КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игровые технологии в обучении и воспитании школьников
Вопросы лекции Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся Лекция 3 Литература
1. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. – М., 1995. 2. М.М. Ковалевский в истории российской социологии и общественной мысли./Под ред. А.О. Бороноева. – СПб., 1996. 3. Социология в России./Под ред. В.А. Ядова. – М., 1998. 4. Проблемы теоретической социологии./Под ред. А.О. Бороноева. – СПб., 1994. 5. Клементьева Д.С., Панкова Л.Н. Антология русской классической социологии. – М., 1996. 6. Немировский В.Г. Современная теоретическая социология. Учеб. пособие./ В.Г. Немировский; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2003. 7. Социология: Учебник./Под ред. Д.В. Иванова. – М., 2005. 8. Меморандум III Всероссийского социологического конгресса.//Социс. 2009. № 3. 9. Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность.//Социс. 2009. № 3. 10. Лавров П.Л. Философия и социология.//Избранные произведения. В 2-х т. – М.,1965. 11. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. Вопросы 9-13.
* Чаще всего в исторической литературе по социологии используют только первую часть фамилии этого автора – Богданов А.А. * Квази от лат. quasi – якобы, как будто.
1. Игровые технологии в обучении и воспитании школьников. 2. Технология проблемного обучения.
Игра — это разновидность физической и интеллектуальной деятель-ности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Игра, наряду с трудом и ученьем, — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Особенность игры состоит в том, что ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого игрового действия. Игры, создаваемые для использования в учебно-воспитательном процессе, получили название педагогических. Педагогические игры делятся на дидактические (обучающие), воспитательные и управленческие (для педагогов и руководителей учреждений образования). Дидактическая игра —это педагогически организованный вид игровой деятельности учащихся, представляющий собой синтез основных компонентов игры и учения, ориентированный на развитие общеучебных и специальных умений и способностей, на социальную адаптацию, творческую самореализацию участников игры. Функции дидактических игр: 1) познавательная (в дидактических играх учащиеся усваивают новые и закрепляют имеющиеся знания, навыки, умения); 2) развивающая (развитие физических и умственных сил ребенка); 3) развлекательная (игра взывает удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес); 4) релаксационная (снятие эмоционального напряжения); 5) терапев-тическая (помогает преодолевать различные трудности, имеющих место в других видах жизнедеятельности); 5) коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); диагностическая (в игре, как правило, проявляются отклонения от нормы в развитии играющего субъекта); 6) коммуникативная (игра способствует сплочению коллектива, усвоению участниками навыков общения, установлению эмоциональных контактов); 7) социализирующая (включение в систему общественных отношений, усвоение социальных норм и ценностей); 8) экзистенциальная (игра дает человеку возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной). Дидактические игры классифицируются: · по предметной области:математические, физические, химические, биологические, экологические, музыкальные, литературные, технические, спортивные, военно-прикладные, управленческие, экономические и т. д.; · по игровой среде (то есть где и с чем играем): игры без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения и т. д.; · по характеру и содержанию игрового действия: игры ролевые, деловые, организационно-деятельностные, зрелищные (игры-шоу), игры-театрализации, тренинговые, интеллектуально-развивающие. Рассмотрим последнюю классификацию подробнее. Ролевая игра (разыгрывание ролей). Это, по сути, представление ситуации в лицах, инсценировка, которая может быть проведена с разными составами исполнителей, но при одних и тех же зрителях. Слушатели могут сравнить, кто «сыграл» лучше, какие недостатки оказались общими. Деловая игра. Отличается от ролевой игры тем, что в ней воспроизводится процесс труда работников какой-либо организации, фирмы, учреждения. Деловая игра направлена на формирование умений грамотно организовывать работу, распределять поручения, планировать, контролировать деятельность свою и сотрудников. Организационно-деятельностная игра характеризуется следующимиотличительными чертами: а)предполагает разрешение сложной социальной, производственной или иной проблемы, когда требуется объединение усилий, коллективное мышление; б) требует участия значительного количества людей (нередко всего коллектива школы); в) создание команд или групп «специалистов» различных направлений; г) продолжительность во времени (оргдеятельностные игры часто длятся более одного дня). Примеры организационно-деятельностных игр в школе: военно-спортивная игра «Зарница», «День самоуправления», «День бизнеса». Зрелищная игра (игровое шоу). Чаще всего копируют известные телешоу: «КВН», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т. п. Педагог здесь выполняет три роли: сценариста, режиссера и менеджера. Игры-театрализации (дидактический театр). Театрализованные уроки могут проводиться практически по всем предметам. Например, на уроке общей биологии старшеклассники разыгрывают публичную дискуссию между знаменитыми биологами прошлого (Кювье, Линней, Ламарк, Дарвин, Гексли и др.), используя костюмы и даже грим. Даже не слишком сильные ученики хорошо усваивают учебную информацию, прияв участие в такой работе. Тренинговые игры. Сюда можно отнести, например, игры с этико-психологическими правилами (десятки таких игр описала Н.Е. Щуркова в книге «Собранье пестрых дел»). Интеллектуально-развивающие игры. Примером может служить технология развивающих игр, разработанная Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными (см. их книги «Мы, наши дети и внуки», «Ступени творчества, или Развивающие игры»). Каждая игра у Никитиных представляет собой набор задач,которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора. Никитины предлагают также развивающие игры с узорами, рамками, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», «точечками», «часами», термометром, мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. При этом трудность задач постепенно возрастает от доступных 2-3-хлетнему малышу до непосильных некоторым взрослым. Этапы и стадии реализации дидактических игр рассмотрим на примере деловой игры «Парламентские выборы», проведенной под нашим руководством в колледже при изучении учащимися основ социально-гуманитарных наук:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |