Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Основы бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ

ЛИТЕРАТУРА

План

Рекомендуемая литература

Тема 2. Налоговая система Российской Федерации. Общая характеристика налоговой системы РФ.

Цель и задачи дисциплины

План.

Лекция 1.

Тема: Значение холода при производстве, заготовках, хранении и товароведении пищевых продуктов. Предмет «Холодильная техника и технология»

Время: 2 часа

1. Организационная часть

1.1. Ознакомить аудиторию с программой изучения дисциплины «Холодильная техника и технология»

1.2. Рекомендовать учебную литературу

2. Теоретическая часть

2.1. Предмет, цели и задачи курса «Холодильная техника и технология»

2.2. Краткая историческая справка о развитии холодильной техники и технологии охлаждения

2.3. Основные принципы консервирования пищевых продуктов. Классификация по Я.Я. Никитинскому Биоз. Анабиоз. Ценобиоз. Абиоз

2.4. Состояние и роль воды в биологических объектах. Активность воды.

3. Заключительная часть.

3.1. Объявить тему практических занятий

3.2. Контроль явки на лекцию

 

Холодильная технология, как наука, изучает состав, структуру и свойства пищевых продуктов; изменения, протекающие в продуктах под действием холода, разрабатывает способы наиболее эффективного регулирования процессов в желаемом направлении посредством понижения температуры и с привлечением дополнительных регулирующих факторов.

Холодильная технология устанавливает наиболее благоприятные режимы обработки, хранения и переработки продуктов каждого вида, при этом холодильная технология должна обеспечивать удлинение сроков хранения, без заметного ухудшения вкуса, внешнего вида при самых незначительных потерях в весе от усушки.

Холодильная технология является прикладной областью знаний имеющей дело с очень сложными объектами и разнообразными взаимосвязанными процессами и явлениями. Поэтому холодильная технология пользуется данными большого количества наук: биохимии, термодинамики, теории товароведения и др.

Таким образом, целью курса «Холодильная техника и технология» применительно к профессии товароведа является изучение основ холодильной техники и технологии, охлаждения и замораживания пищевых продуктов, их влияние на сохранение качества скоропортящихся продуктов в процессе транспортирования и хранения.

Задачи курса:

· изучение основ холодильной техники, процессов охлаждения и замораживания пищевых продуктов;

· Холодильное хранение пищевых продуктов

· Изучение основных процессов отепления и размораживания пищевых продуктов

· Приобретение навыков холодильной обработки мясных, рыбных, молочных товаров, плодов и овощей.

 

2.1. Предмет, цели и задачи курса «Холодильная техника и технология»

Задачей любого общества является надежное обеспечение населения продуктами питания. Согласитесь, что голодному человеку не до творчества и он не будет изобретать телевизор, чтобы увидеть в нем изобилие продуктов на чужом столе, а отправится на поиски чего-нибудь съестного.

Хранением продуктов человек занимается давно в силу климатических условий. Не так уж много мест, где все растет круглогодично. При хранении, в зависимости от способа, изменяется качество продукта или даже наступает его порча. По данным Международного института холода, ежегодно теряется от 20 до 30% всех производимых в мире продуктов питания за счет их порчи.

Из всех известных способов хранения скоропортящихся продуктов в промышленной практике наиболее широко пользуются сохранением продуктов при пониженных температурах. Этот способ наиболее эффективен и универсален. В настоящее время количество продуктов, подлежащих ежегодной обработке и хранению с помощью искусственного холода приближается к 1 000 000 000 (миллиарду) тонн. И каждый вид продукта требует для хранения определенных, свойственных ему, условий подготовки к хранению и режимов хранения, т.е. определенной технологии хранения.

Холодильная технология – это отрасль знаний и практической деятельности, решающая задачи сохранения продовольственных продуктов с помощью холода, а также использования холода при их промышленном производстве.

 

2.2.История развития холодильной техники

Холодильная техника, прежде чем достичь современного уровня, прошла длительный путь своего развития.

Еще первобытные люди заметили, что мясо убитых животных сохраняется дольше зимой, и поэтому в теплое время года хранили мясо в горных пещерах, где снег сохранялся более длительное время.

В дальнейшем стало известно, что если прибавить ко льду соли, то можно получить более низкую температуру. До середины 19 века люди пользовались только естественным ледяным или льдосоляным охлаждением.

В 19 веке с развитием науки и проведенным исследованиям в области свойств жидкостей и их паров, а так же с бурным развитием машинной техники, появилась возможность получения холода посредством специальных холодильных машин.

Английский физик и химик Бойль и немецкий физик Герике еще в конце 17 века установили, что вода в разряжённом пространстве испаряется при низких температурах. В 1777 году Нерн открыл, что в условиях вакуума вода замерзает, если удалять образующиеся водяные пары (например поглощать серной кислотой). Эти наблюдения помогли англичанину Лесли построить в 1810 году первую лёдоделку.

Практическое применение холодильные машины нашли только тогда, когда вместо воды были найдены другие более эффективные рабочие вещества.

В 1834 году английский врач Перкинс построил холодильную машину, работавшую на этиловом эфире.

Эту машину можно считать прообразом современных холодильных машин, т.к. в ней были все наиболее характерные для них части: сосуд, где происходило кипение жидкого эфира за счет отнятия тепла от окружающей среды, в результате чего вода замерзала, обращаясь в лед; насос, сжимавший пары эфира и нагнетающий их в змеевик, охлаждаемый водой, отчего пары снова обращались в жидкость.

Весь процесс в первых холодильных машинах протекал при давлении ниже атмосферного, т.к. Перкинс и его последователи не решались поднимать давление в системе выше атмосферного.

Эти машины, основанные на сжатии газообразных тел, их конденсации и последующем кипении в жидком состоянии, получили название компрессионных.

Впоследствии, конструкторы создали новые компрессионные машины, работавшие с другими рабочими веществами при давлении выше атмосферного. В 1871 году Телье построил машину, работавшую на метиловом эфире, в 1872 году Бойлю был выдан патент на аммиачную холодильную машину.

В 1874 году швейцарский физик Тикте создал машину, работавшую на сернистом ангидриде, а немецкий физик-инженер Линде, одновременно с Виндхаузеном построил углекислотную машину, в которой давление доходило до нескольких десятков атмосфер.

В 1845 году американец Торри изобрез воздушную холодильную машину, работа которой была основана на том, что при расширении предварительно сжатого воздуха происходит понижение его температуры.

Примерно к этому же времени относится и посвление абсорбционных холодильных машин. (Каре, 1862 год)

Если говорить не о создании конструкций холодильных машин, то хронология их внедрения получается примерно такая:

Ø Первая установка для замораживания мяса была построена в Сиднее в 1861 году

Ø В этом же году и тоже в Австралии была установлена холодильная машина на нефтеперерабатывающем заводе.

Ø В 70-х годах 19 столетия были первые попытки перевозок мяса из Южной Америки в Австралию, Францию, Англию на судах-рефрижераторах с воздушными и абсорбционными холодильными машинами

Ø Перевозки продуктов в железнодорожных вагонах с ледяным охлаждением начались в 1858 году в США.

Ø Первым крупный холодильник с машинным охлаждением был сооружен в Бостоне (США) в 1881 году, в этом же году вступил строй холодильник в Лондоне, а годом позже и в Германии

В России холодильная промышленность стала развиваться позднее. Первые холодильные машины появились в 1888 году на рыбных промыслах в Астрахани.

В 1889 году были сооружены две холодильные установки на пивоваренных заводах.

В 1895 году был построен первый производственный холодильник емкостью 250 тонн.

Во время первой мировой войны было построено несколько холодильников с целью хранения резерва продуктов для питания армии.

Перед Великой Октябрьской социалистической революцией в нашей стране насчитывалось всего 58 холодильников общей ёмкостью 58 холодильников общей ёмкостью 57 000 тонн, оборудованных в основном импортными тихоходными горизонтальными компрессорами и малоинтенсивной аппаратурой.

Холодильный транспорт состоял из 6500 двухосных вагонов с ледниковым охлаждением и одного судна рефрижератора на 185 тонн.

 

===

 

Одной из важнейших задач народного хозяйства является обеспечение круглогодичного бесперебойного снабжения населения высоко­качественными продовольственными продуктами в широком ассорти­менте. Природно-климатические условия России обусловливают сезон­ность производства продуктов животного и растительного происхож­дения, сохранение пищевой и биологической ценности которых в тече­ние длительного периода возможно только с помощью консервирова­ния. Выбор того или иного способа консервирования зависит от свойств продукта, его ценности в конце процесса хранения и эффек­тивности затрат на хранение.

Неотъемлемой частью технологических процессов производства скоропортящихся продуктов, их последующей сохранности, транспор­тировки и реализации является искусственный холод. Не менее 40% производимой в нашей стране сельскохозяйственной продукции необ­ходимо подвергать холодильной обработке в целях предотвращения ее порчи и сокращения потерь. Воздействие холода по сравнению с дру­гими методами консервирования пищевых продуктов вызывает мини­мальное изменение их основных свойств.

Холодильное консервирование — один из эффективных способов обработки и сохранения продуктов высокого качества. Наиболее рас­пространенным и экономичным является охлаждение и хранение про­довольственных продуктов в охлажденном состоянии, позволяющее наиболее полно сохранить присущие им потребительские свойства. Однако срок хранения охлажденных пищевых продуктов ограничен, что не позволяет создать достаточные запасы и обеспечить непрерыв­ное снабжение населения.

Для увеличения продолжительности хранения продукты замора­живают, что существенно тормозит скорость протекания процессов, влияющих на качество. Замораживание и хранение в замороженном виде изменяют начальное качество продуктов, но позволяют сохранить их ценные питательные свойства. Развитие холодильной техники и технологии как самостоятельной области знаний началось одновремен­но с применением холода в пищевых отраслях промышленности и тор­говле. Использование искусственного холода для консервирования пи­щевых продуктов осуществляется немногим более 100 лет. Первые хо­лодильники в России были построены в 1877 г. на рыбных промыслах в Астрахани, Махачкале и других городах.

Первая лаборатория по холодильной технике и технологии пище­вых продуктов в нашей стране была организована проф. Ф.С. Касатки­ным в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в 1918 г. В лаборатории был проведен ряд исследований по холодильной обра­ботке скоропортящихся продуктов и тем самым намечены основные направления новой отрасли прикладной- науки — холодильной техно­логии и хранения пищевых продуктов.

Значительную работу по развитию холодильной техники и техно­логии, систематизации исследований и обобщению опыта работы хо­лодильных предприятий провели российские ученые М.В. Тухшнайд, Д.А. Христодуло, Я.Я.Никитинский, Д.Г. Рютов, Ф.В. Церевитинов, Г.Б. Чижов, Н.А. Головкин, Э.И. Каухчешвили и многие другие.. >

В настоящее время в нашей стране создано крупное развитое холо­дильное хозяйство. В отраслях пищевой, промышленности и торговле функционирует около З,3 тыс. холодильников общей вместимостью 7 млн т, в том числе около 2 млн т для хранения фруктов и овощей. Ве­дется строительство специализированных холодильников в местах вы­ращивания сельскохозяйственных культур и производства продуктов.

В России создана и действует непрерывная, холодильная цепь, по­зволяющая сохранить качество и массу продовольственных продуктов на всех этапах товародвижения от производства до потребления. Внед­рение искусственного холода, совершенствование технических средств и методов холодильной обработки и хранения продуктов способствуют снижению потерь и сохранению их биологической ценности.

Технологические процессы на холодильниках требуют больших
материальных и трудовых затрат, так как термическая обработка и хранение пищевых продуктов связаны с производством и использованием
холода, операциями по приему, внутрискладскому перемещению, складированию и выдаче продовольственных грузов. Необходимость материального и технического обеспечения указанных процессов определяет межотраслевые связи холодильного хозяйства с холодильным машиностроением, приборостроением, химической промышленностью и
другими отраслями народного хозяйства.

Своеобразие холодильного хозяйства проистекает из разнороднос­ти его звеньев, поскольку наряду с совокупностью однородных пред­приятий (распределительные холодильники) в него входят холодиль­ники предприятий агропромышленного комплекса (мясной, молочной, рыбной, пищевой промышленности и сельского хозяйства) и потребко­операции. Однако, не будучи самостоятельной отраслью, холодильное хозяйство является единым организационно-хозяйственным комплек­сом, что обусловливается общностью задач его взаимосвязанных звеньев.

В оптовой и розничной торговле с помощью искусственного холода хранится и реализуется значительное количество пищевых продуктов. '

Холод широко используют не только в отраслях агропромышленного комплекса, на транспорте и в торговле, но и в других отраслях народного хозяйства. Он находит применение на предприятиях химической, горной, строительной, нефтеперерабатывающей, металлургической, текстильной, и других отраслей промышленности, в медицине, спорте, быту и т. д.

Специалист торговли должен уметь с помощью холода целенаправленно управлять изменением физических, химических и биологических свойств продуктов для сохранения их высокого качества и доведения до минимума потерь в процессе товародвижения. В учебнике "Холодильная техника и холодильная технология пищевых продуктов" рассматриваются физические основы и технические средства получения низких температур, устройство и теплотехнический расчет охлаждаемых сооружений, вопросы технической эксплуатации холодильников и холодильных установок, холодильная технология пищевых продуктов и использование холода в отраслях агро­промышленного комплекса, в торговле. В связи с необходимостью комплексного развития холодильной промышленности уделено внима­ние общим принципам построения единой непрерывной холодильной цепи.

За последнее десятилетие произошли значительные изменения в холодильном машиностроении, номенклатуре холодильного оборудования, типах холодильных машин и конструкциях теплообменных ап­паратов. Претерпели эволюцию охлаждаемые сооружения, их теплои­золяционные конструкции, схемы автоматизации холодильных устано­вок, схемы и средства механизации грузовых работ. В холодильном транспорте заметную роль стали играть изотермические и охлаждае­мые контейнеры. Расширилось использование искусственного холода в различных отраслях народного хозяйства страны, появились более совершенные установки для охлаждения и замораживания пищевых продуктов.

Все эти изменения учтены в настоящем учебнике, который предназначены для студентов торговых и пищевых вузов.

 

Требование к уровню освоения содержания курса

В результате усвоения учебной дисциплины «Холодильная техника и технология» студент должен:

Знать:

Ø Основы современного холодильного оборудования

Ø Теоретические основы холодильной обработки и хранения продуктов

Ø Методы холодильной обработки замораживанием

Ø Основные принципы консервирования пищевых продуктов

Ø Основные процессы охлаждения, замораживания, отепления и размораживания пищевых продуктов

 

Уметь:

Ø Различать способы холодильной обработки пищевых продуктов

Ø Использовать теоретические знания процесса охлаждения, замораживания, отепления и размораживания пищевых продуктов в практических целях

Ø Выявлять особенности холодильной обработки пищевых продуктов

Ø Оценивать конкурентоспособность охлажденных, замороженных, отепленных и размороженных пищевых продуктов.

 

Целью дисциплины является формирование у студентов навыков организации экспериментов, овладение минимальными практическими навыками планирования испытаний, проведения и обработки результатов экспериментов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- овладеть основами организации, планирования и проведения экспериментальных работ;

- иметь четкое представление о важности и необходимости предварительного планирования всех элементов экспериментальной работы;

- уметь проводить метрологический анализ результатов, владеть аппаратом такого анализа;

- овладеть практическими навыками планирования эксперимента при решении различных инженерных задач;

- иметь представление о практической направленности всех положений, связанных с планированием и обработкой результатов экспериментов.

 

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- высшая математике (разделы дифференциальное исчисление, теория матриц);

- теория вероятности и теории случайных функций;

- математическая статистика;

- основы метрологии и измерительной технике.


Лекция 1. Вводная

Основные понятия и определения

 

Под экспериментом будем понимать совокупность операций совершаемых над объектом исследования с целью получения информации о его свойствах. Эксперимент, в котором исследователь по своему усмотрению может изменять условия его проведения, называется активным экспериментом. Если исследователь не может самостоятельно изменять условия его проведения, а лишь регистрирует их, то это пассивный эксперимент.

Важнейшей задачей методов обработки полученной в ходе эксперимента информации является задача построения математической модели изучаемого явления, процесса, объекта. Ее можно использовать и при анализе процессов и при проектировании объектов. Можно получить хорошо аппроксимирующую математическую модель, если целенаправленно применяется активный эксперимент.

Другой задачей обработки полученной в ходе эксперимента информации является задача оптимизации, т.е. нахождения такой комбинации влияющих независимых переменных, при которой выбранный показатель оптимальности принимает экстремальное значение.

Опыт – это отдельная экспериментальная часть.

План эксперимента – совокупность данных определяющих число, условия и порядок проведения опытов.

Планирование эксперимента – выбор плана эксперимента, удовлетворяющего заданным требованиям, совокупность действий направленных на разработку стратегии экспериментирования (от получения априорной информации до получения работоспособной математической модели или определения оптимальных условий). Это целенаправленное управление экспериментом, реализуемое в условиях неполного знания механизма изучаемого явления.

В процессе измерений, последующей обработки данных, а также формализации результатов в виде математической модели, возникают погрешности, и теряется часть информации, содержащейся в исходных данных. Применение методов планирования эксперимента позволяет определить погрешность математической модели и судить о ее адекватности. Если точность модели оказывается недостаточной, то применение методов планирования эксперимента позволяет модернизировать математическую модель с проведением дополнительных опытов без потери предыдущей информации и с минимальными затратами.

Цель планирования эксперимента – нахождение таких условий и правил проведения опытов, при которых удается получить надежную и достоверную информацию об объекте с наименьшими затратами труда, а также представить эту информацию в компактной и удобной форме с количественной оценкой точности.

Пусть интересующее нас свойство (Y) объекта зависит от нескольких (n) независимых переменных (Х1, Х2, …, Хn) и мы хотим выяснить характер этой зависимости - Y=F(Х1, Х2, …, Хn), о которой мы имеем лишь общее представление. Величина Y – называется “ отклик ”, а сама зависимость Y=F(Х12, …, Хn) – “ функция отклика ”.

Отклик должен быть определен количественно. Однако могут встречаться и качественные признаки Y. В этом случае возможно применение рангового подхода. Пример рангового подхода - оценка на экзамене, когда одним числом оценивается сложный комплекс полученных сведений о знаниях студента.

Независимые переменные Х1, Х2, …, Хn – иначе факторы, также должны иметь количественную оценку. Если используются качественные факторы, то каждому их уровню должно быть присвоено какое-либо число. Важно выбирать в качестве факторов лишь независимые переменные, т.е. только те которые можно изменять, не затрагивая другие факторы. Факторы должны быть однозначными. Для построения эффективной математической модели целесообразно провести предварительный анализ значимости факторов (степени влияния на функцию), их ранжирование и исключить малозначащие факторы.

Диапазоны изменения факторов задают область определения Y. Если принять, что каждому фактору соответствует координатная ось, то полученное пространство называется факторным пространством. При n=2 область определения Y представляется собой прямоугольник, при n=3 – куб, при n >3 - гиперкуб.

При выборе диапазонов изменения факторов нужно учитывать их совместимость, т.е. контролировать, чтобы в этих диапазонах любые сочетания факторов были бы реализуемы в опытах и не приводили бы к абсурду. Для каждого из факторов указывают граничные значения

i = 1, …, n.

Регрессионный анализ функции отклика предназначен для получения ее математической модели в виде уравнения регрессии

,

где В1, …, Вm – некоторые коэффициенты; е – погрешность.

Среди основных методов планирования, применяемых на разных этапах исследования, используют:

- планирование отсеивающего эксперимента, основное значение которого выделение из всей совокупности факторов группы существенных факторов, подлежащих дальнейшему детальному изучению;

- планирование эксперимента для дисперсионного анализа, т.е. составление планов для объектов с качественными факторами;

- планирование регрессионного эксперимента, позволяющего получать регрессионные модели (полиномиальные и иные);

- планирование экстремального эксперимента, в котором главная задача – экспериментальная оптимизация объекта исследования;

- планирование при изучении динамических процессов и т.д.

Инициатором применения планирования эксперимента является Рональд А. Фишер, другой автор известных первых работ – Френк Йетс. Далее идеи планирования эксперимента формировались в трудах Дж. Бокса, Дж. Кифера. В нашей стране - в трудах Г.К. Круга, Е.В. Маркова и др.

В настоящее время методы планирования эксперимента заложены в специализированных пакетах, широко представленных на рынке программных продуктов, например: StatGrapfics, Statistica, SPSS, SYSTAT и др.

Представление результатов экспериментов

 

При использовании методов планирования эксперимента необходимо найти ответы на 4 вопроса:

- Какие сочетания факторов и сколько таких сочетаний необходимо взять для определения функции отклика?

- Как найти коэффициенты В0, В1, …, Bm?

- Как оценить точность представления функции отклика?

- Как использовать полученное представление для поиска оптимальных значений Y?

Геометрическое представление функции отклика в факторном пространстве Х1, Х2, …, Хn называется поверхностью отклика (рис. 1).

Рис. 1. Поверхность отклика

 

Если исследуется влияние на Y лишь одного фактора Х1, то нахождение функции отклика - достаточно простая задача. Задавшись несколькими значениями этого фактора, в результате опытов получаем соответствующие значения Y и график Y =F(X) (рис. 2).

Рис. 2. Построение функции отклика одной переменной по опытным данным

 

По его виду можно подобрать математическое выражение функции отклика. Если мы не уверены, что опыты хорошо воспроизводятся, то обычно опыты повторяют несколько раз и получают зависимость с учетом разброса опытных данных.

Если факторов два, то необходимо провести опыты при разных соотношениях этих факторов. Полученную функцию отклика в 3х-мерном пространстве (рис. 1) можно анализировать, проводя ряд сечений с фиксированными значениями одного из факторов (рис. 3). Вычлененные графики сечений можно аппроксимировать совокупностью математических выражений.

Рис. 3. Сечения поверхности отклика при фиксированных откликах (а)
и переменных (б,в)

 

При трех и более факторах задача становится практически неразрешимой. Если и будут найдены решения, то использовать совокупность выражений достаточно трудно, а часто и не реально.

Например, пусть необходимо исследовать влияние U, f и Rr на Мпи P2 асинхронного двигателя (АД) (рис. 4).

 

Рис. 4. Исследование влияния U, f и Rr на Мпи P2 АД

 

Если в диапазоне изменения каждого фактора взять хотя бы по шесть точек

то для того чтобы выполнить опыты при всех возможных сочетаниях значений факторов (их три) необходимо выполнить 63=216 опытов и сформировать по 62=36 кривых для каждой из двух функций отклика. Если мы хотим хотя бы продублировать опыты чтобы снизить погрешность, то число опытов пропорционально возрастает, поэтому произвольное выполнение опытов при числе факторов более двух и использование их результатов - практически нереально.

Большую роль играет владение некоторыми специальными способами предоставления полученных данных в наглядной - краткой и схематизированной - форме. Информация, сконцентрированная на одной небольшой площади, позволяет одновременно воспринимать различные по содержанию сведения в их сравнении.

Табличный способ изображения данных позволяет представить подробные количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).

Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами, имеющими какие-либо функционально-логические связи. При составлении матрицы связи или их отсутствие отмечаются в клетках условными знаками. Результирующий вид матрицы обнаруживает наличие связей между различными факторами исследуемого процесса.

Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики—полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение независимой переменной (время, место, категория и др.), а по оси “Y” — значение или порядок признака.

Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются интервальные (дискретные значения какой-либо группировки), в результате чего график становится “ступенчатым”.

Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник и др.).

Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек — вершин, соединенных отрезками-ребрами. Вершины графа могут обозначать различные компоненты, параметры, факторы, а ребра — отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит “дерево” целей.

 

2.1. Правовое регулирование налоговых отношений в России.

2.2. Понятие и виды налогов.

2.3. Элементы налога.

2.4. Налоговые органы РФ, их структура, права и обязанности.

2.5. Налогоплательщики, налоговые агенты, их права и обязанности.

 

2.1. Основным документом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый Кодекс Российской Федерации. Он состоит из двух частей:

Часть 1: Содержит правила налогообложения общего характера: понятие и виды налогов, правила уплаты, права и обязанности субъектов налогообложения, правила налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Часть 2: Специальная, содержит правила исчисления и уплаты конкретных налогов.

Всего НК РФ содержит 31 главу и 398 статей.

Кроме НК, налоговые отношения регулируются и другими нормативно-правовыми актами. Прежде всего, это нормативно-правовые акты региональных и местных уровней власти.

Региональный уровень – субъекты федерации – края, республики, области.

Местный уровень – муниципальные образования – города, районы.

На практике также применяются различные нормативные документы органов исполнительной власти: Министерства Финансов, Федеральной Налоговой Службы, таможенных органов, судебных органов.

 

2.2. Ст. 8, п. 1: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Таким образом, отличительные черты (свойства) налога:

1. обязательность

2. индивидуальная безвозмездность

3. выражается в денежной форме

Сбор также является налоговым платежом. Ст. 8, п. 2: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий.

Сбор отличается от налога тем, что уплативший его получает от государственных органов юридически значимые действия для себя.

К неналоговым платежам относятся только те, что предусмотрены неналоговым законодательством.

Налоги РФ (13)
Федеральные (8) Региональные (3) Местные (2)
1. На прибыль (Гл. 25) 2. НДС (Гл. 21) 3. Акциз (Гл. 22) 4. НДФЛ (Гл. 23) 5. Госпошлина (Гл. 25.3) 6. На добычу полезных ископаемых (Гл. 26) 7. Водный (Гл. 25.2) 8. Сбор за использование биологических ресурсов (Гл. 25.1) 1. Транспортный (Гл. 28) 2. На игорный бизнес (Гл. 29) 3. На имущество организаций (Гл. 30) 1. Земельный (Гл. 31) 2. На имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991 №2003-1)

 

Деление налогов на указанные группы связано с правомочиями различных уровней власти в установлении и введении налогов. Федеральные налоги полностью регулируются НК и обязаны к применению на всей территории РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются НК и нормативными актами субъектов федерации и муниципальных образований.

Все, указанные выше налоги образуют общую (традиционную) систему налогообложения. Кроме нее, НК предусмотрены специальные налоговые режимы:

1. Упрощенная система налогообложения (Гл. 26.2.)

2. Единый налог на вмененный доход (Гл. 26.3.)

3. Единый сельскохозяйственный налог (Гл. 26.1.)

Кроме приведенной выше существуют еще множество классификаций налогов. Некоторые из них:

По форме взимания различают налоги:

a) Прямые (устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, следовательно, денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством)

b) Косвенные (взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель)

По степени обложения выделяют три группы налогов:

a) Прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения.

b) Пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта.

c) Регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения.

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

a) Общие (могут быть использованы для финансирования любых нужд государства).

b) Специальные (имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе).

 

2.3. Ст.17, п.1. «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. порядок исчисления налога;

6. порядок и сроки уплаты налога.

Ст.17, п. 2. В необходимых случаях … могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком».

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При выборе объекта налога учитывается возможность сбора налога, уклонения от налога, контроля налога.

Налоговая база - стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки могут быть выражены в рублях или процентах от налоговой базы.

Налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (год, квартал, месяц). Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. По результатам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи.

Порядок исчисления налога – раскрывает методику расчета налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Порядок уплаты.

· Налоги в РФ исчисляются и уплачиваются в рублях

· Форма платежа может быть наличной и безналичной

· Налог можно платить сразу одной суммой или делать разбивку на несколько платежей

Срок уплаты – конкретная дата или период времени, в который должен быть уплачен налог

Льготы - преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Могут проявляться в полном освобождении от уплаты налога, освобождении на ограниченное время, понижении налоговой ставки или базы. Льготы могут устанавливаться НК РФ, а также решениями региональной и местной власти.

 

2.4. Состав и структура налоговых органов РФ

 

 

Межрайонные инспекции бывают двух категорий:

1. Обслуживающие определенные категории налогоплательщиков (по работе с крупнейшими налогоплательщиками)

2. Контролирующие налогоплательщиков нескольких административных районов

 

Права налоговых органов (Ст. 31):

1) требовать от налогоплательщика документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) обследовать помещение налогоплательщика, производить выемку документов, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

4) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы (с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – путем принудительного списания со счетов в банке; с физических лиц – через суд иск обращается на денежные средства и имущество);

5) приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщика;

6) определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании информации об аналогичных налогоплательщиках;

7) налагать штрафы за нарушения налогового законодательства;

8) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и свидетелей.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля (Ст. 90):

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

9) предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.

 

Обязанности налоговых органов (Ст.32):

1) соблюдать налоговое законодательство;

2) вести учет организаций и физических лиц;

3) принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

4) соблюдать налоговую тайну и другие обязанности в соответствии с федеральными законами.

 

2.5. Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов.

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица.

Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налогоплательщиками являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (индивидуальные предприниматели), и просто граждане, не ведущие такой деятельности.

 

Права налогоплательщиков (Ст.21):

1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2) получать от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

3) возврат сумм излишне взысканных или уплаченных налогов, пени, штрафов;

4) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки;

5) обжаловать акты налоговых органов;

6) на возмещение убытков, причиненных налоговыми органами.

Убытки (Ст. 15) - расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных (упущенная выгода).

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (Ст. 103).

7) участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (Ст. 26).

Не могут быть уполномоченными представителями (Ст. 29):

§ должностные лица налоговых органов,

§ таможенных органов,

§ органов государственных внебюджетных фондов,

§ органов внутренних дел,

§ судьи,

§ следователи

§ прокуроры.

 

Обязанности налогоплательщиков (Ст. 23):

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

 

Организации подлежат постановке на учет:

· по месту нахождения организации

· по месту нахождения ее обособленных подразделений (обособленное подразделение - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места)

· по месту нахождения недвижимого имущества

· по месту регистрации транспортных средств

Физические лица подлежат постановке на учет:

· по месту жительства

· по месту нахождения недвижимого имущества

· по месту регистрации транспортных средств

Организация обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет обособленного подразделения подается в течение одного месяца со дня его создания.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

При постановке на учет присваивается ИНН и выдается свидетельство о постановке на учет. ИНН у организации один, даже если она состоит на учете в нескольких налоговых инспекциях. Код причин постановки на учет (КПП) является дополнением к ИНН в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах. КПП присваивается при постановке на учет как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений.

 

3) представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты). Формы налоговых деклараций и сроки их предоставления оговариваются в НК РФ применительно к каждому налогу. Декларации и отчетность могут сдаваться на бумажных носителях лично налоговому инспектору и по почте и на электронных носителях;

4) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

5) сообщать в налоговые органы о следующих фактах:

· об открытии или о закрытии счетов (в течение семи дней);

· об участии в российских и иностранных организациях (не позднее одного месяца со дня начала такого участия);

· обо всех обособленных подразделениях (в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения);

· о реорганизации или ликвидации организации (в течение трех дней со дня принятия такого решения).

 

Налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет РФ

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Основные обязанности налоговых агентов:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет

2) письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

  1. Авдеев В. А. Правовое регулирование посткриминального поведения несовершеннолетних история и современность / В. А. Авдеев - Иркутск: Оттиск, 2001.
  2. Беляева Л. И. Отечественный опыт правосудия в отношении несовершеннолетних (Начало XX в.) / Л. И. Беляева // Журнал российского права. - 2003. - № 1.
  3. Беляева Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX - начало XX вв.) / Л. И. Беляева, Академия МВД России. - М., 1995
  4. Бехтерев Ю. Ю. К вопросу о юридической природе трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей / Ю. Ю. Бехтерев // Адм. вестник. - 1926. - № 5
  5. Бехтерев Ю. Ю. Уральский областной трудовой дом для несовершеннолетних правонарушителей: по материалам обследования инспектора ревизора главного управления местами заключения А. И. Швей / Ю. Ю. Бехтерев // Адм. вестник. - 1926. -№ 2.
  6. 6 Гернет М. Н. Изучение преступности в СССР: избранные про­изведения / М. Н Гернет. - М., 1974.
  7. Глушаченко С. Б. Организация и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в РСФСР: (1918-1920 гг.) / С. Б. Глушаченко // История государства и права. - 2004. - № 3.
  8. Дашин А В. Становление системы профилактики беспризорности и защиты прав несовершеннолетних в дореволюционной России: по материалам Северо-Западного Кавказа / А. В. Дашин // История государства и права. - 2004. - № 4.
  9. Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью / А. Н. Кривоносов // Государство и право. - 2003. - № 7.
  10. Колосок С. В. Реализация тюремной реформы в отношении несовершеннолетних преступников и детей арестантов Иркутской губернии / С. В. Колосок // Силовые структуры история и современность: сб. ст. / отв. ред. В В. Черных. - Иркутск, 2002.
  11. Кривенко Т Д. Некоторые вопросы деятельности специальных воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей / Т. Д. Кривенко // Вопр. борьбы с преступностью: вып. 10 / отв. ред. И. И. Карпец. - М., 1969.
  12. Корнев И. В. Историческое развитие российского законода­тельства о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетними / И. В. Корнев // Журнал российского права. - 2006. - № 1.
  13. Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры / П. И. Люблинский. - М., 1911.
  14. Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте: (социально-правовые очерки) /ПИ. Люблинский. - М, 1923.
  15. Мельникова Э. Б. Из истории российской ювенальной юстиции / Э. Б. Мельникова // Правозащитник - 1998. - № 3.
  16. Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность / Э. Б. Мельникова; отв. ред. Ф М. Решетников; Ин-т государства и права АН СССР. - М.: Наука, 1990.

[1] 31 Бернер А. Ф. Учебник уголовного права с примечаниями, приложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному Н. Неклядова. СПб., 1865. Т. 1. Часть общая. С. 348: Цит по: Авдеев В. А. Указ. соч. С. 9

[2] Бабушкин А В. Настольная книга юриста-ювеналиста. М., 1999. С. 5

[3] С. Каппица – воспитание через формирование условных рефлексов (урна рядом или за три квартала)

[4] Идеология разошлась с практикой, поскольку для решения определенных задач в сжатые сроки требовались иные методы.

[5] Авдеев В. А. Правовое регулирование посткриминального поведения несо­вершеннолетних: история и современность. Иркутск, 2001. С. 7

[6] Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М, 1997. С. 8.

[7] Знай свои права: Подросток в местах заключения. М., 1997. С. 40.

[8] Беляева Л. И. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних в Рос­
сийской империи // Подросток и Закон. М., 2002. С. 9.

[9] Бабушкин А. В, Невский В. В. Подросток и тюрьма. Проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. М, 2002. С. 24.

[10] Залеский В. Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. Казань, 1917.

[11] Верещагина Н. И. Трудовые колонии. СПб., 1906; Верещагина Н. И. Трудовые колонии // Трудовая помощь. 1908. № 10. С. 477; Иверонов С. Истории одного опыта. Трудовая колония для несовершеннолетних. М., 1914; Иверонов С. Детские трудовые сельскохозяйственные колонии. М., 1915.

[12] Молокова Г. С. Возрождение ювенальной юстиции в России // Бюллетень управления судебного департамента в Иркутской области. Вып. № 21. С. 7.

[13] Беляева Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX - начало XX вв.). М., 1995. С. 13.

[14] Дриль Д. Тюрьма и принудительное воспитание // Журнал Министерства юстиции 1900. №5. С. 177.

[15] Авдеев В. А. Правовое регулирование посткриминального поведения несо­вершеннолетних: история и современность. Иркутск, 2001. С. 65. 74

[16] Наумов А. Между прошлым и будущим// Зона без ретуши: Пенитенциарная система Приангарья в статьях и очерках / сост. А.В. Наумов. Иркутск, 2002. С. 82

1. Методологические основы культурологии.

2. Многообразие подходов и направлений в культурологии.

3. Культурологические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева.

4. Концепции локальных культур О. Шпенглера и А. Тойнби.

5. Историософская теория К. Ясперса.

6. Концепции культуры как игры И. Хейзинги и С. Лема.

7. Теория суперсистем П. Сорокина.

8. Культурно-исторические концепции евразийцев.

9. Этногенетическая теория Л. Гумилева.

 

Актуализация проблемы сохранения духовности и культурных ценностей в конце XX столетия обусловила поворот целого ряда научных дисциплин к исследованию сущности и функционирования феномена культуры. Процесс научного осмысления такого феномена, как культура, требует использования определенных методологических основ. Иными словами, исследование культуры необходимо проводить в рамках той или иной философской мысли. Именно различие методологических основ обуславливает наличие трех подходов в исследовании и осмыслении феномена культуры, а именно: системный, деятельностный и ценностный (аксиологический) подходы.

Согласно отечественной научной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, стремящейся выработать целостный, системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества. В границах такой методологии возникло искусственное деление целостного культурного процесса на материальный и духовный уровни. Следует отметить, что исследователи стали все меньше внимания уделять материальной культуре, сосредоточивая усилия на изучении духовной стороны культуры.

Такого рода методологическая основа исследования культуры ограничила понимание сущности феномена культуры, ибо в тени остались проблемы, связанные с творческим процессом и многомерностью культуры (ведь ориентация была на результативный характер явлений культуры). Вместе с тем такой подход раскрывает социальную сущность культуры, поэтому он стал теоретической основой для дальнейших методологических поисков в ходе исследования культуры. Культура стала пониматься как нечто, что скрывается за диалектикой «материального» и «духовного», это, в свою очередь, стимулировало поиск единого истока и сути культуры.

Таким истоком стал деятельностный подход, на основе которого были созданы разнообразные модели культуры как целостной системы. В рамках этого подхода, характерного для отечественной культурологии, наибольшее распространение получили две ориентации. Для представителей первой (Н. Каган, Н. Злобин и др.) культура является процессом творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Здесь внимание акцентируется на том, что культура дает возможность человеку родиться второй раз (первое рождение — это биологический акт!).

Адепты второй ориентации (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов) усматривают в культуре специфический способ деятельности, который способствует сохранению и воспроизведению цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира (в предыдущей лекции рассматривается подробно именно эта ориентация). Разные ориентации, существующие в рамках деятельностного подхода, дополняют друг друга и имеют общую методологическую основу — культура выводится из человеческой деятельности. Деятельностный подход к сущности культуры выступает определенной основой для исследования и локальных культур, и исторических типов культуры, а также соотношения культуры и цивилизации.

Изучение же таких сложных проблем, как культура и ценности, культура и духовная жизнь, требует иных методологических основ. Здесь уместен ценностный (аксиологический) подход — культура является функцией человеческого рода, она включает в себя те способы, при помощи которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности — сохранение вида «гомосапиенс», определяя тем самым и главную ценность — человека. Таким образом, именно человек, человеческий род выступают абсолютной культурной ценностью. Аксиологический подход к проблемам культуры обусловлен как противоположностью культуры природе, так и тем, что не все социальные явления входят в мир культуры (достаточно напомнить тенденцию к разрушению системы культурных ценностей или элемента этой системы, поэтому, и говорят об «антикультуре»).

В культурологии наблюдается многообразие подходов, направлений и школ, которые из-за ограниченности объема книги придется просто перечислить. Одним из первых подходов в изучении культуры является антропологический, формирование его началось теориями ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Последним присуща абсолютизация принципа непрерывности исторического процесса. Затем сформировался культурантропологический подход, разработанный в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фромма, А. Кребера, Ф. Клакхона и др. В рамках этого подхода сложился ряд школ: функционализм, структурализм и пр. Так, обобщив собственные исследования племен Новой Гвинеи и Океании, Б. Малиновский вместе с Радклифф-Брауном сформулировал три основных постулата функционализма: каждая культура — это целостность (как следствие функционального единства общества); каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай или обряд, поклонение или верование выполняют определенную жизненно важную функцию для культуры; для сохранения культурой ее целостности каждый ее элемент является незаменимым.

В современной западной культурологии широкое распространение получил социологический подход, или социология культуры. Ее представители: П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, К). Хабермас — внесли значительный вклад в разработку проблем культурно-исторического процесса. Цель социологии культуры — применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в границах этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь одну из ее сторон.

Структуралистский подход в культурологии развивают К. Леви-Строс и М. Фуко. Главной проблемой культурологии Леви-Строс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики. Не менее интересен игровой подход к культуре, который излагается в трудах И. Хейзинги и С. Лема (об этом речь будет идти ниже). Получает распространение и семиотический подход, когда культура рассматривается как символическая система. Здесь известны труды Э. Кассирера, 3. Лангер, Ч. Морриса, Ю. Лотмана и др.; в них внимание акцентируется на семиотическом характере искусства во всех его разновидностях (в частности, музыки, абстрактной живописи), не инструментального знания и широкого круга развлекательной деятельности.

И, наконец, существует биосферный подход к исследованию культуры, разделяемый такими учеными, как К. Лоренц, Б. Скиннер и др., и имеющий эвристический потенциал. Если рассматривать нашу планету как всеохватывающую систему, то правомерна попытка понять куль-

туру с биосферной точки зрения. Это и делает К. Лоренц, постулирующий в своей книге «По ту сторону зеркала» следующее: 1) субъектом эволюции являются целостные системы, 2) более сложные системы обладают свойствами, не сводимыми к свойствам простых систем, из которых они состоят. На этом основании им делается Попытка проследить историю эволюции систем, начиная с простых клеток и кончая сложными культурами. Иными словами, культуры (и цивилизации) являются частью биосферы, которая сама есть частица Вселенной. В рамках указанных выше подходов, которые часто переплетаются, существует разнообразие школ различного типа. Например, одни исследователи придерживаются рационализма (Н. Леви-Строс, М. Фуко, Ю. Лотман и др.), другие являются приверженцами иррационализма (К. Ясперс, К. Юнг и пр.). Иррационалистические представления о сущности культуры сформировались в «философии жизни» Ницше, Бергсона, трудах экзистенциалистов Ясперса, Сартра, Камю и др.

Интересно, что рассмотренные выше подходы и направления в культурологии используются теоретиками национально-освободительного движения и стран так называемого «третьего мира» в борьбе с концепциями европейских культурологов. Так, иррационализм, культурантропологический подход применяется в таких концепциях культурно-исторического процесса, как негритюд, индеанизм, «черное самосознание», панарабизм, пантюркизм и т.д. Тот же негритюд представляет собою форму борьбы ценностно-эмоциональной культуры негров-берберов против рационально-холодной культуры Запада.

В концепции негритюда негритянская культура наделяется чертами, которые объединяют ее с природой и космическими циклами (концепция негритюда создана Л. Сенгором). Данная культура характеризуется целостностью мироощущения, развитой интуицией, а в социальном плане — утверждением справедливости и взаимопомощью. В противовес негритянской культуре, считает Л. Сенгор, культура европейцев является символом «холодного научного мышления» и всеохватывающего анализа. Стремясь познать и преобразовать природу, эта культура в действительности уничтожает ее. В свою очередь, развитие техники и широкое применение механических устройств приводят к нивелированию личности и, как реакция на это, к расширению жестокого индивидуализма и насилия в виде классовой борьбы и колониализма. Глубинный антигуманизм западной культуры, склонность белых к насилию и захвату чужого Л. Сенгор выводит из ее парадигмы. Отсюда недалеко до мессианизма негроафриканцев, чтобы спасти мировую цивилизацию от насилия белых.

Теперь рассмотрим основные концепции культуры, пользующиеся Значительной известностью. Прежде всего, обратим внимание на книгу Н.Я. Данилевского (1822—1885) «Россия и Европа», в которой обосновывается концепция многолинейного и замкнутого развития культур. Им на богатом эмпирическом материале выдвинута теория культурно-исторических типов, оказавшей большое влияние на современную западную философию культуры. Эта теория представляет собою теорию множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентристской и линейной концепции мировой культуры. Наш ученый характеризуется на Западе как основатель популярного ныне там подхода пространственно-временной локализации явлений культуры. ' Н.Я. Данилевский разделил все самобытные цивилизации на три класса: положительные, отрицательные деятели и служащие чужим целям цивилизации. К первому относятся: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская) и бурятская. К ним еще следует добавить не успевшие завершить своего развития мексиканскую и перуанскую цивилизации. Эти культурно-исторические типы представляют собой положительных деятелей в истории человечества, они содействовали прогрессу человеческого духа. Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы (гунны, монголы, турки) которые помогают «испустить дух борющимся со смертью цивилизациям». К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации (финны и др.), коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций «в качестве этнографического материала».

Согласно теории Н.Я. Данилевского, человечество отнюдь не является чем-то единым, «живым целым», оно скорее представляет собою живую стихию, отлитую в формы, аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм и есть «культурно-исторические типы», имеющие свои линии развития. Между ними имеются общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, которое существует только в народности. Оригинальность основной идеи Н.Я. Данилевского состоит в том, что отвергается единая нить в развитии человечества, отвергается мысль об истории как прогрессе некоего общего, или «мирового», разума, некоей общей цивилизации, которую отождествляют с европейской. Такой цивилизации просто-напросто нет, существует множество развивающихся отдельных цивилизаций, каждая из которых вносит свой вклад в общую сокровищницу человечества. И хотя эти цивилизации сменяются и исчезают, человечество живет, постоянно пользуясь этим общим сокровищем и становясь, все более богатым. Вот в какой области и какой прогресс в общем ходе истории признавался нашим соотечественником.

Одним из сторонников позиции Н.Я. Данилевского был известный писатель, дипломат и историк К. Леонтьев (1831—1891). Он вошел в культурологию как автор сборника «Восток, Россия и славянство». К. Леонтьев в общем разделял концепцию замкнутого развития культур Данилевского, но, в отличие от него, принадлежность к тому или иному культурно-историческому типу связывал не столько с национальной, сколько с религиозной конфессией. В этом К. Леонтьев предвосхитил концепцию локальных культур А. Тойнби. Так, создание русско-славянского типа культуры он, прежде всего, связывал с усилением православия и возвращением к державному византизму.

Считая, что политическая демократия враждебна сущности культуры, К. Леонтьев был ярым противником революционного движения. Одновременно он критиковал царизм, но «справа». В конце жизни выступал за объединение самодержавия с социалистическим движением; объединение усилий царизма и католической церкви в борьбе с либерально-демократическими силами Европы.

Теория Н.Я. Данилевского оказала сильное влияние на творчество немецкого мыслителя О. Шпенглера, предвосхитив многие положения его знаменитой книги «Закат Европы». В ней вынесен суровый приговор современной западной цивилизации за ее голый техницизм и отсутствие животворящих органических начал. О. Шпенглер различает возможную (как идею) и действительную (в виде тела идеи) культуру, доступную восприятию человека: поступки и настроения, религия и государство, искусство и науки, народи и города, экономические и общественные формы, языки, право, обычаи, характеры, черты лица и одежды. История, подобно жизни в ее становлении, является осуществлением возможной культуры: «Культуры суть организмы. История культуры — их биография... История культуры есть осуществление ее возможностей».

В шпенглеровской концепции культуры несоизмеримы друг с другом, ибо у каждой из них имеется свой прасимвол (душа), своя специфическая математика, свое искусство и т.д. Мировая история в целом представляет собой как бы пестрый луг, на котором растут совершенно различные прекрасные цветы, не похожие друг на друга. Вместе с тем следует отметить, что, подобно организмам, ку

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. 1. Социокультурная ситуация в средневековой Западной Европе | Лекция 20
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.357 сек.