Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы осуществления функций государства.

Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государ­ства, как она оформлена. Методы же осуществления функций государ­ства представляют собой способы и средства, используемые при функцио­нировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. При этом под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство, К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитатель­ную, информационно-техническую (вспомогательную) и иные виды государ­ственной деятельности. Данная классификация форм осуществления функций государства не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права. Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются пра­вовые и организационные формы. Среди правовых форм обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов, организационные реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие реализации принятых юридических актов. К организацион­ным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, под­бор соответствующих кадров специалистов, технического обслужи­вающего персонала, делопроизводство и т.д.

Что касается методов осуществления функций государства, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались толь­ко методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия уп­равленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

1) Метод нормативного правового регулирования.

2) Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.

3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод по­ощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий
общественно-полезную деятельность.

 

4) Метод договорного регулирования, приобретающий в ус­ловиях демократически устроенного государства универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое рас­пространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъ­ектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

5) Методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности,
а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует
продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их
качество, и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности,
обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурор­ский надзор за исполнением действующих законов и других норматив­ных правовых актов гражданами, государственными органами, должно­стными лицами. В любом государстве действуют и специальные ор­ганы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (Рос­сия, Австрия, Венгрия, Германия, Франция и др.) или аналогичные органы иного наименования (Счетный трибунал в Бразилии, Испании; Счетный суд в Италии; Верховная палата контроля в Польше; Гене­ральное счетное управление в США). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности — уполномоченный по правам человека (Россия), омбудсмен (Скандинавские государст­ва), народный защитник (Испания, Колумбия), адвокат народа (Румыния) и др.

6) Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует об­щественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние представляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, институтов. Посредством информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и локализировать, смягчить их.

Возможно выделить и иные методы осуществления функций государ­ства, но названные являются ключевыми, основополагающими для функционирования государства.

Вывод: Таким образом, функция в теории государства означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Следовательно, функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управ­лению обществом. Функции государства различны, их возник­новение и изменение зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздей­ствие.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы и методы осуществления функций государства | Внутренние функции государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.