Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды анкетирования

Прессовое

анкетирование

 

– вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Отечественная практика проведения конкретных социологических исследований показывает, что процент возврата анкет при таком опросе не превышает 5%.

 

Почтовое

анкетирование

 

– распространение анкет путем почтовой рассылки. Список респондентов – это или список всей генеральной совокупности, или список выборочной совокупности. Недостатками являются низкий процент возврата анкет и искажение выборочной совокупности, что влияет на достоверность полученной информации.

Раздаточное

анкетирование

 

– наиболее распространенный вид анкетирования, при котором респондент получает анкету непосредственно из рук социолога-анкетера. Этот вид анкетирования является наиболее надежным, почти полный возврат анкет.

 

Интервью

Интервью (в переводе с английского – «беседа с глазу на глаз») – особый вид исследовательского общения.

Интервьюирование- это форма очного устного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Специфика интервьюирования заключается в том, что:

осуществляется непосредственный контакт в ходе общения респондента с интервьюером;

интервьюер в ходе интервью не теряет контроль над процессом опроса и может в любой момент повернуть ход интервью так, чтобы и опрашиваемый мог легче ориентироваться в интересующем исследователя вопросе, и в то же время не отступить от цели и задач исследования;

интервью – это эмоциональный процесс общения, значительно больше психологизированный, чем анкетный опрос. Психологическое влияние интервьюера (его внешний вид, стиль беседы, профессионализм) значительно сильнее, чем у анкетера при коллективном (групповом) опросе;

интервью оправдывает себя при работе с небольшими группами респондентов (эксперты, фокус-группы и т.п.) либо индивидуально;

интервью позволяет избежать влияния третьих лиц на отвечающих;

степень анонимности при интервью иная, чем при анкетном опросе. Интервью не может полностью сохранить респондента анонимным. По сущности интервью – метод персонифицированного опроса.

Основными компонентами интервью:

Интервьюер

 

– исследователь, который задает вопросы, предусмотренные целями и задачами исследования, организует и направляет всю ситуацию опроса с каждым отдельным респондентом и фиксирует

Вопросник

интервьюера

 

– документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них.

 

Респондент

лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Продолжительность интервью – это длительность беседы, обеспечивающая наиболее полное раскрытие темы и достоверность ответов. Продолжительность интервью заложена в вопроснике и зависит от темы исследования, количества вопросов, глубины рассмотрения темы, социально-демографических характеристик будущих респондентов, физиологических возможностей активного восприятия интервьюера. Социологическая практика показывает, что интервью может длиться от 10 минут до 1,5 часов. Но встречаются случаи, когда интервью длится 8 часов и более.

 

Недостатки интервьюирования:

его малая оперативность;

существенные материальные и временны е затраты;

необходимость большого числа подготовленных интервьюеров;

невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов;

поиск психологического контакта с каждым респондентом;

решение проблемы анонимности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По способу общения между исследователем и респондентом | Виды интервью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.