КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль и значение информационных технологий
Успешность ведения бизнеса определяется квалификацией руководителя, знанием запросов потребителей и пониманием ситуации на рынке (информацией). Современное российское законодательство распространило понятие частной собственности на информацию, а самой информации придало юридический статус объекта гражданских прав. В современный информационный век для предприятия решающее значение имеет формирование инновационного направления в производстве и нового рынка, только в этом случае оно может рассчитывать на приемлемый уровень издержек производства и снижение степени риска при выходе на рынок. Современный бизнес основывается на информационной поддержке со стороны государства, которое строит информационную инфраструктуру бизнеса в виде традиционной и автоматизированной информационных систем. Государство законодательно объявило информационные ресурсы России национальным достоянием, подлежащим защите наряду с другими ресурсами. Организационно-информационные ресурсы функционируют в составе Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и Государственной автоматизированной системы научно-технической информации (ГАСНТИ). В составе информационных ресурсов концентрируются значительные потоки отечественной и зарубежной информации, которая в обработанном и удобном виде доступна бизнесу. Образовательный и научный потенциал общества – единственная реальная возможность для генерации актуальных и коммерчески значимых знаний. В аграрном обществе главными ресурсами были земля и низкоквалифицированная рабочая сила. В индустриальном обществе главенствовала капиталоемкая технология переработки природных ресурсов и высококвалифицированная рабочая сила. Индустриальная цивилизация создала гигантские вещественно-энергетические потоки, которые недостаточно рационально использовались в экономике. Переход общества к постиндустриальной эпохе и наукоемким технологиям вводит в оборот информационные ресурсы и повышает требования к квалификации специалистов. Интенсивное использование информации позволяет значительно снизить материалоемкость и энергоемкость продукции и рационально распоряжаться всеми видами ресурсов. Знания, организованные в систему, повышают профессиональную компетентность руководителя и позволяют рационально достичь цели и эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров или услуг. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами, поскольку наряду с эмпирическим знанием и повседневным опытом в экономическую деятельность вовлекается систематизированное теоретическое знание, которое становится производительной силой (например, знание, заложенное в управляющие программы роботов). Предприятие представляет собой информационный центр, в который сходятся два потока информации: · внешние потоки информации (макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов за пределами предприятия (реальные и потенциальные клиенты и конкуренты) и отношения, складывающиеся между ними и предприятием; · внутренние потоки информации – отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве. Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов. От организации информационных потоков, от качества информации в существенной степени зависит производительность работы предприятия. Информация позволяет: устанавливать стратегические цели и задачи предприятия, использовать открывающиеся возможности, принимать обоснованные и своевременные управляющие решения и координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей. На предприятии проводится работа по выявлению проблем и определению информационных потребностей, отбору источников информации, сбору, обработке, анализу и оценке полноты и значимости информации, разработке и оценке прогнозов и альтернатив поведения предприятия, выбору стратегии и принятию управляющих решений для реализации стратегических планов. Характерной чертой современного бизнеса является его информационное обогащение. Суть экономической деятельности заключается в комбинированном эффективном применении ресурсов под будущие результаты, что сопряжено с неопределенностью и риском, которые преодолеваются знанием ситуации и определением тенденции происходящих изменений деловой среды. Выигрывает тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и использует информацию. Руководитель ведет систематический поиск информации и создает персональную базу знаний. Оценив сильные и слабые стороны, выявив возможности и опасности, руководитель выбирает цель и неуклонно движется к ней, уточняя и корректируя отклонения от цели, решая при этом главную задачу – производство и передачу на рынок новых высококачественных товаров и услуг. Особое значение в деловой среде имеют семь наиболее важных областей изменений, за которыми руководитель ведет мониторинг (наблюдение и анализ) на предмет выявления решений и идей. Изменения в пределах предприятия и отрасли: неожиданные события (успех, провал), несоответствие с реально происходящими событиями, насущная потребность, негативные симптомы, внешнее давление не предприятие (вследствие внезапных изменений в отрасли). Изменения во внешней среде: демографические изменения, культурные изменения (вызывающие трансформации восприятия, настроений и ценностей жизни), научно-информационные изменения, связанные с расширением границ и результатов познания мира. В настоящее время создан, совершенствуется и развивается сложнейший комплекс: распределенная совокупность различных по мощности и комплектации компьютеров, информационных устройств, систем, линий связи между ними и систем коммуникации. Благодаря чему любое событие или информация, предназначенная для широкого использования, практически мгновенно становятся известными. Информация передается в реальном масштабе времени, записывается в память комплекса и может быть найдена в любое время. Человечество создало техническую основу для объединения в планетарном масштабе знаний и информации. Единая планетарная информационная система позволяет руководителю отобрать информацию, соответствующую поставленной цели. Современная информационная технология использует электронные способы наполнения, хранения и распространения информации посредством информационно-коммуникационных общественных сетей, что снижает трудоемкость процессов использования информационных ресурсов, повышает их надежность и оперативность. В современной экономике предприятие понимается как совокупность информационных, человеческих и технологических ресурсов и методов их взаимодействия, организованных для достижения стратегических целей. В автоматизированной информационной технологии предприятия все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме – в виде данных. Это позволяет рассматривать, например, процесс принятия решения как информационную технологию получения, осмысления и преобразования данных. Автоматизированные информационные технологии позволяют манипулировать укрупненными данными, чтобы скорректировать стратегическую линию, обрабатывать детальную первичную информацию для решения тактических вопросов, передавать сообщения и анализировать данные для оперативного анализа результатов за счет использования различных научных подходов. Автоматизированные информационные технологии отражают действительное состояние организации, полнее объясняют факты, обеспечивают условия возможной взаимозаменяемости ресурсов, вырабатывают достаточно надежные альтернативные варианты решений, позволяют принимать обоснованные управленческие решения. В современных условиях для управления предприятием необходимо: · вести мониторинг производственного процесса и обеспечивающих производство процессов; · иметь быстрый доступ к архивам документов, проектной и технической документации, технологическим картам производственных процессов; · получать информацию о загрузке рабочих мест, перемещении материалов по участкам производства, расходе рабочего времени; · проводить непрерывную инвентаризацию, регистрировать изменение запасов материалов, готовой продукции, незавершенного производства, детально классифицировать затраты. Для решения этих сложных комплексных задач, автоматизированные информационные технологии должны предоставлять совокупность эффективных методов обработки информации в виде разнообразных пакетов прикладных программ. Современный менеджмент немыслим без оперативного информационного обеспечения, построенного на базе комплексных автоматизированных систем. Современный комплекс информационных технологий охватывает все типовые разделы менеджмента: исследовательский маркетинг, маркетинг продаж, бизнес-планирование, финансы, экономику, управленческий учет, структуру и логистику. Во многих российских компаниях используются информационно-технологические системы, с помощью которых менеджеры осуществляют текущее руководство различными сферами бизнеса: планированием ресурсов (ERP), организацией снабжения (SCM) и сбыта (SFA), взаимодействием с клиентами (CRM), регулированием потребительского спроса (CDM) и т. д. Наибольший эффект от внедрения программного продукта достигается тогда, когда он автоматизирует технологию не только одного конкретного бизнес-процесса, но и охватывает в комплексе большинство деловых потоков организации. В этом случае: – исключается повторный ввод информации, что существенно уменьшает трудозатраты и практически сводит к нулю количество ошибок при работе; – достигается высокая оперативность информационной технологии за счет отсутствия пауз, связанных с переносом информации; – организуется единое информационное пространство, что позволяет менеджерам и аналитикам быстро и надежно получать интегрированные данные о деятельности организации в целом и каждого ее звена, в частности. Современные тенденции развития информационных технологий направлены на повсеместное использование технологий Internet/Intranet. Например, в финансовой сфере технологии позволяют решать задачи организации доступа клиентов к информационным ресурсам финансовой организации и оперативного (online) безопасного приема поручений клиентов (решение «InternetBank» позволяет организовать полноценное информационное обслуживание клиентов банка через Internet). Развивая стратегическое сотрудничество с клиентами, многие фирмы внедряют технологию EDC (Efficient Design Cooperation – «эффективная совместная работа по постановке задачи»). В рамках этой технологии создается webпортал, через который клиенты оперативно получают информацию о новых концептуальных разработках, принимают непосредственное участие в обсуждении постановок задач, способов их реализации и т. д. Технология EDC позволяет более эффективно учитывать пожелания клиентов по развитию программных продуктов, а также повысить качество программного обеспечения за счет всестороннего обсуждения и согласования новых решений на всех стадиях разработки, начиная с этапа их проектирования. Базой предприятия (корпорации) является капитал (и иные производственные ресурсы) и бизнес-платформа (включающая в себя основное производство, его технологию, рынки и бизнес-стратегию, в которую включен персонал, активно использующий информационные технологии). Предприятие посредством информационных технологий активно взаимодействует с внешней средой, осуществляя эффективную обратную связь, в результате чего повышается гибкость предприятия при реакции на изменение условий деловой среды.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |