлении путем проведения собраний(сходов) закреплено в Законе РФ "О местном самоуправлении"от 6 июля 1991г., Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"от 28 августа 1995г. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собрания (сходы) граждан могут созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов. В основном, собрания (сходы) обладают следующими полномочиями: принятие положений (уставов ТОС), избрание органов ТОС, досрочное прекращение их полномочий, борьба с нарушениями правопорядка, проведение спортивных, культурных мероприятий, содержание клубов и т.д. В отдельных поселениях уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов РФ, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В этих случаях собрание (сход) граждан считается правомочным, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования. Таким образом, можно выделить несколько разновидностей собраний (сходов) граждан: - собрания (сходы) граждан, наделенные функциями представительных органов местного самоуправления; - собрания (сходы) граждан, проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов; - собрания (сходы), проводимые на части территории муниципального образования; в этом случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что такое факультативный референдум. 2. Какие вопросы не могут быть вынесены на местный референдум и каким нормативно правовым актом это закреплено. 3. Раскройте суть следующих принципов выборов: периодичность, альтернативность, равное избирательное право, гласность. 4. Условия и процедура избрания главы местного самоуправления на сходе граждан. 5. Нужно ли получать разрешение органа местного самоуправление на проведение митинга. ТЕМА 2. Организационно-правовые основы формирования и деятельности выборных представительных органов местного самоуправления. План: 1. Муниципальное избирательное право. 2. Избирательный процесс в муниципальном образовании. 3. Правовой статус выборного представительного органа местного самоуправления.
1. Муниципальное избирательное право. Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным. Выборные представительные органы местного самоуправления формируются на основе муниципального избирательного права. Избирательное право рассматривается в широком и узком смыслах слова. В широком смысле - это объективное право, институт отрасли муниципального права - система норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с формированием органов и должностных лиц местного самоуправления. Источником муниципального избирательного права в РФ является ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", а на уровне субъекта федерации, например, Избирательный Кодекс (Закон) Тюменской области. В узком смысле - это субъективное право конкретного гражданина избирать и быть избранным в представительные органы либо должностным лицом местного самоуправления. Субъективное избирательное право состоит из двух частей - активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право представляет собой право избирать, т.е. передавать реализацию части своих полномочий иным лицам. Пассивное избирательное право представляет собой возможность быть избранным в представительные органы власти, т.е. получить от избирателей полномочия на реализацию принадлежащих им прав от их имени и в их интересах. Существует ряд цензов, ограничивающих обладание активным избирательным правом: - гражданство РФ; - постоянное или преимущественное проживание в муниципальном образовании; - возраст - 18 лет; - дееспособность; - свобода (не нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Для приобретения пассивного права требуется соблюдение дополнительных условий: - возраст - 21 год. В соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ. 2. Избирательный процесс в муниципальном образовании. Стадии избирательного процесса: - назначение даты выборов; - формирование избирательных комиссий; - составление списков избирателей; - формирование избирательных округов и участков; - выдвижение и регистрация кандидатов; - предвыборная агитация; - голосование; - установление результатов выборов; - повторное голосование, повторные и дополнительные выборы; - опубликование итогов голосования; - обжалование нарушений избирательных прав. 3. Правовой статус представительного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления (далее Дума) - это выборный коллегиальный представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, количество и срок полномочий которых определяется в Уставе муниципального образования (например, в соответствии со ст. 39 Устава г. Тюмени городская Дума состоит из 16 депутатов, избираемых на срок 4 года). Глава муниципального образования может входить в состав Думы или даже быть ее председателем. Организационными формами работы Думы являются: - заседания Думы; - работа постоянных и временных депутатских комиссии; - функционирование рабочих групп. Организационно - техническое обеспечение работы Думы осуществляется аппаратом Думы. Срочность, порядок проведения заседаний Думы, правила кворума определяются в Регламенте (см., например, Решение Тюменской городской Думы от 15.04.96 г. № 8 "О регламенте Тюменской городской Думы" в ред. от 23.04.98 г. № 239). Заседания Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседания правомочны, когда на них присутствуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов.
СТРУКТУРА ВЫБОРНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Городская Дума Председатель Думы
Секретарь Думы Заместитель (ли) председателя Аппарат Думы
Руководители постоянных комиссий Руководители временных Постоянные комиссии депутаты комиссий и рабочих групп
Временные комиссии и рабочие группы
Компетенция Думы. 1. Сфера исключительного ведения Думы: а) общеправовые вопросы (принятие Устава, назначение даты выборов, принятие решения о проведении референдума); б) социально - экономические вопросы жизни города (утверждение бюджета, принятие планов и программ социально-экономического развития); в) внутриорганизационные (избрание председателя Думы, формирование депутатских комиссий и рабочих групп); г) контрольные (проверки, истребование соответствующих документов, публичные слушания). 2. Дума может осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уставом и законодательством. Формы реализации компетенции городской Думы. 1) По степени обязательности: - индивидуальные и нормативно - правовые - общеобязательные акты. 2) По форме: - решения и постановления. По содержанию акты Думы должны быть приняты в пределах компетенции. Требованием, предъявляемым к форме, выступает соблюдение правила кворума. При этом наличие кворума, как обязательное условие, выступает последовательно в виде правомочности заседания, а затем - кворума для принятия решения. Правомочность заседания здесь выступает как способность принимать решения, неоспоримые по форме их принятия. Правовые акты Думы могут быть отменены ею самой, а также обжалованы в судебном порядке и опротестованы в порядке прокурорского надзора. Полномочия Думы прекращаются досрочно в случаях: - самороспуска; - невозможности в течение шести месяцев созыва заседания Думы из-за неявки необходимого для кворума числа депутатов; - решения органов государственной власти в порядке, установленном законодательством.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что такое муниципальное избирательное право? 2. Каковы особенности избирательных цензов в муниципальном избирательном праве? 3. Назовите этапы избирательного процесса в муниципальном образовании. 4. Каковы элементы правового статуса выборного представительного органа местного самоуправления? 5. Определите структуру городской Думы. 6. Расскажите о компетенции городской Думы.
План: 1. Понятие правового статуса депутата. 2. Элементы правового статуса депутата.
1. Понятие правового статуса депутата. Правовой статус депутата - это его положение в общественных отношениях, урегулированное нормами права. Правовой статус депутата представительного орган местного самоуправления (далее - депутата Думы) в общих чертах регулируется ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Более подробная регламентация депутатской деятельности отнесена к юрисдикции субъектов федерации. В частности, в Тюменской области действует Закон Тюменской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Тюменской области" и Закон Тюменской области "О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области". 2. Элементы правового статуса депутата. Правовой статус депутата Думы состоит из следующих элементов: 1) формирование - избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (см. предыдущую лекцию). 2) компетенция: а) права депутата - внутриорганизационные (избирать и быть избранным в комиссии представительного органа местного самоуправления; предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления; вносить на рассмотрение проекты решений представительного органа местного самоуправления); - работа с избирателями (вести прием граждан своего избирательного округа; проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями; участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального самоуправления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям); - контрольные (участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительным органом местного самоуправления; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении). б) формы депутатской деятельности: - участие в заседаниях Думы; - участие в работе комиссий и рабочих групп; - нормотворческая инициатива; - обращение с депутатским запросом; - работа с избирателями. 3) ограничения: - не могут быть депутатами иных государственных или муниципальных органов; - не могут состоять на государственной или муниципальной службе; - депутаты, работающие на постоянной оплачиваемой основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 4) гарантии: - неприкосновенность на территории муниципального образования (депутатский иммунитет); - освобождение от военной службы и военных сборов на срок его полномочий; - трудовые гарантии (сохранение общего и непрерывного трудового стажа, предоставление прежнего места работы по окончанию срока полномочий); - гарантии при досрочном прекращении полномочий; - освобождение от выполнения производственных обязанностей по основному месту работы на время осуществления депутатской деятельности. 5) ответственность - отзыв избирателями в результате утраты доверия в случае: - невыполнения своих обязанностей; - нарушения нормативно-правовых актов РФ, Тюменской области, муниципального образования; - совершения действий, порочащих статус выборного лица; - нетрудоспособности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Определите понятие правового статуса депутата. 2. Назовите источники правового регулирования статуса депутата. 3. Назовите элементы правового статуса депутата. 4. Каковы права и обязанности депутата? 5. Каковы гарантии деятельности и ответственность депутата?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление