Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование размещения публичных заказов в России в царский и советский периоды

В силу специфики исторического развития законодательства о размещении заказов мы рассматриваем его отдельно, вне общей хронологии формирования и становления конкурентного законодательства. Напомним, что в системе правового регулирования конкуренции и монополии институты размещения государственных и муниципальных закупок занимают свое место в связи с важным значением, которое имеет система размещения заказов для развития предпринимательства и экономики страны. Не случайно поэтому современное российское законодательство о размещении заказов среди целей правового регулирования в данной области называет обеспечение добросовестной конкуренции и содержит немало механизмов, ей содействующих, защищающих конкурентные права предпринимателей, желающих на законных основаниях, в равной конкурентной борьбе получить государственный заказ. Немало конкурентных требований к порядку размещения заказов содержит и антимонопольное законодательство. В целом размещение государственных и муниципальных заказов является комплексным институтом. В значительной части это институт финансового права, точнее такой его подотрасли, как бюджетное право. В то же время система размещения публичных закупок включает механизмы гражданско-правового регулирования. В нашем курсе мы не рассматриваем этот институт с точки зрения исключительно финансово-правового или гражданско-правового регулирования, а акцентируем внимание преимущественно на вопросах обеспечения конкуренции при размещении таких заказов.

Итак, коротко рассмотрим вехи становления института правового регулирования размещения публичных заказов в России.

Заглядывая вглубь истории, можно утверждать, что институт размещения публичных заказов среди частных предпринимателей – в настоящее время государственных или муниципальных заказов – явление не новое как для России, так и для зарубежных государств. Однако в советское время, кроме короткого периода нэпа, о конкурентных формах госзаказа пришлось забыть. Восстановление конкурентной системы госзаказа началось с развитием рыночных реформ, стартовавших к концу 80-х годов. Но немного поподробнее. Как отмечает Е.Ю. Гончаров: «…естественное развитие социальных и экономических отношений привело к возникновению различных форм контактов между государством и частным предпринимательством. Эти контакты складывались стихийно, но по накоплении некоторого опыта возникла необходимость их законодательного регулирования. В России привлечение частных капиталов и предприимчивых людей к обеспечению государственных нужд на определенных условиях происходило издавна, но первые сохранившиеся акты с упоминанием мероприятий – предтеч конкурсных или публичных торгов – относятся к XVII веку»[39]. Так, 7 июля 1654 г., во время царствования Алексея Михайловича, отца Петра Великого, был объявлен Указ о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей. В этом Указе за определенный объем груза (который определялся кулями, возами и пр.) назначалась различная цена – 40 копеек, 55 копеек и 1,5 руб. На таких условиях подрядчик должен был отвезти хлеб в Смоленск, при этом освобождаясь от пошлины. То есть конкурса как такового еще не было, но уже появились его основные пункты – публичный заказ, поиск исполнителей, условия. Другие отрывочные сведения XVII в. по сути не сильно отличаются от приведенного выше. Нормативно-правовое регулирование размещения государственных заказов стало особенно активно развиваться со времен Петра I вплоть до советской поры. Первое время после октябрьской революции по инерции институт госзаказа действовал, хотя и носил уже на себе отпечаток советской экономической и политической идеологии. В дальнейшем, особенно после окончания периода нэпа, в силу того, что экономическая жизнь подверглась беспощадной государственной монополизации, национализации и огосударствлению, серьезно говорить о развитом правовом регулировании размещения государственного заказа, об участии частных поставщиков в данных процедурах, конкуренции между участниками заказа в целом серьезно не приходилось. Только «в конце 1980–х гг. решено было осуществить перестройку материально-технического обеспечения и в этих целях обеспечить переход от централизованного фондирования материальных ресурсов к оптовой торговле. Предполагалось, что инструментом новой системы вновь будет государственный заказ. Впервые характеристика государственных заказов была изложена в «Основных положениях коренной перестройки управления экономикой», принятых июньским Пленумом ЦК КПСС в 1987 г.»[40].

Получив первый импульс в конце 80-х годов, правовая основа современной системы государственных закупок в России начала формироваться в 1992 г. с принятием Указа Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» и постановления Правительства РФ от 10 августа 1992 г. «О реализации Указа Президента РФ «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы»[41].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие правового регулирования противодействия недобросовестной конкуренции в России в царский и советский периоды | Становление современной системы правового регулирования конкуренции и монополии в России с начала перестройки до настоящего времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.