Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили взаимодействия

Важным качеством для умения идентифицировать себя с дру­гим человеком является эмпатия. Эмпатия — способность эмоцио­нально воспринять другого человека, проникнуть в его внутрен­ний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами.

Идентификация»,буквально обозначающий отожде­ствление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека яв­ляется уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный спо­соб, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партне­ра строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким об­разом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Типы восприятия людьми друг друга.

Механизмы восприятия одного человека, другим.

Перцепция- Общение связано не только с передачей информации, но и с восприятием одного человека другим. Такая обязательная часть об­щения называется перцепцией. То, как мы воспринимаем наших со­беседников, оказывает значительное влияние на процесс общения.

В процессе перцепции можно выделить идентификацию и реф­лексию.

Идентификация — мысленный процесс уподобления себя парт­неру по общению с целью понять его мысли и представления. В самом деле, для того чтобы понять человека, проще всего поста­вить себя на его место и подумать о том, как бы мы сами повели себя в определенной ситуации и в определенных условиях.

Важным качеством для умения идентифицировать себя с дру­гим человеком является эмпатия.

Эмпатия — способность эмоцио­нально воспринять другого человека, проникнуть в его внутрен­ний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами.

Рефлексия — осмысление человеком того, как он воспринима­ется партнером по общению. Рефлексия является еще более слож­ным процессом, ведь помимо того, что мы думаем о себе сами, мы должны понимать и то, как нас воспринимают другие люди. Для этого, безусловно, требуется как адекватная самооценка, так и знание психологии других людей.

1 Идентификация — мысленный процесс уподобления себя парт­неру по общению с целью понять его мысли и представления. В самом деле, для того чтобы понять человека, проще всего поста­вить себя на его место и подумать о том, как бы мы сами повели себя в определенной ситуации и в определенных условиях.

2Описательно эмпатия также определяется как особый способ пони­мания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоцио­нально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит понима­нию в строгом смысле этого слова. Эмпатия есть аффективное «понима­ние, и эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

 

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Однако отождествлять себя с кем-то, это значит строить свое поведение так, как строит его этот «другой». Про­явление же эмпатии означает, что человек принимает во внимание ли­нию поведения другого человека (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.

Однако субъекту общения важно не только понять другого челове­ка, идентифицировать себя с ним, но и принять во внимание, как инди­вид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Тогда в действие вступает процесс рефлексии.

3 Рефлексия — осмысление человеком того, как он воспринима­ется партнером по общению. Рефлексия является еще более слож­ным процессом, ведь помимо того, что мы думаем о себе сами, мы должны понимать и то, как нас воспринимают другие люди. Для этого, безусловно, требуется как адекватная самооценка, так и знание психологии других людей.

 

3 Рефлексияэто осознание субъектом того, как он сам вос­принимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеоб­разный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубо­кое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого явля­ется воспроизведение внутреннего мира партнера но взаимодействию, причем и этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первоисследователя».

К механизмам восприятия людьми друг друга относят также кау­зальную атрибуцию, стереотипизацию и «эффект ореола».

4 Стереотипизацияклассификация форм поведения и интер­претация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесе­ния к уже известным или кажущимся известными явлениями, т. е. от­вечающим социальным стереотипам.

Стереотип здесь — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного воспри­ятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кино­фильмов и т. п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом эти знания могут быть ошибочными, и наряду с правильными заключения­ми могут оказаться глубоко неверные. Между тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия сплошь и рядом используются как якобы выверенные эталоны понимания других лю­дей.

5 Каузальная атрибуция (от лат. саиза — причина и аЫЪийо
наделяю) — это причинное объяснение поступков другого человека пу­
тем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов.
Ситуа­
ция, характерная для возникновения каузальной атрибуции или при­
чинной интерпретации, — это отсутствие достоверной информации
о человеке, что вынуждает субъекта приписывать другим причины их
действий и поступков. Каузальная атрибуция осуществляется чаще все­
го неосознанно и существенно влияет на поведение наблюдателя.

Характер каузальной атрибуции зависит от различных условий, хо­рошо изученных психологией. Так, например, при восприятии незнако­мого человека большую роль играет та изначальная информация, кото­рую получил субъект восприятия. Был проведен психологический экс­перимент, где двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор аттестовал его как видного ученого, во втором — как преступника. Студентам предлага­лось дать его характеристику исходя из особенностей его наружности. Первая группа испытуемых (вариант информации «видный ученый») сообщала, что сфотографирован человек, напряженно работающий, добрый, отзывчивый, умный. Вторая группа (вариант «преступник») утверждала, что перед ними портрет жесткого, решительного и ковар­ного человека.

Очевидно, что полученная информация жестко ориентировала про­цесс восприятия, подгоняя оценку облика человека к стереотипам обра­за ученого или преступника.

6 Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее бла­гоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта
к положительным оценкам тех качеств, которые не даны в восприя­
тии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает
соответственно отрицательные оценки. Эффект ореола может, на­
пример,
возникнуть в учебной среде. Иногда педагоги формируют не­
успешность учащегося за счет своего отношения к нему как заведомо
неуспевающему, или неопрятно одетому, или непослушному. Возника­
ет предвзятость, проявляется субъективизм, а дальше предпринимают­
ся определенные действия для того, чтобы оправдать правомерность
этой позиции.

Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных — тем, к кому он не расположен, является одним из типичных случаев «эффекта ореола». Так, в условиях эксперимента фиксировались оценки, которые давали педагоги незнакомым им детям за выполненное учебное задание. Зара­нее выявлялось, кто из детей кажется им более привлекательным, а кто менее. Выяснилось, что даже в том случае, когда «привлекательные» дети (по сговору с экспериментатором) делали больше ошибок, чем «непривлекательные», первые оценивались выше и им приписывали положительные качества, тогда как «непривлекательные» наделялись отрицательными свойствами.

Чаше всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Однако этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему. Та­ким образом, недопустимое с педагогической точки зрения культивиро­вание некоторыми учителями «любимчиков» в классе заведомо ведет к субъективным искажениям оценки учащихся и ошибочному восприя­тию их личностных качеств.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каж­дой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на ос­нове действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают четыре основных стиля действий: ритуаль­ный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

1 Ритуальный стиль действий. На примере использования ри­туального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культу­рой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по суще­ству», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше.

2 Императивный стиль — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к опре­деленным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влия­ния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где дос­таточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник — подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.

3 Манипулятивный стиль — это форма межличностного взаимо­действия, при которой влияние на партнера по общению с целью дости­жения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем мани­пуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако че­ловек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипу­ляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, пе­реходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых от­ношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и ис­пользование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

4. Гуманистический стиль взаимодействия. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Такие отношения носят название диалогического общения. Диалогическое общение в рамках гуманистического стиля — это равноправное субъ­ект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубоко­го взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуа­ция и стиль действий, также способствует более тщательному психоло­гическому анализу этой стороны общения, делая определенную попыт­ку связать ее с содержанием деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перцептивная сторона общения | Что такое гражданское общество?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.