Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и организационные формы МНК


Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Международные корпорации стали важнейшими действующими субъектами в современном мировом хозяйстве. Они являются активными участниками международного разделения труда и способствуют его развитию. В ведущих промышленно развитых странах именно зарубежная деятельность МНК определяет характер внешнеэкономических связей.

Можно назвать следующие причины возникновения МНК:

· интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национальные границы;

· стремление к получению сверхприбыли;

· жесткая конкуренция, требующая концентрации финансовых ресурсов с целью организации высокоэффективного производства и развития множества форм освоения товарного рынка.

Критерии, по которым компанию можно отнести к числу МНК, следующие:

1. доля иностранных операций в доходах или продажах фирмы должна составлять 25% и более;

2. число зарубежных филиалов или количество стран, где действует компания должно быть не менее 6;

3. величина годового оборота должна превышать 1 млрд. долл.;

4. компания должна иметь многонациональный акционерный капитал, т.е. владеть не менее чем 25% «голосующих» акций в зарубежных фирмах трех и более стран;

Кроме того, отличительными признаками международных компаний являются:

· существование многонационального руководящего центра;

· комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.

В настоящее время можно выделить следующие виды международных компаний:

  1. Интернациональная – в формировании акционерного капитала участвуют субъекты хозяйствования двух стран (англо-голландский концерн «Ройал Датч/Шелл», англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс», германо-американская «Даймлер-крайслер»).
  2. Многонациональная – в формировании акционерного капитала участвуют субъекты хозяйствования более чем двух стран.
  3. Для этих двух видов характерно объединение национальных компаний ряда стран на производственной и научно-технической основе.
  4. Транснациональная – это национальная монополия с зарубежными активами.
  5. Глобальная – компания, масштабы деятельности которой приняли глобальный характер. Такие структуры имеют, как правило, три-четыре региональных управленческих центра.

Удельный вес каждой из вышеназванных типов в общей численности МНК постоянно меняется. Так, если в 70-е годы преобладали ТНК и интернациональные МНК, в 80-е стали появляться транснациональные финансово-промышленные группы и временные объединения ТНК в виде консорциумов, а настоящее время наблюдается пик слияний и поглощений компаний и образование многонациональных и глобальных МНК.



Типовую структуру МНК можно представить в виде материнской компании (головной штаб-квартиры корпорации, зарегистрированной в данной стране) и системы филиалов, дочерних предприятий и ассоциированных компаний в других странах. Нередко в структуру МНК включены и финансово-кредитные учреждения (банки, инвестиционные фонды и страховые компании). Кроме того, МНК обычно имеют свои службы экономической безопасности и кадровой подготовки, транспортную и информационную инфраструктуру.

Для стран СНГ еще не характерно наличие мощных МНК. Исключением является только Россия, где крупные МНК действуют в нефтегазовой промышленности. Процесс образования и становления МНК в этих странах идет путем формирования межгосударственных финансово-промышленных групп.

Как правило, МНК действуют в высокотехнологичных, наукоемких отраслях производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом проявляется тенденция к монополизации этих отраслей МНК.

МНК осуществляют динамичную политику в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в международных масштабах. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже содействовать экономической интеграции в мире.

Своеобразным ядром мировой экономики являются 500 крупнейших МНК, которые контролируют важнейшие сферы МЭО. Список этих фирм ежегодно готовит британская газета «Файнэншнл Таймс», он строится по принципу оценки рыночной капитализации акций этих фирм.

Так, если в 1973 г. их насчитывалось 9,5 тыс., в 2004 году в мире действовао около 70 тыс. международных корпораций, имеющих около 690 тыс. филиалов в 150 странах. В 2006 году – 77 тыс. корпораций и 770 тыс. филиалов.

На долю международных корпораций приходится до 90 % прямых инвестиций, 80 % патентов и лицензий на новую технику, 63 % внешнеторгового оборота и примерно 50 % промышленного производства всего мира. Под контролем этих фирм находится 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, лесоматериалов, 75 % рынка нефти.

Традиционной формой освоения мирового рынка является товарная экспансия.

Расширяя сферу своего влияния, МНК используют следующие формы освоения мирового рынка:

· лицензирование. Лицензионное соглашение представляет собой юридический договор, по которому продавец (МНК) предоставляет покупателю (национальной фирме) часть своих прав на определенный срок. Особой разновидностью лицензионного договора является франчайзинг (франшиза). Такое соглашение рассчитано на длительный срок, по нему покупатель получает право использовать торговую марку или фирменное название продавца, получать услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, управлению за определенную плату.

· управленческие контракты. Договор на оказание управленческих и маркетинговых услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль деятельности предприятия передается МНК. Могут быть переданы также такие функции управления, как ответственность за технический и инженерный аспект производства; управление кадрами, маркетинг, финансовое управление.

· оказание технической помощи. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию «ноу-хау», устранением аварий и контролем качества.

· договоры о сдаче объекта «под ключ». По такому соглашению МНК берет на себя ответственность за осуществление всех или большей части видов деятельности, необходимых для проектирования или строительства определенного объекта.

· создание СП и соглашения по осуществлению отдельных операций.

· создание инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия МНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки.

К положительным моментам деятельности МНК можно отнести:

· распространение достижений НТП НТР в развивающихся странах;

· интенсивная модернизация производства;

· обеспечение занятости, так по данным ООН в 80-е годы число занятых в развивающихся странах благодаря деятельности ТНК увеличилось в два раза;

· обеспечение более высокого уровня заработной платы, что способствует повышению уровня жизни населения;

· активное вовлечение экономик в международное разделение труда.

Отрицательными последствиями деятельности МНК являются:

· противодействие реализации национальной экономической политики тех государств, где МНК осуществляют свою деятельность;

· нарушение государственных законов. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях сокрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

· установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран;

· подавление своей мощью менее конкурентоспособных местных фирм;

· загрязнение окружающей среды путем организации и переноса вредных производств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совместные и иностранные предприятия | Характеристика природных вод

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.