Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика эволюции социологической мысли




Российская социологическая мысль.

Основные школы и направления современной социологии.

 

Выделение социологии в самостоятельную науку происходит к середине XIX столетия. Однако начало исследования жизни общества уходит в глубокую древность. От «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V-VI в.в. до н.э.) до «О духе законов» Ш. Моньескье и «Об общественном договоре» Ж.Ж. Руссо (XVIII в.) И хотя общество рассматривалось как часть природы, а знание о нем – как составная часть других уже известных наук, таких как политическая арифметика, социальная физика и т.д. именно здесь были заложены основы для изучения и теоретического моделирования социальной реальности как самостоятельного предмета, то есть предпосылки социологии.

Формирование предпосылок социологии включает в себя ряд этапов.

Первый этап – социальная мысль древнего мира (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар). В этот период формируются два подхода в объяснении возникновения общества, ставшие в последствии традиционными: «общество» - естественное образование, ибо человек по природе своей изначально социален (Аристотель, Сенека), и общество – искусственный механизм, результат изобретения и целенаправленной деятельности человека (Платон, Эпикур).

Второй этап социологические идеи Средневековья (Августин, Фома Аквинский, Ибн-Хальдун, Томас Мор и т.д.) В целом осмысление общества развивается в рамках теологического мировоззрения. Вместе с тем, появляются теории ставящие под сомнение истинность религиозного представления о мире. В этот период особый интерес представляют идеи арабского историка и философа Ибн-Хальдуна, занимающие не последнее место в развитии социологического знания. К ним, в частности, относятся идеи о социальной эволюции, о месте производительного труда в жизни общества, о влиянии географической среды на социальную жизнь, о значении опыта в социальном познании.

Эти идеи нашли свое дальнейшее развитие у мыслителей Нового времени в рамках третьего этапа (XV – середина XIX в.) развития социологической мысли (Дж. Вико, Р. Мальтус, Макиавелли, Монтескье, Гоббс, Локк, Сен-Симон, Гегель). В этот период был поставлен ряд фундаментальных проблем, содержащих научные предпосылки для принципиально нового подхода к изучению общества: представление об обществе как развернутой системе и части природы, о причинах социального неравенства, о прогрессе человеческого разума как критерии развития истории и т.д.

2. Классическая западная социология XIX – начала XX века.

Начало социологии как самостоятельной науки связано с именами О. Конта и Г. Спенсера. Огюст Конт, выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества.

Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс. О. Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл социальной философией. О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки, - не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Одна из самых важных работ О.Конта является «Курс позитивной философии», на страницах данного научного труда он открывает нам основной закон интеллектуальной эволюции человека. Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую, позитивную.

1. На теологической стадии человеческий ум за каждым явлением природы или жизни людей усматривал сверхъестественные силы.

2. На метафизической стадии человеческое сознание больше оперирует понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира.

3. На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.

М. Вебер – немецкий социолог, основатель, понимающей социологии. Он исходит из того, что социология занимает приграничное место между естественными и гуманитарными науками. Но это не значит что она должна пользоваться их методами. Социология должна использовать метод понимания. Естественные науки объясняют т.е. находят строгие законы, независимые от человека, путем обобщения фактов. В обществе люди вкладывают в действия особый смысл без осознания которого нельзя открыть социальные законы. Поэтому социолог должен понимать этот смысл.

Требования к методу понимания:

1. Понимание это выделение причин, а не субъективный произвол.

2. Отбор и классификация фактов производится под определенным углом зрения (отнесения к ценности) при этом ценностные предпочтения определения определяются характером современной эпохи.

3. Любое знание об обществе не является прямым отражением реальности.

Основным предметом социологии Вебер считает осмысленные действия отдельного индивида. Социальные действия характеризуются 2 признаками 1) осмысленность, т.е. наличие субъективных мотивов, 2) ориентация на другимх. Вебер предлагает специальный инструмент социологического исследования это идеальный тип. Мыслительная конструкция которая выделяет наиболее значимый интерес эпохи. Идеальный тип выделяется из реального. Сравнивая реальные явления с идеальным типом можно выявить их законы и специфику. Используя этот инструмент Вебер исследовал социальные действия, отношения, объяснил проблему рациональности и т.д.

Таким образом, в классической социологии XX века сложились 2 противоположных подхода: 1) ориентированный на изучение социальных групп и общностей, 2) направленный на изучение личности во всем ее многообразии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.