Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные школы и направления современной социологии




В 20-е - 30-е годы наиболее активное развитие наблюдается в США. Это связано с тем, что во-первых, в США социология как университетская наука преподается с 1892 г., во-вторых, большой объем социологических исследований, рассматриваются как важное средство социального управления. В это время Тейлор исследует научную организацию труда, Мэйо в 1927-1932 годах исследует структуру малых групп, открывает феномен неформальной организации и неформального лидера. Все эти исследования проводились на методологической основе бихевиоризма. Но возникла необходимость в более тщательной методологии и в обобщении данных. На этом фоне возникает первая макросоциологическая теория.

Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс.) Исходная установка этой теории состоит на основе естественно-научной методологии выявить те качества общества, благодаря которым обеспечивается его равновесие и порядок. Т. Парсонс применяя системный подход, считает, что любое общество должно быть нормальным, стабильным. Для поддержания равновесия социальная система должна удовлетворять 4 требованиям, которые выступают как функции основных подсистем общества. Функция адаптации, т.е. приспособления к внешней среде и контроль над ней, выполняет ее экономика. Функция целедостижения, т.е. установление целей активности выполняет политика и идеология. Функция интеграции, т.е. держать в равновесии все элементы, выполняет право. Функция удержание образца, т.е. поддержание общества в том же состоянии выполняет семья, церковь, образование. Парсонс признает только эволюционные изменения, которые происходят из-за усложнения и разделения функций. Это теория господствовала в социологии в 30-е – 60-е годы. В 60-е годы на основе критики этого направления возникают теории конфликта. Они считают, что нестабильность, столкновения и кризисы являются нормальным состоянием общества. Благодаря им возможны инновации и прогрессивное развитие. Сторонники этого направления выделили типы конфликтов их причины и структуру, предложили методики управления конфликтными ситуациями. К. Милсс считал, что основным предметом социологии являются взаимоотношения между социальными группами, которые всегда носят конфликтный характер. Р. Дарендорф считает, что основные отношения в обществе это отношения власти, так как власть не только скрепляет общество в единое целое но и является высшей ценностью так как обеспечивает доступ к всем остальным благам. Поскольку властные ресурсы в обществе ограничены идет постоянная борьба за ее перераспределение. Эта борьба имеет позитивное значение, так как из-за нее появляются новые группы, стимулируется развитие. Л. Козер считал, что конфликты связанны с перераспределением ценностей и влекут за собой изменение статусов, появление новых идеологий.

К 50-м годам стала ощущаться неудовлетворительность структурно-функционализмом, который занимал тогда господствующее положение. Эта теория пренебрегала изучением творческой деятельности конкретного человека и межчеловеческих взаимодействий. Поэтому возникают микросоциологические теории, которые и занимаются разработкой этих вопросов.

Теория обмена Дж. Хоманс. Они исходят из признания первичности человека перед обществом и важности изучения его психики. Дж. Хоманс считал, что основной еденицей общественной жизни является социальное действие. Оно представляет собой процесс обмена, блин, в котором человек путем затрат получает определенную выгоду. При этом размер затрат и выгоды завистим не только от характеристики самого человека, но и от его положения в обществе. На основе социальных действий возникают общественные структуры, которые являются структурами обмена. Поэтому законы поведения человека составляют основу законов всего общества в целом. Законы поведения человека открываются Дж. Хамансом на основе бихевиоризма:

1. Положение успеха. Чем чаще действие вознагараждается, тем чаще его повторяют.

2. Положение стимула. Если стимул приводит к успешному действию, то при повторении стимула человек стремится повторить действие.

3. Положение ценности. Чем более ценен результат, тем больше усилий прилагает человек к его достижению.

4. Положение насыщение-голодание. Чем чаще награда, тем менее ценной она становится.

5. Положение агрессии-одобрения. Если человек не получает награду на которую он рассчитывал или получает наказание о котором он не предполагал, он демонстрирует агрессию и наоборот.

Достижением Дж. Хоманса является то, что он впервые изучил взаимоотношение людей в малой группе. Недостатками его теории является то, что поведение предстает как строго обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Поэтому у него были трудности в объяснении социальных макропроцессов.

Символический интеракционизм. Основан на принципах бихевиоризма, но акцентирует внимание не только на стимулах и реакциях, но и на том значении которое придает им сам человек. Основным предметом исследований представителей данного направления становятся различные виды коммуникации людей, в особенности язык.

Дж. Мид считал, что личность является продуктом социальных отношений и формируется в результате волевых взаимодействий. Личность человека состоит из двух частей: 1). «Меня» (мое) – это видение себя глазами других людей, 2). «Я» - это то как человек воспринимает сам себя, источник его оригинальности и непосредственности. «Я» формируется на основе «мое». Внутренние общение между этими частями – это главный канал через который пропускаются все внешние события. Сначала индивид перенимает установку других в процессе интеракции, а затем совершается внутренний диалог в результате которого человек придает значение действиям других. Человек и общество являются взаимопроникающими явлениями или разными сторонами одной интерсубъективной действительности. Общество по Миду это объективация психического в различных группах и институтах. Структуры личности при этом отражают общественные процессы, так как содержат в себе синтез различных «меня».

Г. Блумер собственно вводит понятие «символический интеракционизм». Три основных положения символического интеракционизма:

1. Люди действуют не на основе реакций на внутренние и внешние стимулы, а на основе значений, которые они приписывают этим стимулам.

2. Значения несформулированны заранее, а создаются в процессе интеракций.

3. Значение является результатом интеракции, которая осуществляется в интерактивном процессе.

Но Г. Блумер считает, что несмотря на постоянные переинтерпритации человек как правило примерно знает как вести себя. Это связано с тем, что поведение человека регулируется социальными институтами. Эти ограничения определяют лишь общие направления, оставляя пространство для маневра и выбора.

Феноменологическая социология. Основывается на философских идеях Гуссерля. Предметом ее анализа являются способы при помощи которых человек осмысливает окружающий мир и его явления.

А. Щюц полагает, что способ придания значений не является сугубо индивидуальным делом. Вcего основе лежат процессы типизации, которые формируются на основе здравого смысла и повседневной деятельности человека. Благодаря этим типизациям возможно общение с другими людьми и выполнение эффективных практических действий. Здравый смысл не остается не изменным. В процессе общения на него наслаиваются новые знания, но его основное ядро основанное на культуре и традициях того или иного народа остается неизменным. Именно здравый смысл и повседневность является основой всех остальных реальностей.

В последующем это направление разделилось на две ветви:

1. Социология знания (П.Бергер, К. Манхейм) рассматривают общество как результат субъективной деятельности человека и интерсубъективной коммуникации;

2. Этнометодология (Г. Гарфинкель). Изучают способы с помощью которых люди воспроизводят социальный мир. В повседневной жизни встречаясь с незнакомым объектом человек выделяет определенные характеристики и считает их доказательством того или иного социального типа, затем эти образы соотносятся друг с другом и создают упорядоченную реальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.