Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная сторона общения

Интерактивная сторона общения— это условный термин, обо­значающий характеристику тех компонентов общения, которые свя­заны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонима­ние реализуется в новых совместных попытках развить далее деятель­ность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой де­ятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организа­цию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуля­ция действий одного индивида «планами, созревшими в голове друго­го», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Та­ким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения рас­крывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сто­рона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и органи­зацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельности.

 

 

Перцептивный аспект общения — это восприя­тие, понимание и оценка человека человеком.

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие.

Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследова­тели, в частности в социальной психологии, придали понятию несколь­ко иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс вос­приятия так называемых социальных объектов, под которыми подра­зумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в литературе.

 

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

В проблематике общения идентификация — это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия — это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью понять переживания и чувства познаваемого человека.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов обще­ния, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

 

 

Психология межличностного взаимодействия определя­йся социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологи­ческой рефлексии. Межличностное взаимодействие обуслов­лено психологическими механизмами социальной перцеп­ции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция— социальная обусловленность вос­приятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д.

Каузальная атрибуция — субъективное объяснение при­чин и мотивов поведения других людей, субъективная интер­претация их личностных качеств.

Аттитюды — это устойчивые установки людей в отно­шении друг к другу.

Воспринимаемый социальный объект включается в смыс­ловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовмести­мости — отрицательные установки.

Воспринимаемый социальный объект стремится создать определенное впечатление, формирует свой определенный образ — имидж, отражающий социальные ожидания опреде­ленных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодей­ствия.

Воздействуя на партнера по общению, люди, как прави­ло, стремятся создать впечатление, благоприятное для дос­тижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по об­щению.

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его националь­ной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди дела­ют выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.

Эффект ореола — общее оценочное впечатление о че­ловеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.

Эффект положительного ореола — если первое впсчатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков.

Эффект отрицательного ореола — если первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявления ми в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция.

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Существенный коммуникативный фактор общения — использование невербальных (паралингвистических) средств общения | Стили взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.