КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чистый разум — это способность к теоретическому, т. е. научному, мышлению
Совершенного в теории познания И. Кантом Сущность революционного переворота, Г.В.Ф. Гегель Иммануил Кант. Начала XX веков Тема №5 Философия XVIII – П л а н: 3. Немецкий материализм и диалектика: Л.Фейербах и К.Маркс. ^ 1. И.КАНТ Философия Иммануила Канта (1724-1804) открывает собой одну из самых влиятельных традиций в европейской философии конца XVIII — начала XIX в. Фигура Канта вполне может служить своеобразным масштабом времени: историю мысли можно разделить на два этапа —- до Канта и после Канта. В значительной мере можно сказать, что тот уровень познания, который был достигнут Кантом в конце XVIII в., современная наука освоила лишь в середине XX в.
Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума. Это заставило Канта обратиться к методологии познания мира, создав философию критической направленности. По его мнению, критическая философия должна раскрыть механизм заблуждения разума, объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство человека, его отношение к миру.
И. Кант пытался уяснить возможности и границы познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является «чистый разум». Этим он отличен от практического разума — способности человека строить свои отношения с другими людьми. Согласно Канту, как теоретический, так и практический разум, имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно. В этом состояло великое открытие И. Канта — он показал, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других процессов. Гносеология может быть построена как точная наука. Кант выделяет три формы, или три главные способности, познания: - чувственность, - рассудок, - разум. Однако они интересуют мыслителя лишь постольку, поскольку участвуют в производстве знания особого типа — знания всеобщего и необходимого. Это то самое знание, которое со времени Декарта только и может считаться подлинно научным.Такое знание выражается через суждения определенного типа. Согласно Канту — это «априорные (доопытные) синтетические суждения».
Их отличают две характеристики: 1. они не вытекают из опыта; 2. в них полагается нечто новое. В аналитических суждениях истина имеет всеобщий характер. По Канту, вещь сама по себе непознаваема, т. е. она не может быть представлена в сознании в полном объеме. Мы познаем явления (феномены), а не сущность (ноумены). Феноменальное знание есть знание научное, логичное, теоретическое. Это знание не обо всех, но только о самых существенных чертах, об общих закономерностях. Дальше этого наука идти не в состоянии. Вещи сами по себе остаются вне пределов ее досягаемости. Мир в целом не познается средствами науки. Кант утверждает автономию нравственности от религии. Построить этику но образцу науки — значит создать учение об универсальной человеческой нравственности. Научная этика сходна с математикой и естествознанием в главном — ее истины должны быть необходимыми и всеобщими. А значит, они должны опираться на естественный свет человеческого разума, как на него опирается наука. Условных императивов (повелений) может быть бесконечное множество. Однако есть и императив безусловный — правило, одинаково обязательное для всех людей. Категорический императив (повеление) выражает понятие безусловного и всеобщего долженствования.
Он столь же естественен, как закон природы, он может быть одинаково воспринят всеми людьми. Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Кантовский категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. С этой точки зрения человек не может быть принесен в жертву ни «общему благу», ни светлому будущему. Высшим мерилом отношений между людьми с позиции категорического императива является не чистая полезность, а значимость личности. Единственное и достаточное его основание: Человек - разумное существо. ^
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |