Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления




ТЕМА 1. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления

РАЗДЕЛ 4. Основы организации и деятельности местного самоуправления

План:
1. Местный референдум
2. Муниципальные выборы
3. Иные формы непосредственной демократии.

 

1. Местный референдум.

Местный референдум - голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Конституция РФ (ст.130) закрепляет референдум в качестве одной из форм местного самоуправления. Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме. (ст32)
Основными нормативно правовыми актами федерального уровня, регулирующими вопросы организации и проведения местных референдумов являются:
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 28 августа 1995г., согласно которому "порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.";
- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 19 сентября 1997г с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999г., который определяет основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, определяет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум.
Местный референдум проводится по вопросам местного значения, - т.е. по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенным к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Решение о проведение местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Порядок назначения и проведения местного референдума определяется законом субъекта Российской Федерации и устанавливается уставом муниципального образования.
Референдум проходит в соответствии с определенными в законе стадиями.
Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке.
2. Муниципальные выборы.
Муниципальные выборы - форма непосредственного волеизъявления граждан, осуществляющегося периодически, в соответствии с требованиями, определенными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, и имеющего целью определение представителей населения соответствующего муниципального образования, которые в индивидуальном порядке или в составе коллегиального органа власти решают от имени населения вопросы местного значения, а также иным образом осуществляют местное самоуправление
Нормативно правовая база муниципальных выборов в Российской Федерации включает в себя федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и нормативно правовые акты муниципальных образований.
На уровне Российской Федерации:
- устанавливается наличие прав граждан участвовать в муниципальных выборах;
- устанавливаются федеральные государственные гарантии осуществления местного самоуправления путем выборов;
- устанавливаются ограничения прав граждан на участие в муниципальных выборах.
На уровне субъектов Российской Федерации:
-определяется порядок проведения муниципальных выборов;
- устанавливаются региональные гарантии осуществления местного самоуправления путем выборов;
На муниципальном уровне:
- определяется структура органов местного самоуправления;
- устанавливается перечень выборных лиц и сроки их полномочий;
- определяется порядок назначения и устанавливается дата проведения муниципальных выборов;
- определяются органы (должностные лица) местного самоуправления, принимающие участие в осуществлении избирательных действий
Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, как и другие выборы,
проводимые на различных уровнях - сложный многогранный институт,
базирующийся на определенных принципах и состоящий из следующих стадий:
1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
2) образование избирательных округов;
3) образование избирательных участков;
4) образование избирательных комиссий;
5) составление списков избирателей;
6) выдвижение кандидатов (списка кандидатов);
7) сбор подписей в поддержку кандидатов;
8) регистрация кандидатов;
9) предвыборная агитация;
10) голосование;
11) подсчет голосов и определение итогов голосования и результатов выборов. Опубликование результатов выборов.
3. Иные формы непосредственной демократии.
Помимо вышеперечисленных способов реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие:
- участие в собраниях, сходах граждан;
- участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании и/или их организации;
- направление обращений в органы местного самоуправления;
- реализация нормотворческой инициативы;
- участие в органах территориального общественного самоуправления;
- другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Собрания (сходы) граждан являются одной из форм непосредственной демократии, одним из самых доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях или на части территории муниципального образования. Право граждан участвовать в местном самоуправлении путем проведения собраний(сходов) закреплено в Законе РФ "О местном самоуправлении"от 6 июля 1991г., Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"от 28 августа 1995г.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собрания (сходы) граждан могут созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов.
В основном, собрания (сходы) обладают следующими полномочиями: принятие положений (уставов ТОС), избрание органов ТОС, досрочное прекращение их полномочий, борьба с нарушениями правопорядка, проведение спортивных, культурных мероприятий, содержание клубов и т.д.
В отдельных поселениях уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов РФ, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В этих случаях собрание (сход) граждан считается правомочным, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования.
Таким образом, можно выделить несколько разновидностей собраний (сходов) граждан:
- собрания (сходы) граждан, наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;
- собрания (сходы) граждан, проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;
- собрания (сходы), проводимые на части территории муниципального образования; в этом случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Что такое факультативный референдум.
2. Какие вопросы не могут быть вынесены на местный референдум и каким нормативно правовым актом это закреплено.
3. Раскройте суть следующих принципов выборов: периодичность, альтернативность, равное избирательное право, гласность.
4. Условия и процедура избрания главы местного самоуправления на сходе граждан.
5. Нужно ли получать разрешение органа местного самоуправление на проведение митинга.
ТЕМА 2. Организационно-правовые основы формирования и деятельности выборных представительных органов местного самоуправления.
План:
1. Муниципальное избирательное право.
2. Избирательный процесс в муниципальном образовании.
3. Правовой статус выборного представительного органа местного самоуправления.

1. Муниципальное избирательное право.
Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным. Выборные представительные органы местного самоуправления формируются на основе муниципального избирательного права.
Избирательное право рассматривается в широком и узком смыслах слова. В широком смысле - это объективное право, институт отрасли муниципального права - система норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с формированием органов и должностных лиц местного самоуправления. Источником муниципального избирательного права в РФ является ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", а на уровне субъекта федерации, например, Избирательный Кодекс (Закон) Тюменской области.
В узком смысле - это субъективное право конкретного гражданина избирать и быть избранным в представительные органы либо должностным лицом местного самоуправления.
Субъективное избирательное право состоит из двух частей - активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право представляет собой право избирать, т.е. передавать реализацию части своих полномочий иным лицам. Пассивное избирательное право представляет собой возможность быть избранным в представительные органы власти, т.е. получить от избирателей полномочия на реализацию принадлежащих им прав от их имени и в их интересах.
Существует ряд цензов, ограничивающих обладание активным избирательным правом:
- гражданство РФ;
- постоянное или преимущественное проживание в муниципальном образовании;
- возраст - 18 лет;
- дееспособность;
- свобода (не нахождение в местах лишения свободы по приговору суда).
Для приобретения пассивного права требуется соблюдение дополнительных условий:
- возраст - 21 год.
В соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
2. Избирательный процесс в муниципальном образовании.
Стадии избирательного процесса:
- назначение даты выборов;
- формирование избирательных комиссий;
- составление списков избирателей;
- формирование избирательных округов и участков;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- предвыборная агитация;
- голосование;
- установление результатов выборов;
- повторное голосование, повторные и дополнительные выборы;
- опубликование итогов голосования;
- обжалование нарушений избирательных прав.
3. Правовой статус представительного органа местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления (далее Дума) - это выборный коллегиальный представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, количество и срок полномочий которых определяется в Уставе муниципального образования (например, в соответствии со ст. 39 Устава г. Тюмени городская Дума состоит из 16 депутатов, избираемых на срок 4 года). Глава муниципального образования может входить в состав Думы или даже быть ее председателем.
Организационными формами работы Думы являются:
- заседания Думы;
- работа постоянных и временных депутатских комиссии;
- функционирование рабочих групп.
Организационно - техническое обеспечение работы Думы осуществляется аппаратом Думы.
Срочность, порядок проведения заседаний Думы, правила кворума определяются в Регламенте (см., например, Решение Тюменской городской Думы от 15.04.96 г. № 8 "О регламенте Тюменской городской Думы" в ред. от 23.04.98 г. № 239).
Заседания Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседания правомочны, когда на них присутствуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов.

СТРУКТУРА ВЫБОРНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городская Дума
Председатель Думы

Секретарь Думы
Заместитель (ли) председателя Аппарат Думы

Руководители постоянных комиссий
Руководители временных Постоянные комиссии депутаты
комиссий и рабочих групп

Временные комиссии и рабочие группы

Компетенция Думы.
1. Сфера исключительного ведения Думы:
а) общеправовые вопросы (принятие Устава, назначение даты выборов, принятие решения о проведении референдума);
б) социально - экономические вопросы жизни города (утверждение бюджета, принятие планов и программ социально-экономического развития);
в) внутриорганизационные (избрание председателя Думы, формирование депутатских комиссий и рабочих групп);
г) контрольные (проверки, истребование соответствующих документов, публичные слушания).
2. Дума может осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уставом и законодательством.
Формы реализации компетенции городской Думы.
1) По степени обязательности:
- индивидуальные и нормативно - правовые - общеобязательные акты.
2) По форме:
- решения и постановления.
По содержанию акты Думы должны быть приняты в пределах компетенции. Требованием, предъявляемым к форме, выступает соблюдение правила кворума. При этом наличие кворума, как обязательное условие, выступает последовательно в виде правомочности заседания, а затем - кворума для принятия решения. Правомочность заседания здесь выступает как способность принимать решения, неоспоримые по форме их принятия.
Правовые акты Думы могут быть отменены ею самой, а также обжалованы в судебном порядке и опротестованы в порядке прокурорского надзора.
Полномочия Думы прекращаются досрочно в случаях:
- самороспуска;
- невозможности в течение шести месяцев созыва заседания Думы из-за неявки необходимого для кворума числа депутатов;
- решения органов государственной власти в порядке, установленном законодательством.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Что такое муниципальное избирательное право?
2. Каковы особенности избирательных цензов в муниципальном избирательном праве?
3. Назовите этапы избирательного процесса в муниципальном образовании.
4. Каковы элементы правового статуса выборного представительного органа местного самоуправления?
5. Определите структуру городской Думы.
6. Расскажите о компетенции городской Думы.

План:
1. Понятие правового статуса депутата.
2. Элементы правового статуса депутата.

1. Понятие правового статуса депутата.
Правовой статус депутата - это его положение в общественных отношениях, урегулированное нормами права.
Правовой статус депутата представительного орган местного самоуправления (далее - депутата Думы) в общих чертах регулируется ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Более подробная регламентация депутатской деятельности отнесена к юрисдикции субъектов федерации. В частности, в Тюменской области действует Закон Тюменской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Тюменской области" и Закон Тюменской области "О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области".
2. Элементы правового статуса депутата.
Правовой статус депутата Думы состоит из следующих элементов:
1) формирование - избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (см. предыдущую лекцию).
2) компетенция:
а) права депутата
- внутриорганизационные (избирать и быть избранным в комиссии представительного органа местного самоуправления; предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления; вносить на рассмотрение проекты решений представительного органа местного самоуправления);
- работа с избирателями (вести прием граждан своего избирательного округа; проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями; участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального самоуправления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям);
- контрольные (участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительным органом местного самоуправления; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении).
б) формы депутатской деятельности:
- участие в заседаниях Думы;
- участие в работе комиссий и рабочих групп;
- нормотворческая инициатива;
- обращение с депутатским запросом;
- работа с избирателями.
3) ограничения:
- не могут быть депутатами иных государственных или муниципальных органов;
- не могут состоять на государственной или муниципальной службе;
- депутаты, работающие на постоянной оплачиваемой основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
4) гарантии:
- неприкосновенность на территории муниципального образования (депутатский иммунитет);
- освобождение от военной службы и военных сборов на срок его полномочий;
- трудовые гарантии (сохранение общего и непрерывного трудового стажа, предоставление прежнего места работы по окончанию срока полномочий);
- гарантии при досрочном прекращении полномочий;
- освобождение от выполнения производственных обязанностей по основному месту работы на время осуществления депутатской деятельности.
5) ответственность - отзыв избирателями в результате утраты доверия в случае:
- невыполнения своих обязанностей;
- нарушения нормативно-правовых актов РФ, Тюменской области, муниципального образования;
- совершения действий, порочащих статус выборного лица;
- нетрудоспособности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие правового статуса депутата.
2. Назовите источники правового регулирования статуса депутата.
3. Назовите элементы правового статуса депутата.
4. Каковы права и обязанности депутата?
5. Каковы гарантии деятельности и ответственность депутата?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.