Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция третья

Проблемное обучение — такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций, включение учащихся в активную поисковую деятельность по их разрешению, в результате чего учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и способами творческой деятельности.

Технология проблемного обучения.

Вопросы теории проблемного обучения широко освещаются в трудах советских педагогов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Ф. Харламова, американского психолога Дж. Брунера и других ученых.

По мнению И.Я. Лернера, «современное обучение без организации творческой деятельности учащихся посредством проблем­ных, творческих задач недопустимо» 1.

Основой проблемного обучения является решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов деятельности, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием.

Проблемные ситуации делятся на следующие виды: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация предположения; ситуация опровержения; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности.

Учебная проблема отличается от научной. По содержанию проблема, встающая перед ученым, общественно значимая, а проблема, которая ставится перед школьником, значима в личном плане. Исследовательская проблема содержит знания, неизвестные человечеству, а учебная — только ученику.

Но между научной и учебной проблемой есть и общее. Во-первых, процесс научного исследования и проблемного обучения осуществляется путем фиксации, развития и преодоления противоречий. Во-вторых, общая природа психического (интеллектуального) затруднения в условиях проблемной ситуа-ции. В-третьих, та и другая проблема решается путем выдвижения и проверки гипотез.

Приемы создания проблемных ситуаций в обучении:

1) учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ ее решения;

2) обостряет противоречия между наукой и практикой;

3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

4) предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

5) ставит конкретные вопросы и побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, обоснование, конкретизацию (привести примеры), логику рассуждения;

6) ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, множеством способов решения и ответов, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Поиск учащимися решения проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления.

Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач (по И.Ф. Харламову):

а) способ аналогии (учитель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания);

б) индуктивный, или аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы и обобщения);

в) дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-либо ранее изученный принцип, закон или закономерность);

г) способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей;

д) способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения.

Выделяют три уровня проблемного обучения:

 

  Деятельность учителя Деятельность учащихся Пример  
Проблемное изложение Создает проблемную си-туацию, ставит познава-тельную задачу и сам решает ее, раскрывая все этапы поиска истины; организует обсуждение Воспринимают и осмысливают образец решения проблемы, участвуют в обсуждении   Допустим, леса Амазонии вырублены полностью. Порассуждаем, как изменятся климат, воды, почвы, растительный и животный мир континента и всей планеты
Частично-поисковый (эвристический) Создает проблемную ситуацию и организует ее решение в процессе беседы, мозгового штурма, дискуссии, игры и т. п.   Выполняют самостоятельно лишь некоторые поисковые действия в решении целостной задачи: анализируют условие задачи, или ставят вопросы к тексту, картине, документу, или выдвигают гипотезу, или строят доказательство, или проверяют решение, или делают выводы, или ищут примеры, и т. д. Как вы думаете, где в Южной Америке больше всего выпадает осадков и почему? (ответ: Амазония, наветренные склоны гор Анд)
Исследовательский Формулирует проблему или побуждает учеников к самостоятельному поиску проблем; поддерживает ученика в состоянии поиска между имеющимися знаниями и проблемой; знакомит учеников с методами научного исследования; оказывает консультативную поддержку Самостоятельно фиксируют проблему или осмысливают проблему, данную учителем; осуществляют для решения проблемы полный цикл исследовательских действий: формулируют цель и задачи исследования; выдвигают гипотезу; выбирают методы исследования; самостоятельно получают необходимую информацию из теоретических источников; проводят опыты; обрабатывают результаты; формулируют выводы и рекомендации Возьмите атлас Южной Америки, отыщите в нем данные по рельефу, температурному режиму, увлажнению, испарению — и скажите, какая там будет преобладать растительность?

 

Уровень проблемного обучения выбирается в зависимости от подготовки учащихся.

Надо, однако, отметить, что технология проблемного обучения не универсальна, ее применение имеет некоторые ограничения. Причин две: во-первых, трудоемкость; во-вторых, невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся. Часть учебного материала надо давать объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами в следующих случаях:

· иногда нужен «стартовый» запас знаний, создать который можно с помощью репродуктивных методов;

· при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание, репродукция имеют большое значение;

· для экономии учебного времени;

· если учебная проблема оказалась непосильной для учащихся. В этом случае следует понизить уровень проблемности, например, путем подсказки или переформулирования задачи.

 

Литература к вопросу 1

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.

Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 2004.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.

Литература к вопросу 2

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Игровые технологии в обучении и воспитании школьников | Технологический процесс – объект математической статистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.