Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы осуществления функций государства

Понятие функций государства и их классификация.

ВВЕДЕНИЕ

Литература

Аключение

Государство продукт общественного развития. Возникнув на опре­деленной ступени зрелости человеческого общества вследствие эконо­мических, социальных, нравственных, психологических и других законо­мерностей, государство становится его основной управляющей силой.

Государство - исторически развивающееся явление; с поступательньм развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Так, рабовладельческое государство по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев; фео­дальное государство - это основной орган политической власти прежде всего феодалов. Все они были прежде всего политической орга­низацией собственников основных средств производства.

Особенность исторических типов государств, предшествующих сов­ременности, состоит в том, что они в основном выражали экономичес­кие интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманиза­ции, политического и нравственного "взросления" человека экономи­ческая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.

Таким образом, в силу объективных причин государство превраща­ется преимущественно в организующую силу общества, которая выра­жает и охраняет личные и общие интересы его членов.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

 

 

 

 

1. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7. С.12.

2. Корельский В.М., Перевалов В.Е. (общ.ред.). Теория государства и права. М., изд. Группа ИНФРА*М.-НОРМА, 1997. С. 111-127.

3. Общая теория права: Учебник / под общ.ред. А.С.Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. С. 57-66.

4. О цивилизационных подходах к изучению истории государства и права // Вестник Московского университета. Серия № 11 – Право. 1994. № 3.

С. 79-83.

5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. – Санкт- Петербург: изд-во АООТ «ГПНИИ-5», 1995. С. 46-47.

6. Теория государства и права: Ч.1. Теория государства / Под общ.ред. А.Б.Венгерова. – М.: Юристъ, 1995. С. 73-102.

7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2000. С. 42-59.

8. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2. С. 24-32.

9. Храпанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. В.Г.Стрекозова. - М., 1999. С. 53-67, 89-99.

10. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5. С.3-11.

 


 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Чтение лекции необходимо начать с напоминания тех причин, которые повлияли на возникновение государства и обратить внимание обучаемых, что возникновение государства – это закономерный очередной этап естественно-исторического процесса развития человеческого общества.

При рассмотрении первого вопроса следует раскрыть обучаемым сущностные признаки государства, которые отличают его от родоплеменной организации и от других форм организации общества. При этом необходимо обратить внимание на такой признак как публичная власть, ее задачи и социальное назначение. Делая вывод по вопросу, необходимо дать под запись определение государства, которое соответствовало бы его современной сущности.

Рассматривая вопросы типологии государств, следует начать со значения типологии для теории и практики государственно-правового строительства. Раскрывая формационный подход, необходимо дать краткую, но максимально емкую характеристику различных типов государства.

Содержание учебных вопросов излагается методом устного изложения учебного материала, сопровождающегося демонстрацией видеоматериалов и схем, с использованием средств вычислительной техники и мультимедиа.

 

Д.В. Новокшонов

«___» _____________ 2012 г.

В предыдущих лекциях, посвященных государству, мы говорили о его признаках, устройстве, т.е. рассматривали статику государства, то постоян­ное, стабильное, устойчивое, что характеризует государственно организован­ное общество. Определялись социальное назначение и устройство государст­ва, его качественные характеристики как политической, территориальной, структурной организации общества, форма правления, национально-территориальное (национально-государственное) и административно-территориальное устройство, государственный (политический) режим.

Но познание государства предполагает изучение не только его стати­ки, но и его динамики, т.е. того, как этот социальный институт живет, дейст­вует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение.

Для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны го­сударства теория государства использует понятие «функции государства».

И предметом нашей лекции является рассмотрение характеристик именно того, что и как государство «делает», т.е. вся разнообразная деятель­ность государства объединенная общим понятием - функции государства.


 

Функции государства — это главные социально значимые направле­ния его деятельности на конкретно-историческом этапе развития обще­ства. Выполняя определенные функции, государство посредством прово­димых реформ, различных преобразований, правового регулирования обще­ственных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамик и направленность.

Осуществление конкретных функций может как стабилизировать разви­тие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризис­ное состояние.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в
важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его со­циальным назначением, которая реализуется в функционировании государ­ства;

3) направленность деятельности государства на выполнение круп­ных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления (в том числе властно-принудительных).

Сущность государства и его социальное назначение являются ключе­выми факторами в определении направленности деятельности государст­ва, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития об­щества. Вместе с тем, появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это наглядно проявляется в функциях современного российского государ­ства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравне­нию с предыдущими периодами его развития.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных целей.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные зада­чи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятель­ности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реа­лизации политических функций государственной власти.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, посколь­ку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остает­ся неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды револю­ционных потрясений, других радикальных социальных перемен. Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означа­ет, что в содержании функций любого государства присутствуют как классо­вые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную политическую дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в качестве политической организации правящего класса или группы общества, оно обслуживает в первую очередь интересы этих групп и классов и в то же время осуществляет организован­ное насилие в отношении своих классовых противников.

 

Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении государством «общих дел». Например, считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем это общество представляет собой единый социальный коллектив, государственную общ­ность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обще­ством, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересова­ны все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельно­сти относятся, например, национальная безопасность, борьба со стихийны­ми бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание обществен­ного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определен­ную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целост­ность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес обшесоциального начала в функциях государства, тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общест­венного компромисса, стабилизации общественных связей.

На содержание функций государства оказывают влияние национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональных государств, В мононациональных государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием нацио­нальной культуры, национальных традиций, самобытности и т.д.

И хотя в современном мире практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает цементирующей базой общества.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории,
должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать на­циональный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения напряжен­ности в национальных отношениях, и использовать государственно-
правовые механизмы для разрешения демократическим путем националь­ных противоречий..

Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двоякое воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способст­вовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобре­тений, а с другой — законодательно ограничивать негативные послед­ствия от использования научных достижений.

Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает по существу планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

На характер и содержание функций государства серьезное влияние оказывает международная обстановка. В последние десятилетия наблюдается увеличение влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдер­жав, а другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на содержании деятельности государств как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

Классификации функций государства. Выполняемые государством функции весьма разнообразны по содержанию и сфере проявления. В юридической науке предложено немало оснований их классификации. Не­редко основаниями для классификации избираются объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб деятельно­сти; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; продолжительность (сроки) их осуществления; право­вые формы, в которые они облекаются, и др.

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворче­ские, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классифи­кация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных орга­нов, принадлежащих к одной из ветвей власти — законодательной, исполни­тельной и судебной.

По продолжительности действия функции государства подразделя­ются на постоянные и временные. Первые выполняются государством в те­чение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые — обусловлены спецификой обществен­ного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специ­фики утрачивают свое значение.

Функции государства можно также различать по значимости и со­ответственно этому выделять главные и производные (вспомогательные). К главным следует отнести функции, имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологиче­ская функции). Производными можно считать функции сопутствующего, вспомогательного или обслуживающего характера. Такой можно считать функцию налогообложения и финансового контроля, которая имеет вспомога­тельную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

 

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризу­ют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскры­вают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в между­народном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны меж­ду собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

Современному государству присущи следующие внутренние функции: политическая; экономическая; социальная; экологическая; функции на­логообложения и финансового контроля; охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям можно отнести: обеспечение интеграции в миро­вую экономику; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудни­чество с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание государства на современном этапе развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форма государства | Формы и методы осуществления функций государства.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.